Роль семьи в нравственном воспитании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 12:17, контрольная работа

Описание

Плохое семейное воспитание почти всегда ведёт к невосполнимым потерям в формировании нужных нам личностных качеств ребёнка. В такой семье нет должной гармонии чувств, ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей и эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку. В таких случаях никакое, даже хорошо организованное общественное воспитание практически не может восстановить эти потери.

Содержание

Семья, как фактор развития ребёнка……………………………………..3
Формирование основ нравственной культуры личности ………………5
Воспитание трудолюбия………………………………………………...12
Формирование эстетической культуры средствами искусства……….16
Нравственные основы полового воспитания…………………………..18
Заключение ………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

К.Р. ЭТИКА.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)
Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный  университет 

имени В.М. Шукшина»

Педагогический  факультет  
 
 

Роль  семьи в нравственном воспитании личности

 
 
Контрольная работа по дисциплине: «ЭТИКА»
Выполнила: студентка 1 курса ПФ

Н – ZДПП 091 группы ОЗО

Бурмистрова Анна Александровна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бийск,  2009
 

     Содержание 
 

  1. Семья, как фактор развития ребёнка……………………………………..3
  2. Формирование основ нравственной культуры личности ………………5
  3. Воспитание  трудолюбия………………………………………………...12
  4. Формирование эстетической культуры средствами искусства……….16
  5. Нравственные  основы полового воспитания…………………………..18

    Заключение  ………………………………………………………………….21

    Список  литературы…………………………………………………………22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Семья, как фактор развития ребёнка 

     Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире (много ли, мало ли; истинные либо ложные), здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки — добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.

    Термин  «семья» определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном  союзе и родственных  отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

     Сегодня уже можно считать доказанным, что истоки нравственного благополучия или неблагополучия следует искать, прежде всего, в семейном воспитании. И это вполне объяснимо: в детстве и раннем детстве семья почти безраздельно формирует личность ребёнка. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, событиям  и вещам, их отношения между собой – всё это влияет на детей и формирует личность.

     У добротного семейного воспитания есть свои уникальные особенности: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умение прощать, чувство долга. Они весьма эффективно влияют на становление будущего человека и гражданина.

    В такой семье близкие люди, которые понимают ребёнка  и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий... он там свой. Его любят ни за что. Просто любят и всё!

    Чувство любви со всей гармонией различных  нюансов его проявления сопровождает в семье ребёнка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

    Плохое  семейное воспитание почти всегда ведёт  к невосполнимым потерям в  формировании нужных нам личностных качеств ребёнка. В такой семье нет должной гармонии чувств, ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей и  эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку. В таких случаях никакое, даже хорошо организованное общественное воспитание практически не может восстановить эти потери.

    Слабое  общение с взрослыми членами  семьи и фактическое выпадение  из внутрисемейных отношений пагубно  сказываются на ребятах. Они теряют чувство ответственности по отношению к близким людям, не учитывают и не желают учитывать интересы окружающих людей, превращаются в «махровых» эгоистов, которые во время удовлетворения своих потребностей или просто прихотей легко идут на нарушение норм морали, поведения и даже на преступления.

    Это происходит также и потому, что  в процессе семейного воспитания у таких ребят не вырабатывается необходимый каждому человеку нравственный иммунитет – способность противостоять дурным влияниям, с которыми он может столкнуться и сталкивается в жизни. 
 
 
 
 
 

  1. Формирование  основ нравственной культуры личности
 

     Родители  должны заботиться о своевременном  формировании у детей начал нравственности. Необходимо дать детям представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что есть зло, что справедливо и что несправедливо, и научить поступать в соответствии с моральными нормами, такими как: гуманность, дисциплинированность, культура поведения, честность, заботливость, бережливость, ответственность.

     Гуманность.  Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

     Как качество личности гуманность формируется  в процессе взаимоотношений с  другими людьми, установления межличностных  отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии – умении понять другого человека, поставить  себя на его место, в способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности -  терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведении.

     Ребёнок должен быть включён в сопереживание  и участие. Важным условием воспитания гуманности является организация деятельности, где дети поставлены в ситуацию непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. [4, с. 311-312]

     Дисциплина. В вопросах о воспитании дисциплинированности родители должны ориентироваться на завтрашний день развития ребёнка. Необходимо стремиться к тому, чтобы дисциплинированность стала чертой, присущей молодому человеку. Младшие школьники должны усвоить смысл простых и доступных ему правил нравственности:

     «Дисциплина – залог хорошей учёбы»

     «Дисциплина – условие дружной коллективной работы»

     «От дисциплины каждого зависит общий успех»

     Дисциплина  – нравственное качество и является важной составной частью всего морального облика ребёнка. Признаками дисциплины как нравственного качества могут  служить послушание, вежливость, готовность выполнять правила и поручения. Воспитание сознательной дисциплины тесно связано с формированием всего нравственного облика ребёнка, и прежде всего, с воспитанием таких качеств как прилежание, ответственность, трудолюбие.

     Чтобы воспитать у детей дисциплинированность, родители должны помочь организовать жизнь ребёнка по режиму. К жизни ребёнка по режиму ребёнка следует приучать постепенно. Вначале целесообразно предложить ребёнку сетку времени не на неделю, даже не на день, а на небольшой отрезок времени (важно, чтобы ребёнок видел цель и считал её достижимой). Взять, к примеру, час утреннего времени. Пусть родители договорятся с ребёнком о том, что нужно сделать за этот час (заправка постели, туалет, завтрак, помощь в мытье посуды). Затем необходимо пронаблюдать, как ребёнок справился с заданием. Хорошо, если предварительно была проведена беседа о пользе режима. Необходимо объяснить ребёнку, что, не контролируя себя, не подстёгивая, можно растерять много времени. Вот, к примеру, как может быть построена беседа с сыном:

     - Сегодня, Вадик, ты проснулся  в 7 часов; 10 минут лежал в постели. Затем играл с котёнком, смотрел в окно, искал свои вещи. Но всё это ушло больше часа. Ты потерял этот час. Потом сел за уроки, 20 минут ты потратил на поиски своих учебных принадлежностей. Затем ты много раз отвлекался, слушал радио, рассматривал картинки в книге. Ты потерял ещё час времени. А если мы сложим эти часы, недели, месяцы, то получится такое огромное число, с которым ты ещё не знаком.

     Приучая ребёнка к жизни по режиму, и  тем самым, дисциплинируя его, родители не должны забывать о пользе эмоционально положительных подкреплений.

     - Вот сегодня, Вадик, ты много  успел. День не прошёл даром.  Все свои обязанности ты выполнил. Поэтому сегодня ты получаешь  право вечером играть с папой  в шахматы.

     Затем занятия должны усложняться, отрезок времени жизни ребёнка по режиму – увеличиваться. «Живём по режиму полдня», «Живём по режиму день», «Живём по режиму неделю». И вновь ребёнок должен видеть преимущества, которые он получает, если правильно организует свой день, своё рабочее время. Дома его не ждут нотации, нарекания со стороны родителей, в школе его ждёт радость от успешной деятельности. Остаётся время на чтение любимой книги, на просмотр интересных телепередач, на игры, развлечения. Показывая каждый раз ребёнку преимущества организованной жизни, родители убеждают его в целесообразности режима и вызывают желание контролировать себя, своё время. Можно подключить и элемент игры. В знак победы над собой ребёнок получает изготовленную родителями игрушку – семейную награду.

     Целесообразно использовать и перспективу как действенное средство воспитания. В качестве желанной перспективы может выступить поездка за город, воскресная прогулка, туристический поход.

     Семья должна быть для ребёнка образцом организованности, бережного отношения  ко времени, точности.

     В лице родителей дети должны видеть лучшие образцы трудовой и производительной дисциплины. От детского глаза ничего не ускользает. Ребёнок видит отношение родителей к делу, к работе.

       «Мой папа в жизни не опоздал  на работу, и рабочее место у него всегда в образцовом порядке» – это слова из сочинения младшего школьника. Они говорят о многом. Есть все основания думать, что и ребёнок вырастет человеком, уважающим дисциплину труда. [2, c. 99-104]

     Культура  поведения. Дисциплинированность как личное качество имеет разные уровни развития, что находит своё отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура.

     Воспитание  культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми в транспорте, в общественных местах. В семье необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров.

     Культура  внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений.

     Культура  речи – это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать разные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка.

     Одно  из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам  и явлениям повседневной жизни –  рациональной организации своего жилища, аккуратности ведения домашнего хозяйства, поведения за столом во время приёма пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера родителей, традиций, сложившихся в семье.[4, с. 314]

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании личности