Роль семьи в нравственном воспитании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 12:17, контрольная работа

Описание

Плохое семейное воспитание почти всегда ведёт к невосполнимым потерям в формировании нужных нам личностных качеств ребёнка. В такой семье нет должной гармонии чувств, ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей и эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку. В таких случаях никакое, даже хорошо организованное общественное воспитание практически не может восстановить эти потери.

Содержание

Семья, как фактор развития ребёнка……………………………………..3
Формирование основ нравственной культуры личности ………………5
Воспитание трудолюбия………………………………………………...12
Формирование эстетической культуры средствами искусства……….16
Нравственные основы полового воспитания…………………………..18
Заключение ………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

К.Р. ЭТИКА.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)
 

     Эстетическое  воспитание одна из сторон нравственного  воспитания. Эстетическое воспитание включает в себя большие области: художественное воспитание, т.е. воспитание средствами искусства и эстетическое воспитание средствами действительности.

     Художественное  воспитание. Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Искусство помогает растущему человеку постигать мир, даёт пищу молодому уму, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывая чувство патриотизма, пробуждает нравственную и гражданскую активность. Поэтому одной из задач семьи является развитие у ребёнка эстетической восприимчивости ко всему окружающему, способности к преобразованию мира на основе гармонии и красоты эстетических идеалов.

     Немалую роль играет в этом художественное воспитание. Понятие «художественное  воспитание» довольно широко. Оно  включает в себя воспитание средствами разных видов искусства: музыки, кино, театра, литературы, изобразительного искусства.

                  Искусство формирует и развивает  человека разносторонне, влияет  на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

                  Человек, развитый искусством, тем и отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более  чуткие и «умные». Его глаза, в  буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека и, в частности, ребёнка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребёнка.

                  Приобщение  к миру прекрасного  начинается с пробуждения  и развития души ребёнка  с его самых  первых дней. Тёплые отношения между родителями и внимание к своему чаду, эстетическая атмосфера дома, игрушки, напевы народных колыбельных песен у кроватки – всё это умиротворяет  сознание и душу ребёнка, настраивает на общение и развитие добрых чувств, облегчает первые шаги в большую, тревожную и совсем непонятную для него жизнь.

                  Если ребёнка дома окружают доброта и забота, гармония отношений взрослых, красивые простые вещи, книги, игрушки, то это уже залог пробуждения души, каковы бы темперамент и уровень способностей у него ни были. Наши отношения всегда зеркальны. На добро мы отвечаем добром, зло стараемся нейтрализовать, а красота мира формирует нашу внутреннюю красоту, которая, развиваясь и приобретая зрелость, становится активной художественной силой. [3, c. 93-94]

     Занятия искусством в семье благотворно  влияют и на её членов. Расширяются формы проведения досуга, родители чаще бывают с детьми на природе, знакомят их с местными достопримечательностями, воспитывая у детей чувство патриотизма, гордости, восхищения своим селом или городом. Это, в свою очередь, влияет и на самих родителей.   Сопереживая детям, они как бы заново испытывают те же чувства, которые удалось пробудить в детях.

     Взрослые  члены семейного коллектива под  воздействием искусства активнее включаются в преобразование окружающего мира по законам гармонии. Это сказывается и на эстетике быта в семье, и на укреплении доброжелательных отношений в ней. [2, c. 78-86] 
 
 
 
 
 

  1. нравственные  основы Полового воспитания
 

     Половое воспитание должно быть воспитанием  именно любви, т.е. большого и глубокого  чувства – чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд.

     Как проводить такое половое воспитание? В этом деле самое главное место  имеет пример. Настоящая любовь между  отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, открыто  допустимые проявления нежности и ласки  … являются самым мощным фактором, необходимо возбуждающим у детей внимание к таким серьёзным и красивым отношениям между мужчиной и женщиной.

     Вторым  важнейшим фактором является общее  воспитание чувства любви у ребёнка. Если, вырастая, ребёнок не научился любить родителей, братьев и сестёр, свою школу, Родину, если в его характере  воспитаны начала грубого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранного партнёра (мужчину или женщину). Такие люди проявляют очень часто самые сильные половые чувства, но всегда склонны не уважать того, кто их привлекает, не дорожить его духовной жизнью и даже не интересоваться ею. Они поэтому легко меняют привязанности и очень недалеко стоят от обыкновенного разврата.

     Поэтому родителям нужно чрезвычайно внимательно относиться к вопросу о чувствах ребёнка к людям и обществу. Необходимо заботиться, чтобы у ребёнка были друзья (родители, братья, товарищи), чтобы его отношение к этим друзьям не было случайным и эгоистичным, чтобы интересы друзей занимали ребёнка. Как можно раньше нужно пробуждать интерес ребёнка к своему селу или городу, к заводу на котором работает отец, а потом обо всей нашей стране, к её истории, к её выдающимся деятелям. Надо, чтобы ребёнок много видел, о многом думал, чтобы он переживал художественное впечатление. Этим целям хорошо соответствует художественная литература, кино, театр.

     Полезно будет действовать и правильно  организованный режим, установленный  в семье. Мальчик или девочка, с детства, привыкшие  к порядку, не имеющие опыта беспорядочной и безответственной жизни, эту свою привычку потом перенесут и на отношение к мужчине или женщине.

     Правильный  режим имеет и другое, более  частное значение. Беспорядочный опыт половой жизни очень часто начинается в условиях случайных, беспорядочных встреч мальчиков и девочек, безделья, скуки, бесконтрольного, пустого время препровождения. Родители должны хорошо  знать, с кем встречается ребенок, и какие интересы преследуют эти встречи. Наконец, правильный режим способствует правильному физическому самочувствию ребёнка, при котором никогда не возникнет никакое слишком раннее половое переживание. Вовремя лечь спать и вовремя встать, не валяться в постели без нужды – это уже хорошая нравственная, а, следовательно, половая закалка.

     Следующим важным условием полового воспитания является нормальная загруженность ребёнка заботой и работой. Некоторая нормальная приятная усталость к вечеру, представление об обязанностях и работах в течение дня, по утрам – всё это создаёт очень важные предпосылки для правильного развития воображения, для равномерного распределения сил ребёнка в течение дня. При таком условии у ребёнка не остаётся ни психического, ни физиологического стремления к пустому, ленивому бродяжничеству, к излишней игре воображения, к случайным встречам и впечатлениям. Те дети, которые провели своё первое детство в условиях правильного и точного режима, обыкновенно и вырастают с симпатией к такому режиму, с привычкой  к нему, у них отношения к людям создаются более упорядоченные.

     В таком же значении правильного общего воспитания, отражающегося обязательно и  на половой сфере, выступает и спорт. Правильно организованные спортивные упражнения, в особенности коньки, лыжи, лодка, регулярная комнатная гимнастика, приносят очень большую пользу…

     Все указанные выше воспитательные мероприятия…наилучшим образом содействуют воспитанию характера, организуют психический и физический опыт молодёжи. Они являются самыми могучими средствами полового воспитания.[1, c. 239-246] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    заключение 

     «Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам является испытанием человечности», – говорил В.А. Сухомлинский.

     Общение ребёнка с родителями происходит в самых разных жизненных ситуациях. В семье ребёнок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом, - всё это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают это намеренно, – своими поступками, высказываниями и т.д. Подражая родителям как самым близким и авторитетным образцам, ребёнок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям.

     Таким образом, в семье имеются объективные, естественно складывающиеся условия  для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков и  привычек поведения. Однако личность ребёнка  формируется, прежде всего, под влиянием целенаправленной воспитательной деятельности родителей.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    список  литературы 

  1. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / сост. В.С. Хелемендик. – 2-е изд., перераб., и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
  2. Перекатьева, О.В. Современная работа с родителями в начальной школе [Текст] / О. В. Перекатьева, С.Н. Подгорная – М.: МарТ, 2004. – 192 с.
  3. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры [Текст] / авт-сост. Л.Г.Киреева, О.А. Саськова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 127 с.
  4. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб.  пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании личности