Роль семьи в нравственном воспитании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 12:17, контрольная работа

Описание

Плохое семейное воспитание почти всегда ведёт к невосполнимым потерям в формировании нужных нам личностных качеств ребёнка. В такой семье нет должной гармонии чувств, ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей и эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку. В таких случаях никакое, даже хорошо организованное общественное воспитание практически не может восстановить эти потери.

Содержание

Семья, как фактор развития ребёнка……………………………………..3
Формирование основ нравственной культуры личности ………………5
Воспитание трудолюбия………………………………………………...12
Формирование эстетической культуры средствами искусства……….16
Нравственные основы полового воспитания…………………………..18
Заключение ………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

К.Р. ЭТИКА.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

     Честность. Честность не падает с неба, она воспитывается в семье. В семье можно воспитать и бесчестность. Что такое честность? Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность – есть тайное, спрятанное отношение. Если ребёнок хочет яблока и открыто это заявляет, это будет честно. Если он это желание оставляет в тайне, но не отказывается от яблока, а старается взять его, чтобы никто не видел, это уже будет нечестно. [1, c. 233-234]

     Честность нужно воспитывать с самого раннего  возраста. Если к пяти годам этого  качества нет, то будет трудно исправлять допущенное. В самом младшем возрасте нужно приучать ребёнка ничего не брать без спросу, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто.

     Ребёнок должен расти честным. Его представление  о честном человеке должно быть примерно таким:

  1. Честный человек всегда правдив и искренен.
  2. Честный человек верен своему слову, взятым на себя обязательствам, обещаниям.
  3. Честный человек не возьмёт чужого.
  4. Честен тот, кто борется против нечестности и обмана, с которыми он может столкнуться в жизни.

     Незамеченным  нельзя оставлять ни один нечестный  поступок ребёнка. Важно разъяснить детям, что совершив неправильный поступок, допустив ошибку в поведении, нужно  чистосердечно признаться в своей  неправоте, а в последующем надо стараться подобных поступков не допускать. Пусть ребёнок усвоит логику, что строже всего родители наказывают за нечестность.

     По  возможности следует предупреждать  нечестные поступки со стороны школьников. Так, можно взять за правило проверять  каждый день ученический дневник  ребёнка, так как нередко ученик пытается утаить плохую отметку или замечание за поведение. При этом нужно стремиться, чтобы ребёнок, привык сам, без напоминания родителей, показывать свой дневник. Это хороший приём упражнения в честности. Если родители поручают ребёнку что-нибудь купить, пусть обязательно проверят покупки и сдачу, и делают это до тех пор, пока у ребёнка не выработаются твёрдые правила честности.

     Очень внимательно надо относиться к данному  ребёнком слову или обещанию. Всякий раз необходимо проверить, выполнил ли ребёнок своё слово.

     Правильно поступают те родители, которые предупреждают  легковесное отношение к слову. «Нет, нет, – говорит мать сыну. – Не давай так легко слово.  Вначале подумай, сможешь ли ты непременно его выполнить». Такое предупреждение со стороны матери позволяет задуматься над ценой слова, постепенно он начинает понимать, что ни одно слово, ни одно обещание не должно звучать попусту. Главное в этом вопросе воспитания принадлежит личному примеру родителей. Вряд ли можно рассчитывать на положительный результат в тех семьях, где дети получают уроки лжи. [2, c. 105-106]

     Бережливость.  Бережливость  есть особая сторона заботливости, только заботливость проявляется больше в мыслях, в соображениях человека, а бережливость проявляется в привычках. Привычки бережливости должны воспитываться как можно раньше. С самого малого возраста ребёнок должен уметь есть, не пачкая скатерти, или костюма, он должен уметь пользоваться вещами, не пачкая их и не ломая.  Такие привычки образуются благодаря многократному упражнению. Если мальчик, пробежавшись по комнате, повалил стул, … нужно ему сказать:

     - Может быть, ты сможешь так  пройти, чтобы стул не упал? А ну, попробуй. Прекрасно! Ты это хорошо умеешь делать.

     Если, допустим, семилетний ребёнок испачкал или изорвал костюм, нужно дать ему целый костюм и сказать:

     - Вот тебе костюм. Он чистый. Даю  тебе неделю срока и посмотрю, какой он будет.

     Нужно возбуждать у ребёнка постоянное желание упражняться в бережливости, нужно, чтобы он так привык к чистым ботинкам, чтобы грязные ботинки он уже не мог надеть.

     Бережливость  должна распространяться на вещи не только своей семьи, но и других людей  и в особенности на предметы общественного  пользования. Поэтому нужно, никогда  не позволять ребёнку небрежно относиться к вещам на улице, в парке, в театре.[1, c.235-236] 

     Ответственность. Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, а в том ещё, что человек и без наказания чувствует себя неловко, если по его вине испортилась или уничтожена вещь.

     Если  ребёнок, к примеру, поломал игрушку, не нужно спешить покупать ему новую, не нужно выбрасывать её, а необходимо, чтобы некоторое время эта игрушка была на глазах у ребёнка и требовала ремонта. Нужно, чтобы отец или мать говорили и совещались о ремонте этой игрушки, чтобы ребёнок видел, что он причинил лишнюю заботу родителям, что они относятся к ней более ответственно, чем он. А когда игрушка будет отремонтирована, полезно будет, если отец или мать шутя, скажут:

     - Она теперь хороша, что ж, давать  тебе её или не давать? Ведь ты небрежно будешь с ней обращаться и снова поломаешь?

     В таких случаях ребёнок начинает понимать, что его поступки приводят к некоторым неприятным последствиям, у него появится ощущение личной ответственности. Но чем ребёнок старше, тем эта  ответственность должна быть для  него обязательнее и привычнее. Если и теперь он проявляет небрежность, нужно самым серьёзным тоном потребовать большего порядка, допуская даже и такое выражение:

     - Это безобразие. Постарайся, чтобы таких случаев больше не было.

     В особенности важно воспитывать  ответственность в тех случаях, когда затрагиваются интересы других членов семьи или даже интересы общественные. [1, c. 236-237] 
 
 
 
 
 
 
 

  1. воспитание  Трудолюбия
 

     В формировании подрастающего поколения  многие беды изначально  идут от семьи.  Семья – первичный коллектив, где все являются полноправными членами, со своими функциями и обязанностями. Ребёнок – не «объект баловства» или родительских «жертв», а в меру своих сил участник общей трудовой жизни семьи. Хорошо, чтобы дети в семье постоянно отвечали за определённую работу, за её качество, а не только откликались на разовые просьбы и поручения.

      Основы  трудового воспитания закладываются  в семье и любовь к труду  необходимо вопитывать очень рано, когда ребёнку полтора-два года. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих их к трудовой деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.

     Центральным моментом, определяющим появление любви к труду – трудолюбия как неотъемлемого качества личности является успех. Именно успех наполняет сердце радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот, почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребёнок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность в труде.

     Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим – вот то, что должно служить мотивом, побуждающим ребёнка к труду.

     Трудолюбие  плюс доброта – тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.

     Такие не пройдут мимо чужого горя, выручат  попавшего в беду, они бескорыстны. Их действия продиктованы внутренней потребностью делать добро.

      Организация жизни ребёнка должна быть главным  методом воспитания трудолюбия.

      Именно  с бытового труда начинается трудовое воспитание.   Привлекая детей  к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни, - я почищу картошку». 

     Бытовой труд должен носить систематический  характер. У детей непременно должны быть трудовые обязанности:

  1. Отвечать за целость игрушек, за чистоту и порядок  в том месте, где стоят игрушки, где ребёнок играет.
  2. Поливать цветы в комнате или во всей квартире.
  3. Вытирать пыль на подоконниках.
  4. Накрывать на стол перед обедом.
  5. Следить за письменным столом отца.
  6. Отвечать за книжную полку или книжный шкаф и держать их в порядке.
  7. Кормить котёнка или щенка.
  8. Покупать мыло, зубную пасту, бритвенные станки для отца.
  9. Производить полную уборку в отдельной комнате или отдельной части комнаты.
  10. Пришивать на своём платье пуговицы, иметь всегда в полном порядке приспособления для этого.
  11. Если в семье есть огород или цветник, отвечать за определённый его участок: посев, ухода за ним, сбор плодов….

     Постоянные  обязанности воспитывают важное качество – ответственность. Конечно, мама гораздо быстрее подметёт пол, вымоет посуду, польёт цветы. Но если это  сделает 8-летняя дочь, полезнее и важнее. С каждым днём она будет делать это лучше и тщательнее. Она гордится своими умениями. Она очень ревниво относится к тому, если кто-нибудь из домашних вдруг начинает вытирать пыль или поливать цветы, возмущается: «Но это же мои дела!» Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться. В этом можно убедиться на следующем примере:

     «Она  возвращается домой, как обычно, в час  пик. В переполненном  автобусе её толкают  со всех сторон, держаться  не за что и нечем: руки заняты сумками  с продуктами. Она  устала.  День был  тяжёлый.

     «Боже  мой! - думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Серёжи в классе праздник, ему надо подготовить нарядную одежду. На ужин что-то приготовить, пирог испечь».

     Открывая  ключом дверь, она  слышит торопливый Серёжин  шёпот: «Пришла».

     -   Что они затеяли, - думает она.

     -   Давай сумки! – Серёжа забирает у неё тяжёлые авоськи,  мчится с ними на кухню. Она машинально идёт вслед за ним и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая. На газовой плите булькает её любимый гороховый суп.

     -    Пойдём в комнату. Полы вымыты, на столе – букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке – подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Серёжина чистая форма висит на стуле. Её усталость как рукой сняло.

     -    Откуда вы узнали, что нужно было делать?

     - Секрет фирмы, - поспешно заявляет Серёжа, делая Тане предостерегающий знак.

     -    Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?

     Поздним вечером, когда дети уже спят, она тихонько входит к ним, нагибается над кроватью дочери и осторожно просовывает под подушку свёрток – подарок ко дню рождения. Из-под подушки падает какая-то бумажка. Листок из блокнота.

     -   Что такое, - думает она. – Мой почерк.

     На  листке по пунктам  перечислено, что  ей нужно не забыть сегодня сделать. Это её памятка.

     -    Секрет фирмы, - улыбается она. – Добрые вы мои телепаты.

      Трудолюбие  – одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством – нравственный калека.

     Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией  трёх начал: надо, трудно и прекрасно – вложил в это определение глубочайший смысл.

     Надо. Ещё как. Просто необходимо. Без любви  к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие  неотъемлимые качества, как целеустремлённость, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

     Трудно. Конечно. И родители должны быть к  этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребёнка потребует настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно, ежечасно, в мелочах и  в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

     Прекрасно. Да. Потому что ничто не даёт человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость  тому, кто любит труд. [2, c. 69-77] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. формирование  эстетической культуры средствами искусства

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании личности