Самооценка учащегося и уровень его притязаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:34, реферат

Описание

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность самооценки и уровня притязаний и их взаимосвязь
1.1 Самооценка: понятие, сущность, виды
1.2 Уровень притязаний личности
2. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника
2.1 Личностное развитие младшего школьника
2.2 Показатель развития самосознания младшего школьника - самооценка
2.3 Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Самооценка учащегося и уровень его притязаний.docx

— 29.97 Кб (Скачать документ)

2.3 Профилактическая  и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне  самооценки и уровне притязаний 
 

Потребность в общении  развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к  вниманию со стороны взрослых, затем  – к сотрудничеству с ними, далее  дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец, возникает необходимость  во взаимопонимании. От того, какое  место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Неоправданно частое подчеркивание  родителями реальных и мнимых достоинств приводит к тому, что у него формируется  завышенный уровень притязаний. В  то же время недоверие родителей  к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может  привести к возникновению у ребенка  ощущения своей слабости, неполноценности. 

Для развития положительной  самооценки важно, чтобы ребенок  был окружен постоянной любовью  вне зависимости от того, каков  он в данный момент – хороший  или плохой (помыл ли он сегодня  посуду или разбил чашку). Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной  ценности, при этом, конечно, не предполагается, что родители перестают давать беспристрастную  оценку конкретным его поступкам. 

Родителям не следует  только связывать порицаемый поступок с общей оценкой личности ребенка. Негативные высказывания родителей  о своих детях укрепляются  в их сознании и трансформируют самооценку. 

У младших школьников самооценка основывается на мнении и  оценке окружающих и усваивается  в готовом виде без критического анализа. Эти внешние влияния  очень существенны вплоть до подросткового  возраста. 

Дети, как правило, приходят в школу с положительным  отношением к ней. Постепенно у детей  с пониженными способностями  или слабо подготовленных может  накопиться горький опыт получения  плохих отметок, тогда изменяется мотивация  – отношение к школе и обучению может стать отрицательным, нарастающие  трудности в учебе снижают  и самооценку для предотвращения падения самооценки Н.А. Менчинская считает целесообразным поручать слабоуспевающим  школьникам роль учителей по отношению  к младшим детям. Тогда у ученика  возникает потребность восполнять пробелы в знаниях, а успех  в этой деятельности способствует нормализации его самооценки. 

Нарушение адекватной самооценки может произойти и  у детей, хорошо подготовленных к  поступлению в школу. Хорошая  подготовка позволяет им учиться  в младших классах хорошо, практически  не затрачивая усилий. На фоне легких успехов  у них укрепляется привычка к  постоянным похвалам, развивается высокий  уровень притязаний и высокая  самооценка. При переходе в последующие  классы, где возрастает сложность  учебного материала, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут утратить превосходство по отношению к  товарищам и, вследствие этого у  них резко падает самооценка. Если отметка, выставляемая педагогом, учитывает  не только конечный результат, но и  трудовой вклад школьника в его  достижение, то она стимулирует ученика  к поддержанию трудовых усилий на нужном уровне и способствует формированию адекватной самооценки. [1] 

Першина Л.А. в учебном  пособии «Возрастная психология»  считает, что в коррекционной  работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку эффективен прием «гарантированного  успеха». Его сутью является организация  деятельности с гарантированным  положительным результатом и  поощрение ребенка за этот результат. Через подобные ситуации у ребенка  формируется мотивация успешности в деятельности, снимающая напряженность, страх, неуверенность. Стабильный успех  стимулирует развитие личностных качеств, в дальнейшем работающих на формирование адекватной самооценки. Таким образом, самооценка зависит от успеха, которого ребенок добивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельности, это может привести к изменению их самовосприятия и  позиции в целом. В значительной степени на самооценку влияет оценка школьной успеваемости, ибо оценка деятельности переноситься ими на личность. Другим важным фактором самооценки является вхождение в группу сверстников. Так дети с хорошим социометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных»  школьников, как правило, завышенная самооценка. С возрастом самооценка становится значительно независимее, самостоятельнее. Причем оценка своих  проявлений в одном виде деятельности может отличаться от оценки себя в  другом, например, ребенок может  осознавать, что поет он хорошо, а  вот рисует – плохо. Критерии самооценки зависят от взрослых. Дети точнее оценивают  качества, которые оцениваются окружающими. Формирующаяся самооценка является элементом «Я-концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия  и ценностные представления, касающиеся индивидуально-психологических качеств. В числе ценностей преобладают  красивая внешность, одежда, дружеские  качества. Но представления о себе скорее предвосхищают будущую индивидуальность, чем констатируют ее. Представленные особенности личностного развития позволяют сформулировать несколько  правил для оказания воспитательных воздействий: 

Создать ситуацию полезной зависимости детей друг от друга; 

Активно использовать положительное подкрепление, поощрение, похвалу в присутствии других; 

Вместо глобальной использовать парциальную оценку (оценивать  за конкретный поступок или проступок); 

Требования взрослых не должны быть пустячными или частыми, не должны превращаться в придирку; 

Не допускать требований в грубой форме, ибо воспринимается прежде всего форма, а содержание требования остается без внимания. [4] 
 

Заключение 
 

Самооценка в младшем  школьном возрасте формируется, главным  образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим  интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная  оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень  притязаний, являясь личностными  параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной  деятельности. Поэтому психологу  и педагогу важно следить за ее формированием. Школьный психолог с  помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки каждые полгода. Результаты будут более  верными и объективными, если срезы  самооценки делаются в различных  условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы  сопоставить и общие результаты. 

Важность выявления  у школьников (особенно слабоуспевающих) формирующейся оценочной позиции  доказана в исследованиях отечественных  психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у  таких школьников нарастает тенденция  к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепленное низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству  неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями  уровню притязаний. 

В учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей  степени зависит от оценочных  воздействий учителя и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок  постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив  достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к  отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности. [5] 
 

Литература 
 

Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская.- издательство Ленинградского университета, 1984. - 292с. 

Дьяченко, М.И. Краткий  психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.- Мн.: «ХЭЛТОН», 1998,-399 с. 

Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов/ Н.Н. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -288 с. 

Першина, Л.А. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие  для вузов / Л.А. Першина .- 2-е изд. - М.: Академический Проект: Альма  Матер, 2005. - 256 с. 

Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога  в образовании [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.:ВЛАДОС, 1996. – 529 с. 

Новейший психологический  словарь [Текст] / В.Б. Шапарь [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 808 с. 

Похожие рефераты:

Психологическая природа  воли

Волгоград 1999 г. Министерство Российской Федерации по высшему  и профессиональному образованию  Волгоградский Государственный  Университет Контрольная работа

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся

Самооценка и уровень  притязаний как предмет психологических  исследований в отечественной и  в западной психологии. Я-концепция  и успеваемость. Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов, V-IX классов, IX-XI классов.

Понятие самооценки личности в психологии

Самооценка, оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места в обществе. Это наиболее изучаемая сторона самосознания личности. Самооценка связана с одной  из центральных потребностей в самоутверждении.

Планирование двухфакторного эксперимента

Теоретические основы по проблемам учебной мотивации  и самооценки младшего школьника. Планирование и методика экспериментального исследования по влиянию уровня учебной мотивации  и самооценки младших школьников на выбор уровня трудности учебного задания.

Влияние успешности обучения на самооценку младшего школьника

Самооценка как  структурная составляющая самопознания, история ее исследований. Диагностические  подходы к изучению взаимосвязи  успешности обучения и самооценки младшего школьника. Результаты диагностического исследования самооценки младших школьников.

Сравнительный анализ самооценки младших школьников и  подростков

Теоретические аспекты  исследования самооценки. Экспериментальное  исследование самооценки младших школьников и подростков. Понятие самооценки как психологической категории. Самооценка у младших школьников и у подростков. Личностная сфера  школьников.

Роль самооценки в развитии личности школьника

Формирование в  психологии понятия самооценки человека: общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Источники и значение самооценки в развитии личности, ее влияние  на особенности поведения школьника  в различных ситуациях.

Возможности использования  дифференцированного подхода к  учащимся на уроке р ...

Понятие и психологическое  обоснование самооценки, ее значение для жизни и учебной деятельности ребенка, возможности формирования в младшем школьном возрасте. Сущность дифференцированного подхода и  анализ способов его реализации на уроках русского языка.

Ведущая деятельность и новообразования в младшем  школьном возрасте

Характеристика учебной  деятельности-ведущая в младшем  школьном возрасте, содержание, структура. Психологические новообразования  познавательной сферы младшего школьника. Психологические новообразования  личности и поведения в младшем  школьном возрасте.

Влияние самооценки на поведение человека в социуме

Введение Цель данной работы - проследить взаимосвязь самооценки и социального поведения личности в работах отечественных и  зарубежных авторов. Предметом данного  исследования является взаимосвязь  самооценки и социального поведения  личности.

Детские страхи и  тревоги

Подходы отечественных  и зарубежных исследователей к пониманию  страха и тревоги. Анализ результатов  диагностики уровня субъективного  контроля, выбора стратегий совладания у подростков. Особенности тревожности  младших школьников с разным уровнем  самооценки. 

Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков

Уровень притязания и самооценка как социально-психологические  явления, психологические аспекты  их формирования у подростков. Анализ результатов исследования взаимосвязи  уровня притязаний и самооценки у  учеников с их социальным положением в классе.

Сознание, самосознание и самопознание

1. Сознание как  научная проблема. 2. Психологическая  структура сознания. 3. Самосознание  как сознание самости. 1. Сознание  как философско-научная проблема

Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования к педагогич ...

Значение качества образования для воспитания полноценной  личности. Проблемы оценки и самооценки в процессе обучения на примере младшего школьного возраста, анализ требований к педагогическому оцениванию. Оценка деятельности преподавательского состава.

Информация о работе Самооценка учащегося и уровень его притязаний