Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:34, реферат
Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.
Введение
1. Понятие и сущность самооценки и уровня притязаний и их взаимосвязь
1.1 Самооценка: понятие, сущность, виды
1.2 Уровень притязаний личности
2. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника
2.1 Личностное развитие младшего школьника
2.2 Показатель развития самосознания младшего школьника - самооценка
2.3 Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний
Заключение
Литература
2.3 Профилактическая
и коррекционная работа с
Потребность в общении
развивается у детей поэтапно.
Вначале – это стремление к
вниманию со стороны взрослых, затем
– к сотрудничеству с ними, далее
дети хотят не только делать что-либо
вместе, но ощущать уважение с их
стороны, и, наконец, возникает необходимость
во взаимопонимании. От того, какое
место займет он в этих взаимоотношениях,
зависит его отношение к себе.
Неоправданно частое подчеркивание
родителями реальных и мнимых достоинств
приводит к тому, что у него формируется
завышенный уровень притязаний. В
то же время недоверие родителей
к возможностям ребенка, категорическое
подавление детского негативизма может
привести к возникновению у ребенка
ощущения своей слабости, неполноценности.
Для развития положительной
самооценки важно, чтобы ребенок
был окружен постоянной любовью
вне зависимости от того, каков
он в данный момент – хороший
или плохой (помыл ли он сегодня
посуду или разбил чашку). Постоянное
проявление родительской любви вызывает
у ребенка ощущение собственной
ценности, при этом, конечно, не предполагается,
что родители перестают давать беспристрастную
оценку конкретным его поступкам.
Родителям не следует
только связывать порицаемый поступок
с общей оценкой личности ребенка.
Негативные высказывания родителей
о своих детях укрепляются
в их сознании и трансформируют самооценку.
У младших школьников
самооценка основывается на мнении и
оценке окружающих и усваивается
в готовом виде без критического
анализа. Эти внешние влияния
очень существенны вплоть до подросткового
возраста.
Дети, как правило,
приходят в школу с положительным
отношением к ней. Постепенно у детей
с пониженными способностями
или слабо подготовленных может
накопиться горький опыт получения
плохих отметок, тогда изменяется мотивация
– отношение к школе и обучению
может стать отрицательным, нарастающие
трудности в учебе снижают
и самооценку для предотвращения
падения самооценки Н.А. Менчинская
считает целесообразным поручать слабоуспевающим
школьникам роль учителей по отношению
к младшим детям. Тогда у ученика
возникает потребность
Нарушение адекватной
самооценки может произойти и
у детей, хорошо подготовленных к
поступлению в школу. Хорошая
подготовка позволяет им учиться
в младших классах хорошо, практически
не затрачивая усилий. На фоне легких успехов
у них укрепляется привычка к
постоянным похвалам, развивается высокий
уровень притязаний и высокая
самооценка. При переходе в последующие
классы, где возрастает сложность
учебного материала, эти школьники,
не имея трудовых навыков, могут утратить
превосходство по отношению к
товарищам и, вследствие этого у
них резко падает самооценка. Если
отметка, выставляемая педагогом, учитывает
не только конечный результат, но и
трудовой вклад школьника в его
достижение, то она стимулирует ученика
к поддержанию трудовых усилий на
нужном уровне и способствует формированию
адекватной самооценки. [1]
Першина Л.А. в учебном
пособии «Возрастная
Создать ситуацию полезной
зависимости детей друг от друга;
Активно использовать
положительное подкрепление, поощрение,
похвалу в присутствии других;
Вместо глобальной
использовать парциальную оценку (оценивать
за конкретный поступок или проступок);
Требования взрослых
не должны быть пустячными или частыми,
не должны превращаться в придирку;
Не допускать требований
в грубой форме, ибо воспринимается
прежде всего форма, а содержание
требования остается без внимания.
[4]
Заключение
Самооценка в младшем
школьном возрасте формируется, главным
образом, под влиянием оценок учителя.
Особое значение дети придают своим
интеллектуальным возможностям и тому,
как они оцениваются другими.
Детям важно, чтобы положительная
оценка была общепризнанна. Самооценка
и связанный с ней уровень
притязаний, являясь личностными
параметрами умственной деятельности,
позволяют судить о том, как происходит
процесс развития личности младшего
школьника под влиянием учебной
деятельности. Поэтому психологу
и педагогу важно следить за ее
формированием. Школьный психолог с
помощью различных методик
Важность выявления
у школьников (особенно слабоуспевающих)
формирующейся оценочной
В учебном процессе
складывающаяся у младших школьников
оценочная позиция в большей
степени зависит от оценочных
воздействий учителя и учеников
в классе, чем от нарастающих от
класса к классу объективных возможностей.
Отсюда большую роль в процессе формирования
самооценки и уровня притязаний играет
мотив достижения успеха. Если ребенок
постоянно не справляется с заданием
и получает низкие оценки, то мотив
достижения успеха значительно ослабевает.
Сначала возникает переживание,
затем безразличное отношение к
отрицательной оценке своей деятельности
другими. В результате может возникнуть
ценностная переориентация личности.
[5]
Литература
Грановская, Р.М. Элементы
практической психологии [Текст] / Р.М.
Грановская.- издательство Ленинградского
университета, 1984. - 292с.
Дьяченко, М.И. Краткий
психологический словарь: Личность,
образование, самообразование, профессия
[Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.-
Мн.: «ХЭЛТОН», 1998,-399 с.
Палагина, Н.Н. Психология
развития и возрастная психология [Текст]:
учебное пособие для вузов/ Н.Н.
Палагина. - М.: Московский психолого-социальный
институт, 2005. -288 с.
Першина, Л.А. Возрастная
психология [Текст]: учебное пособие
для вузов / Л.А. Першина .- 2-е изд.
- М.: Академический Проект: Альма
Матер, 2005. - 256 с.
Рогов, Е.И. Настольная
книга практического психолога
в образовании [Текст]: учебное пособие
/ Е.И. Рогов. - М.:ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
Новейший психологический
словарь [Текст] / В.Б. Шапарь [и др.]. -
Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 808 с.
Похожие рефераты:
Психологическая природа воли
Волгоград 1999 г. Министерство
Российской Федерации по высшему
и профессиональному
Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся
Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в отечественной и в западной психологии. Я-концепция и успеваемость. Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов, V-IX классов, IX-XI классов.
Понятие самооценки личности в психологии
Самооценка, оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места в обществе. Это наиболее изучаемая сторона самосознания личности. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении.
Планирование двухфакторного эксперимента
Теоретические основы по проблемам учебной мотивации и самооценки младшего школьника. Планирование и методика экспериментального исследования по влиянию уровня учебной мотивации и самооценки младших школьников на выбор уровня трудности учебного задания.
Влияние успешности обучения на самооценку младшего школьника
Самооценка как структурная составляющая самопознания, история ее исследований. Диагностические подходы к изучению взаимосвязи успешности обучения и самооценки младшего школьника. Результаты диагностического исследования самооценки младших школьников.
Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков
Теоретические аспекты исследования самооценки. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков. Понятие самооценки как психологической категории. Самооценка у младших школьников и у подростков. Личностная сфера школьников.
Роль самооценки в развитии личности школьника
Формирование в
психологии понятия самооценки человека:
общей и парциальной, актуальной
и потенциальной, адекватной и неадекватной.
Источники и значение самооценки
в развитии личности, ее влияние
на особенности поведения
Возможности использования дифференцированного подхода к учащимся на уроке р ...
Понятие и психологическое
обоснование самооценки, ее значение
для жизни и учебной
Ведущая деятельность и новообразования в младшем школьном возрасте
Характеристика учебной
деятельности-ведущая в
Влияние самооценки на поведение человека в социуме
Введение Цель данной
работы - проследить взаимосвязь самооценки
и социального поведения
Детские страхи и тревоги
Подходы отечественных
и зарубежных исследователей к пониманию
страха и тревоги. Анализ результатов
диагностики уровня субъективного
контроля, выбора стратегий совладания
у подростков. Особенности тревожности
младших школьников с разным уровнем
самооценки.
Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков
Уровень притязания и самооценка как социально-психологические явления, психологические аспекты их формирования у подростков. Анализ результатов исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у учеников с их социальным положением в классе.
Сознание, самосознание и самопознание
1. Сознание как
научная проблема. 2. Психологическая
структура сознания. 3. Самосознание
как сознание самости. 1. Сознание
как философско-научная
Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования к педагогич ...
Значение качества образования для воспитания полноценной личности. Проблемы оценки и самооценки в процессе обучения на примере младшего школьного возраста, анализ требований к педагогическому оцениванию. Оценка деятельности преподавательского состава.
Информация о работе Самооценка учащегося и уровень его притязаний