Самоотчет – опросник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание

Этот метод является наиболее распространенным формализованным методом психодиагностики в нашей стране. Его популярность объясняется рядом причин, среди которых главными являются простота процедуры диагностирования и доступность. К сожалению, эти же причины способствуют тому, что опросники пытаются использовать не только квалифицированные психодиагносты, но и непрофессионалы. Черта, отличающая опросники от других формализованных методов, заключается в том, что они предназначены для получения информации об обследуемом со слов самого обследуемого.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование 5
1.1. История возникновения опросников 5
1.2 Классификация опросников 6
1.3 Актуальные проблемы, возникающие при использовании опросников 13
Глава 2. Планирование эмпирического исследования 17
2.1 Цель, объект, предмет, задачи исследования 17
2.2 Описание методики исследования 17
2.3 Обработка полученных результатов 20
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 134.08 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование 5

1.1. История возникновения опросников 5

1.2 Классификация опросников 6

1.3 Актуальные проблемы, возникающие при использовании опросников 13

Глава 2. Планирование эмпирического исследования 17

2.1 Цель, объект, предмет, задачи исследования 17

2.2 Описание методики исследования 17

2.3 Обработка полученных результатов 20

Заключение 22

Список используемой литературы 23

 

 

Введение

Для курсовой был выбран метод самоотчета – опросник. Этот метод является наиболее распространенным формализованным методом психодиагностики в нашей стране. Его популярность объясняется рядом причин, среди которых главными являются простота процедуры диагностирования и доступность. К сожалению, эти же причины способствуют тому, что опросники пытаются использовать не только квалифицированные психодиагносты, но и непрофессионалы.

Черта, отличающая опросники от других формализованных  методов, заключается в том, что  они предназначены для получения  информации об обследуемом со слов самого обследуемого. Зачастую в процессе беседы люди не могут быть искренними, так как боятся быть раскрытыми и  уязвленными. Возьмем, к примеру, семейного  консультанта, к которому обращается семья. Каждому члену семьи есть что скрывать, у каждого есть своя тайна. При психологе и других членах семьи он ни в коем случае не намерен ее раскрывать. В таких  ситуациях и приходят на помощь опросники.

Также опросники могут выявить не только качественные, но и количественные показатели. В них не может быть правильных или неправильных ответов. Часто бывает, что люди не знают различий между тестами и опросниками. И когда обследуемому предлагается заполнить опросник, изначально его охватывает сомнение по поводу своих знаний. Он успокаивается только после того, как услышит инструкцию о том, что отвечать нужно так как он думает, что вопросы лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Опросники являются эффективными в:

    • быстрой диагностике, «скрининга» - когда нужно довольно быстро определиться в каком направлении нужно двигаться или насколько проблема серьезная.
    • обширной диагностике разных сфер. Когда за час-полтора можно получить результаты, которые достигаются 3-х часовым клиническим интервью. Например, MMPI: за полтора часа вы получите картину по большому количеству разных сфер, которая у вас займет несколько часов интервью.

Наверное самая главная причина моего выбора – стандартная процедура. Разные люди отвечают на одни и те же вопросы и получается более-менее объективная картина.

 

Глава 1. Теоретическое исследование

1.1. История возникновения  опросников

Опросники – это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде ответов [6].

Опросники, вероятно, являются самыми первыми психодиагностическими  методами, заимствованными психологами  из естествознания, опросники использовал  Ч. Дарвин.

Теоретической основой этого метода можно считать  интроспекционизм. Возникший в глубокой древности в рамках религиозной  идеологии, он содержал тезис о непознаваемости  духовного мира, о невозможности  объективного изучения психических  явлений. Отсюда вытекало предположение, что, кроме самонаблюдения, нет иных способов изучения сознания человека. Этот метод можно рассматривать в качестве разновидности самонаблюдения.

Появление первых психодиагностических опросников связано  с именем Ф. Гальтона, который использовал  их не для изучения личностных качеств, а для оценки познавательной сферы  человека (особенностей зрительного  восприятия, умственных образов). В конце XIX в. с помощью опросников проводились исследования памяти (А. Бине, Е. Куртье), общих понятий (Т. Рибо), внутренней речи (О. Сен-Поль) и др. Отпечатанные опросники обычно рассылались по адресам будущих респондентов, иногда их печатали в журналах [1].

Прототипом  личностных опросников был опросник, разработанный американским психологом Р. Вудвортсом (1869-1962) в 1919 г. Бланк данных о личности (Woodworth Personal Data) [4]. Этот опросник был предназначен для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. За прошедшие с того времени десятилетия опросники получили широчайшее распространение в качестве психодиагностического метода исследования личности.

1.2 Классификация  опросников

Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. В  отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение  человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники) [11].

    • Закрытые опросники

В закрытых опросниках заранее предусмотрены  варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

    • Открытые опросники

Открытые  опросники предусматривают свободные  ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается  путем отнесения произвольных ответов  к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного  анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности  интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты  времени.

Форма ответов в опросниках может быть представлена также в виде шкалы  измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений  по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка  прямой (например, двухполюсная шкала: трудный-легкий, хороший-плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью  или семью подразделениями, обозначенными  на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

    • Опросники-анкеты

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного  отношения к его психологическим  особенностям (например, для получения  данных об истории его жизни). Они  предполагают жестко фиксированный  порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине  с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции  задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с  закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа  приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют  все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту  информации.

Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения  информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного  положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения  по службе и других относительно объективных  показателей. Они помогают собрать  информацию, необходимую для достоверной  интерпретации показателей тестов.

Более подробно рассмотрим разновидности  личностных опросников, так как это  представляет интерес для исследования. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на типологические опросники, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок [9].

    1. Типологические опросники

В разных теориях  личности постулируется различное  количество конкретных ее характеристик, имеющих индивидуальную выраженность. Для их обозначения часто используется понятие «черта». Большим по объему по сравнению с чертой является понятие  «тип». Тип личности рассматривается  как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения  и выполняет функцию категоризации  свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека.

Типологический  подход является основанием для разработки типологических опросников личности. Здесь тип личности не только определяет особенности опросника, но и выступает  способом обобщения диагностических  данных, а также предполагает группировку обследованных по степени сходства, близости в пространстве личностных признаков. При использовании этого вида опросников диагноз ставится на основе сопоставления индивидуальных результатов с соответствующими (усредненными) типами личности, представленными в опроснике, и определении степени их сходства.

При разработке этой группы опросников авторы могут опираться  на имеющиеся и поддерживаемые ими  теории личности, используя представленные там классификации типов. Возможен и иной подход, когда создатели опросников действуют эмпирически, не имея какой-либо теоретической основы. Именно так был разработан Миннесотский многопрофильный (многоаспектный) личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory — MMPI). Его авторы С. Хетуэй и Дж. Мак-Кинли, год создания — 1941[3].

    1. Опросники черт личности

Этот подход к созданию и применению личностных опросников реализуется на основе выделения  черт личности. Он основывается на предположении  о существовании конечного набора базисных личностных качеств, а различия между людьми определяются в рамках этого подхода степенью выраженности этих качеств. Черты объединяют в группы тесно связанных личностных признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства.

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение  человека в широком классе возможных  ситуаций, психологи стремятся измерить базисные или универсальные черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности.

Первая попытка, направленная на выделение черт и  конструирование из них системы  личности, была предпринята сотрудниками Иллинойсского университета под руководством Р. Б. Кеттелла при разработке группы многофакторных личностных опросников [5].

В 90-е гг. XX в. А. Г. Шмелев с соавторами, опираясь на опросник 16 PF и Атлас личностных черт для русского языка, разработали опросник Шестнадцать русскоязычных факторов (16 РФ), являющийся первой универсальной многофакторной отечественной методикой, позволяющей оценивать профиль личности с учетом специфики русскоязычной культуры [11].

    1. Личностные опросники мотивации

Кроме опросников, диагностирующих типы личности, комплексы  личностных черт, в психодиагностической практике к настоящему времени выработано большое число методик, ориентированных  на выявление и оценку отдельных  личностных качеств. Их примером являются многочисленные опросники мотивов  личности.

В структуре  личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым  понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.

До настоящего времени не достигнуты еще теоретическая  определенность и однозначность  взглядов на явление мотивации. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких, как нужда, потребность, мотив, побуждение и др [8].

    1. Личностные опросники интересов

Под интересами в психологии понимается форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание  целей деятельности и тем самым  способствующая ориентировке, ознакомлению индивида с новыми фактами, более  глубокому и полному отражению  действительности.

Измерение интересов  началось с относительно узких и  весьма конкретных задач изучения личности. Первые опросники интересов были ориентированы, главным образом, на предсказание, возьмется ли индивид  за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. Сравнительное исследование отдельных различающихся своим поведением групп испытуемых выявило значительное несоответствие между профессиональными интересами и другими аспектами личности [9].

С первых обращений  к измерению интересов исследователи  обратили внимание на то, что ответы индивида на прямые вопросы об его  интересах оказываются чаще всего  ненадежным методом их выявления  и оценки. Анализ результатов применения этого прямого метода позволил сделать  два важных вывода:

1) большинство  людей имеет ограниченную информацию  о различных видах деятельности  и поэтому не в состоянии  судить о том, понравится ли им предлагаемое в опроснике занятие;

2) индивид  редко глубоко осознает свои  интересы в различных областях  деятельности.

Это его неведение  существует до тех пор, пока он не получит  возможность попробовать себя в  том или другом виде деятельности. Может оказаться, что эта возможность  наступила так поздно, что из нее  уже нельзя извлечь позитивный вывод. Рассмотрим некоторые наиболее интересные опросники интересов.

Информация о работе Самоотчет – опросник