Самоотчет – опросник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание

Этот метод является наиболее распространенным формализованным методом психодиагностики в нашей стране. Его популярность объясняется рядом причин, среди которых главными являются простота процедуры диагностирования и доступность. К сожалению, эти же причины способствуют тому, что опросники пытаются использовать не только квалифицированные психодиагносты, но и непрофессионалы. Черта, отличающая опросники от других формализованных методов, заключается в том, что они предназначены для получения информации об обследуемом со слов самого обследуемого.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование 5
1.1. История возникновения опросников 5
1.2 Классификация опросников 6
1.3 Актуальные проблемы, возникающие при использовании опросников 13
Глава 2. Планирование эмпирического исследования 17
2.1 Цель, объект, предмет, задачи исследования 17
2.2 Описание методики исследования 17
2.3 Обработка полученных результатов 20
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 134.08 Кб (Скачать документ)

Коэффициент надежности опросников Р. Б. Кеттелла, определенный путем расщепления, находится в пределах 0,71-0,91. Коэффициент  ретестовой надежности (через две  недели) – 0,56-0,73. Отмечается высокая  валидность опросника Р. Б. Кеттелла. Данные эмпирической валидности включают усредненные профили показателей  для более чем 50 профессий и  для стольких же психических заболеваний [2].

В работе с младшими школьниками  используется опросник Р. Б. Кеттелла, созданный на основе 16-ти факторного: «Личностный опросник для детей  в возрасте от 8 до 12 лет (CPQ)». Опросник CPQ включает 12 факторов и сконструирован таким образом, чтобы вопросы  были понятны как для младших  школьников (8 лет), которые требуют  индивидуального тестирования, так  и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Опросник CPQ был адаптирован  Э. М. Александровской, И. Н. Гильяшевой [2] и в отечественной психологической практике используется под названием Многофакторный личностный опросник для младших школьников Р. Б. Кеттелла (CPQ).

 

2.3 Обработка  полученных результатов

С помощью личностного  опросника  Р. Б. Кеттелла (CPQ) для детей в возрасте от 8 до 12 лет будет проведено 2 исследования на младших школьниках с временным интервалом в 2 года. Исследование будет разбито на два этапа: первый этап – обследование в 2011 году, второй этап – обследование в 2013 году, это будет сделано для того, чтобы определить меняются ли особенности характера ребенка с течением времени.

Будут составлены профили характера каждого учащегося. Затем будет произведен расчет средних показателей по каждому фактору опросника. В итоге будет получено две выборки средних значений по каждому фактору: выборка 2011-ого года (500 человек) и выборка 2013- ого года (500 человек).

Сдвиг показателей по каждому  фактору с течением времени будет  расчитан с помощью G-критерия знаков. Собственно под сдвигом понимается разность средних значений испытуемых по факторам опросника.

Критерий знаков G предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака [10]. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом изменяются значения признака при переходе от первого измерения ко второму: изменяются ли показатели в сторону улучшения, повышения или усиления или, наоборот, в сторону ухудшения, понижения или ослабления.

Как правило, уже в процессе подсчетов средних значений можно заметить, что у большинства испытуемых показатели во втором замере имеют тенденцию повышаться или понижаться. Преобладающие сдвиги называются типичными, а сдвиги более редкие – нетипичными [10].

Есть необходимость в  двух гипотезах, для того чтобы была возможность достоверно сказать  о влиянии ситуации в стране на особенности характера детей  или не влияет.

Н0: Сдвиг в повторном исследовании является случайным.

Н1: Сдвиг в повторном исследовании обусловлен изменением особенностей характера младших школьников.

Подсчитаем сначала количество положительных, отрицательных и  нулевых сдвигов по каждой шкале в каждой из выборок. Это необходимо для выявления "типичных" знаков. Нулевые сдвиги не учитываем.

Далее действуем по следующему принципу: вначале определяем количество сдвигов в ту или иную сторону (n), выявляем типичный сдвиг и количество нетипичных сдвигов (Gэмп) сопоставляем с критическими значениям G из таблицы критический значений G-критерия знаков [10].

Представим обобщенную "ось значимости" для этого критерия графически.


 

 

 

 

Зона значимости простирается влево, в сторону более низких значений, поскольку чем меньше "нетипичных" знаков, тем достовернее "типичный" сдвиг. Зона незначимости, напротив, простирается вправо, в сторону более высоких значений G.

В зависимости от того в  какую зону значимости попал наш  результат, принимаем ту или иную гипотезу.

 

Заключение

В данной работе описан метод  самоотчета – опросник. Были выявлены трудности которые возникают во время использования опросников:

    1. Пользование опросниками непрофессиональных психологов;
    2. Понимание используемых в опросниках слов и формулировок может существенно варьировать у разных индивидов;
    3. опросники особенно подвержены влиянию определенных установок испытуемого на ответы.

Было спланировано исследование, целью которого является определение  изменений особенностей характера младших школьников с течением времени. Был описан опросник, с помощью которого будет проведено исследование, а также был описан метод математической статистики, с помощью которого можно доказать поставленную гипотезу.

 

Список используемой литературы

  1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов по направлению и специальностям психологии / Т. Д. Абдурасулова, М. К. Акимова, Е. И. Горбачева и др.; Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб. и др. : Питер , 2005. – 650 с.
  2. Александровская, Э. М. Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла/ Э.М. Александровская,  И.Н. Гильяшева. – метод. рекоменд. – 2-е изд. - М.: ФОЛИУМ, 1995. – 34 с.
  3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
  4. Бодалёв, А.А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин,             В. С. Аванесов и др. – СПб.: Речь, 2000. – 438 с.
  5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. : Учебник для вузов по направлению и специальностям психологии / Л. Ф. Бурлачук – Спб.: Питер, 2005. – 349 с.
  6. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. /          Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов – СПб. и др.: Питер , 2000. – 517 с.
  7. Выбойщик И. В., Шакурова З. И. Личностный многофакторный опросник Р. Кеттела. – Челябинск: Изд-во, ЮУрГУ, 2000. – 54 с.
  8. Гиппенрейтер, Ю. Б.. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие по специализации «Психология» / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо , 1998 – 332 с.
  9. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. / Ун-т Рос. акад. образования; Е. М. Борисова, М. К. Акимова, В. Т. Козлова и др.; Под ред.: К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: Издательство УРАО , 1997. – 301с.
  10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии, - СПб.: Речь, 2001. – 350 с.
  11. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для ВУЗов. / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Н. Дружинин и др.; Под общ. ред. А. Г. Шмелева – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 540 с.

 


Информация о работе Самоотчет – опросник