Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:59, контрольная работа
Рассмотрены закономерности и явления, характеризующие различные аспекты эмоционально-волевой саморегуляции состояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления).
Введение
В
процессе познания реальности человек
по-разному относится к
Сейчас в новейших условиях жизнедеятельности особенное значение приобретают волевые свойства менеджера:
* упорство в работе;
* настойчивость и целеустремленность;
* воспитание потребности доводить начатое до конца.
принципиальной
основой работоспособности
Любовь к своему делу дает менеджеру новейшие импульсы ра-ботоспособности. Принципиальное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтоб сохранить творческую активность, менеджер обязан жить и работать в атмосфере доброжелательности.
Неблагоприятное действие на здоровье оказывает состояние стресса. Есть две главные формы снятия стресса:
- изменение психотравмирующей ситуации;
- контролирование (регулирование) собственного эмоционального состояния.
Труд менеджера требует периодического отдыха, смены рода занятий, локализации стрессовых ситуаций. Огромное распространение для уменьшения стресса получили разные релаксационные методики и аутогенная тренировка.
В наше время стрессовых ситуаций происходит совсем много, поэтому нужно научиться противостоять стрессу.
1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Если менеджер в глазах остальных умеет «владеть собой», то это существенным образом влияет и на восприятие его подчиненными, на его принятие либо неприятие ими, то это описывает и общую эффективность его деятельности, и его авторитет.
Анализируя предпосылки собственных неудач либо ошибок, либо неудач и ошибок подчиненных, менджер часто приходит к выводу, что конкретно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел бизнес встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совсем парализован охватившим его внезапным ужасом, кто-то безуспешно выступил публично, так как не смог преодолеть волнения.
Эмоции определяются
психологами как особенный
Ч. Дарвин утверждал, что эмоции появились в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех либо других условий для удовлетворения собственных потребностей. При этом самая древняя по происхождению, простая и более распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний - это наслаждение, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невыполнимостью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Эмоции являются специфичной реакцией организма на конфигурации во внутренней либо наружной среде. Я. Рейковский в связи с этим выделил три главных компонента эмоционального процесса.
Первый - это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех вариантах, когда происходит со-бытие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению (либо увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных действий. Но в отдельных вариантах под влиянием таковых событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит от личных особенностей реагирования.
Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъек-та - положительное либо негативное. Он описывает символ эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как положительное, отрицательная, когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с положительным событием, отрицательного - в побуждении действий, направленных на устранение контакта с нехорошим событием.
Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными чертами действия, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (либо качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции либо вызванные эмоциями особенные формы поведения получают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать либо понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые - астеническими. Возникновение и проявление эмоций и чувств психологи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с переменами в деятельности скелетных мускул (пантомимика) и лицевых мускул (мимика). особые эксперименты нашли в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших заглавие центров «наслаждения» и «страдания».
Рейковский подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий либо субъективный акт переживаемого психического явления.
Аффект - это
более массивная эмоциональ-
При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обрат-ной пропорции: чем более мощным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтоб его воплотить, чем меньше результат, полученный в резуль-тате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, скоро, сопровождаются резко выраженными органическими переменами и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, искажают нормальную компанию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют сильнейшие и устойчивые следы в длительной памяти.
Фактически эмоции, в различие от аффектов, более долгие состояния. Они реакция не только на действия совершившиеся, но и на вероятные, либо вспоминаемые. Если аффекты появляются к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу деяния и предвосхищают итог. Большая часть из них, к примеру, ужас, носят опережающий характер, при этом человек отражает действия в форме обобщенной субъективной оценки определенной ситуации, связанной с ублажение потребностей. Хотя некие эмоции могут определяться и за-вершающими качествами поведения. Традиционно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению.
Положительные эмоции появляются, когда реальный итог совершенного поведенческого акта совпадает либо превосходит ожидаемый нужный ре-зультат, и напротив, недочет настоящего результата, несовпадение с ожидаемым приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным.
Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. К примеру, эмоция ужаса развивается при недостатке сведений, нужных для защиты, либо как ожидание и предсказание неудачи при совершении деяния. Ужас может достигнуть таковой силы, что нервная система не выдерживает и человек погибает.
Однажды пережитый ужас может закрепиться и стать хроническим, навязчивым: менеджер резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии остальных людей, что так сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Такое состояние именуется фобией.
Основной и
общей особенностью эмоционально-волевой
регуляции состояний в
Кроме факторов, связанных с самим действием деятельности, с её организацией, в ней имеет место дополнительная и совсем массивная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания данной деятельности, наличие тяжелых, а часто экстремальных условий её реализации в сочетании с высокой ответственностью за её результаты образуют неизменный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Совместно с тем конкретно менеджер должен «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя. Причем это нужно не лишь для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его свою деятельность. Дело еще и в том, что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.
Наконец, конкретно
менеджерская деятельность требует
максимального включения
В целом следует выделить, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда сферы гостеприимства. Любое её компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором.
Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные её процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех главных фаз развития стресса - мобилизации, расстройства и деформации. Они по-различному влияют на деятельность.
Для обозначения
«меры сопротивляемости»
Общие - личностные различия в расположенности к стрессу. Мощное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую (менеджерскую) деятельность поставило задачу для разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много разных вариантов перечней такого рода средств. Можно отметить один , самый простой из этих вариантов:
1. рационализировать свой рабочий день;
2. планировать работу по своим возможностям;
3. чередовать тактики выполнения работы;
4. разгружать себя, делегируя возможности;
5. никогда не брать работу на дом;
6. не затягивать рабочий день ни для себя, ни для остальных;
7. постоянно быть готовым к нежданностям;
8. бросить курить;
9. уделять внимание спорту и физкультуре;
10. находить новые увлечения;
11. ходить на работу пешком;
12. почаще покидать свой кабинет;
13. делать паузы в работе;
2. Саморегуляция
эмоциональных состояний
Эмоционально-волевая
саморегуляция (как научиться владеть
собой в экстремальных
Информация о работе Саморегуляция эмоционального состояния менеджера