Саморегуляция эмоционального состояния менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:59, контрольная работа

Описание

Рассмотрены закономерности и явления, характеризующие различные аспекты эмоционально-волевой саморегуляции состояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления).

Работа состоит из  1 файл

Психологический практикум. саморегуляция менеджера.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

Введение

В процессе познания реальности человек  по-разному относится к объектам и явлениям окружающего мира. К  неким он испытывает симпатию, чему-то радуется, о чем-то печалится, а чего-то опасается. Эмоции, таковым образом, входят в процесс познания человека как специфичный вид субъективного отражения реальности. Но эмоции становятся предметом внимания человека до всего этого тогда, когда начинают ему в чем-то препятствовать. Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не желает мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его целей. А когда верх берут эмоции, то часто все происходит конкретно так.

Сейчас в  новейших условиях жизнедеятельности  особенное значение приобретают волевые свойства менеджера:

* упорство  в работе;

* настойчивость  и целеустремленность;

* воспитание  потребности доводить начатое  до конца.

принципиальной  основой работоспособности делового человека явля-ется деятельное, не плохое настроение. Массивный интеллектуальный и эмоциональный потенциал -  это колоссальный фактор здоровья.

Любовь к  своему делу дает менеджеру новейшие импульсы ра-ботоспособности. Принципиальное значение для работоспособности  и здоровья имеет положительное  эмоциональное состояние. Чтоб сохранить творческую активность, менеджер обязан жить и работать в атмосфере доброжелательности.

Неблагоприятное действие на здоровье оказывает состояние  стресса. Есть две главные формы  снятия стресса:

- изменение психотравмирующей ситуации;

- контролирование (регулирование) собственного эмоционального состояния.

Труд менеджера  требует периодического отдыха, смены  рода занятий, локализации стрессовых ситуаций. Огромное распространение  для уменьшения стресса получили разные релаксационные методики и аутогенная тренировка.

В наше время  стрессовых ситуаций происходит совсем много, поэтому нужно научиться  противостоять стрессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями  

Если менеджер в глазах остальных умеет «владеть собой», то это существенным образом влияет и на восприятие его подчиненными, на его принятие либо неприятие ими, то это описывает и общую эффективность его деятельности, и его авторитет.

Анализируя  предпосылки собственных неудач либо ошибок, либо неудач и ошибок подчиненных, менджер часто приходит к выводу, что конкретно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел бизнес встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совсем парализован охватившим его внезапным ужасом, кто-то безуспешно выступил публично, так как не смог преодолеть волнения.

Эмоции определяются психологами как особенный класс  субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных пережи-ваний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Ч. Дарвин утверждал, что эмоции появились в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают  значимость тех либо других условий для удовлетворения собственных потребностей. При этом самая древняя по происхождению, простая и более распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний - это наслаждение, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невыполнимостью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Эмоции являются специфичной реакцией организма  на конфигурации во внутренней либо наружной среде. Я. Рейковский в связи с  этим выделил три главных компонента эмоционального процесса.

Первый - это  компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех вариантах, когда  происходит со-бытие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению (либо увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных действий. Но в отдельных вариантах под влиянием таковых событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит от личных особенностей реагирования.

Второй компонент  эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет  для субъек-та - положительное либо негативное. Он описывает символ эмоции: положительная эмоция возникает  тогда, когда событие оценивается  как положительное, отрицательная, когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с положительным событием, отрицательного - в побуждении действий, направленных на устранение контакта с нехорошим событием.

Третий компонент  эмоции связан со специфическими качественными  чертами действия, имеющего значение для субъекта, и соответственно может  быть охарактеризован как содержание (либо качество) эмоции. В зависимости  от этого компонента эмоциональные  реакции либо вызванные эмоциями особенные формы поведения получают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать либо понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые - астеническими. Возникновение и проявление эмоций и  чувств психологи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с переменами в деятельности скелетных мускул (пантомимика) и лицевых мускул (мимика). особые эксперименты нашли в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших заглавие центров «наслаждения» и «страдания».

Рейковский  подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют  его как внутреннее состояние, как  акт регуляции, а не как поведенческий  либо субъективный акт переживаемого  психического явления.

Аффект - это  более массивная эмоциональ-ная  реакция; проявляется как мощное, бурное и относительно кратковременное  эмоциональное пере-живание. Аффект полностью захватывает всю психику  человека и предопределяет реакцию  на ситуацию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из обстоятельств практической неуправляемости этим состоянием).

При анализе  аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся  в обрат-ной пропорции: чем более мощным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтоб его воплотить, чем меньше результат, полученный в резуль-тате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, скоро, сопровождаются резко выраженными органическими переменами и двигательными реакциями.

Аффекты, как  правило, искажают нормальную компанию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют  сильнейшие и устойчивые следы в  длительной памяти.

Фактически  эмоции, в различие от аффектов, более  долгие состояния. Они  реакция не только на действия совершившиеся, но и на вероятные, либо вспоминаемые. Если аффекты появляются к концу  действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу деяния и предвосхищают итог. Большая часть из них, к примеру, ужас, носят опережающий характер, при этом человек отражает действия в форме обобщенной субъективной оценки определенной ситуации, связанной с ублажение потребностей. Хотя некие эмоции могут определяться и за-вершающими качествами поведения. Традиционно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению.

Положительные эмоции появляются, когда реальный итог совершенного поведенческого акта совпадает либо превосходит ожидаемый нужный ре-зультат, и напротив, недочет настоящего результата, несовпадение с ожидаемым приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. К примеру, эмоция ужаса развивается при недостатке сведений, нужных для защиты, либо как ожидание и предсказание неудачи при совершении деяния. Ужас может достигнуть таковой силы, что нервная система не выдерживает и человек погибает.

Однажды пережитый  ужас может закрепиться и стать  хроническим, навязчивым: менеджер резко  высказал свое неудовольствие работнику  в присутствии остальных людей, что так сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Такое состояние именуется фобией.

Основной и  общей особенностью эмоционально-волевой  регуляции состояний в менеджерской деятельности являяется сочетание  в ней двух следующих особенностей. Во-первых, конкретно менеджерская деятельность характеризуется максимально высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огром-ное количество обстоятельств для возникновения негативных эмоций и тяжелых состояний. Во-вторых, конкретно она предъявляет и наи-более высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевой регуляции состояний, что связано с её ответственностью. По-видимому, никакая другая деятельность не содержит столь широкого диапазона обстоятельств и факторов, порождающих эмоциональные реакции, как менеджерская.

Кроме факторов, связанных с самим действием  деятельности, с её организацией, в  ней имеет место дополнительная и совсем массивная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания данной деятельности, наличие тяжелых, а часто экстремальных условий её реализации в сочетании с высокой ответственностью за её результаты образуют неизменный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Совместно с тем конкретно менеджер должен «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя. Причем это нужно не лишь для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его свою деятельность. Дело еще и в том, что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.

Наконец, конкретно  менеджерская деятельность требует  максимального включения волевых  действий, а само понятия «хороший руководитель» и «волевой менеджер»  частенько употребляются как  синонимичные. Все произнесенное  значит, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь диапазон волевых действий и свойств появляются в данной деятельности в собственной наибольшей выраженности, более полно и ярко. Совместно с тем в психологии управленческой деятельности традиционно выделяется круг наиболее обычных качеств, эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для её организации. К ним относятся: неувязка стресса в менеджерской деятельности, неувязка состояния фрустрации, парадокс «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистентности руководите-ля, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных действий в менеджерской деятельности.

В целом следует  выделить, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и  многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда сферы гостеприимства. Любое её компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом  и на отдельные её процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех главных фаз развития стресса - мобилизации, расстройства и деформации. Они по-различному влияют на деятельность.

Для обозначения  «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям употребляется  понятие стрессоустойчивости личности. Это -  способность сохранять высокие характеристики психического функционирования и деятельности при растущих стрессовых отягощениях. Принципиальной стороной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать характеристики эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. По другому, эта способность зависит от того, как сильно у человека представлена первая фаза развития стресса -  фаза мобилизации.

Общие - личностные различия в расположенности к  стрессу. Мощное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую (менеджерскую) деятельность поставило задачу для разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много разных вариантов перечней такого рода средств. Можно отметить один , самый простой из этих вариантов:

1. рационализировать  свой рабочий день;

2. планировать  работу по своим возможностям;

3. чередовать  тактики выполнения работы;

4. разгружать  себя, делегируя возможности;

5. никогда не брать работу на  дом;

6. не затягивать  рабочий день ни для себя, ни  для остальных;

7. постоянно  быть готовым к нежданностям;

8. бросить  курить;

9. уделять  внимание спорту и физкультуре;

10. находить  новые увлечения;

11. ходить на  работу пешком;

12. почаще покидать  свой кабинет;

13. делать паузы  в работе;

 

2. Саморегуляция  эмоциональных состояний менеджера 

Эмоционально-волевая  саморегуляция (как научиться владеть  собой в экстремальных ситуациях). Данная методика, разработана с целью формирования у будущих работников управленческой сферы высокой эмоционально-волевой стойкости и остальных принципиальных психологических свойств, нужных для удачного выполнения поставленных перед ними задач, адекватного реагирования и эффективного деяния в экстремальных ситуациях, возникающих при обеспечении сохранности предпринимательской деятельности.

Информация о работе Саморегуляция эмоционального состояния менеджера