Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:59, контрольная работа
Рассмотрены закономерности и явления, характеризующие различные аспекты эмоционально-волевой саморегуляции состояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления).
Данная методика нужна также студентам для удачного усвоения сложной учебной программы, изучаемой ими на факультете.
Методика ЭВС за маленький просвет времени существенно улучшает внимание, способность запоминания нового учебного материала, усвоения навыков грядущих действий и сложнокоординационных движений, значительно способствует восстановлению физических и нервных сил, учит владеть собой.
Эмоционально-волевая саморегуляция (ЭВС) - система приемов последовательного самовоздействия в целях повышения эмоционально-волевой стойкости в напряженных и опасных ситуациях, возникающих при обеспечении сохранности управленческой или менеджерской деятельности. ЭВС развивает и совершенствует ряд принципиальных психологических свойств: самообладание, уверенность в собственных силах, внимание, образное мышление, навыки запоминания. Сразу ЭВС предупреждает умственное и физическое переутомление, способствует укреплению нервной системы и увеличению сопротивляемости психики к отрицательным воздействиям, увеличивает работоспособность.
Суть ЭВС
заключается в развитии у человека
способностей к самостоятельному действию
на свои регулирующие психологические
и нервные механизмы
В базе упражнений, рекомендуемых в данной методике, лежат приемы аутогенной (саморазвивающей) тренировки.
Большая часть
упражнений и занятий связано
с временным расслаблением
ЭВС первой степени
цель: овладеть основными приемами управления собой для проявления самообладания в разных условиях.
1. воплощение
повседневного самоконтроля за
внешним проявлением
Схема повседневного самоконтроля:
«Нет ли напряжения на лице (нахмурен лоб, сжаты зубы)?» Если есть, то разжать зубы. Вынудить себя улыбнуться (хотя бы внутренне).
«Как мое дыхание? Нет ли беспорядочного либо поверхностного дыхания?» Если есть, то сделать два-три глубоких вдоха с полным выдохом. Позже перейти на ритмичное дыхание: вдох маленький, но средний по глубине, а выдох в два раза продолжительнее (5-7 дыханий).
«Нет ли излишнего
напряжения мускул тела (скованность,
оцепенение)?» особенное
2. Применение
ЭВС для уменьшения
Используйте следующие приемы:
а) перед выполнением поставленной задаки:
самоконтроль
за внешним проявлением
самоубеждение - убедить себя в собственной подготовленности к выполнению (решению) поставленной задачи, в надежности используемой техники;
внутреннее обращение к своему авторитету, объекту подражания, мнению друзей («А как бы поступил…?», «Что произнесут позже мои…?» и т. д.);
применение формул самонастройки: принять удобную позу (лучше сидя), опустить плечи, по способности закрыть глаза, проверить отсутствие скованности; дышать тихо; потом применить одну либо несколько следующих формул: «Я владею собой», «Внимание обостряется», «Предельно организован», «Бдительность на высоте», «К испытанию готов!», «Все будет нормально, все будет хорошо»; формулы повторять мысленно либо шепотом три-четыре раза, не торопясь, убежденно, ярко представляя свое поведение и деяния;
б) в ходе выполнения поставленной задачки:
самоконтроль
за внешним проявлением
регуляция дыхания: вдох маленький, но средний по глубине, выдох долгий толчками через губы, сложенные трубочкой (как будто гасите спички); так дышать несколько раз до овладения ритмом дыхания; при стремительной ходьбе либо неторопливом беге контролировать длительность выдоха;
самоободрение: в тревожный момент сказать себе (можно вслух): «Держись... (Назвать свое имя)!» «Прорвемся!»;
применение формул самонастройки (одна либо несколько) в движении либо на месте: «Возбужден, но контролирую себя», «Я управляю собой», «Я сильный», «Я решительный», «Уверен в собственных силах», «Я самый наилучший!» Повторить 3--4 раза.
3. Применение ЭВС для снятия усталости.
В зависимости от обстановки и времени выполнить следующие приемы:
если появилась маленькая усталость и имеется 5-7 минут времени, то нужно сесть либо лечь в удобную позу, закрыть глаза, (расслабиться; дышать тихо, ритмично; вспомнить спокойные жизненные ситуации либо мыслить о приятном отдыхе; внушить себе: «Мой организм отдыхает и набирает много сил»; повторить внушение два-три раза;
если усталость
появилась в итоге
4. Применение ЭВС для ускорения процесса овладения навыками грядущих действий.
Ускоренное
овладение навыками достигается
посредством мысленной
Методика мысленной тренировки:
уяснить последовательность грядущих действий (движений), их краткие (условные) наименования;
занять приблизительно такое положение, которое будет нужно в реальности; если дозволяет обстановка, то закрыть глаза для мысленного представления соответствующих действий (движений);
опустить плечи и расслабить по способности мускулы тела;
верно представить последовательность грядущих действий (движений), сразу мысленно (либо шепотом) повторяя словесные наименования составных движений; достигнув безошибочного повторения, ускорить темп, а через несколько занятий довести его до нормативного (требуемого).
Вначале применяйте мысленную тренировку для несложных действий, к примеру, таковых, как набор текста на клавиатуре ПК либо отработка приемов рукопашного боя. Потом выполняйте мысленную тренировку для более сложных действий, к примеру, таковых, как отработка техники рукопашного боя против группы вооруженных врагов либо управление каром в экстремальной ситуации.
5. Применение ЭВС для улучшения запоминания либо воспоминания учебного (служебного) материала.
Примените один из следующих приемов:
отдайте себе установку уяснить (вспомнить) в форме самоприказа: «Я обязан это запомнить», «Мне нужно это знать», «Очень принципиально уяснить такие-то формулы (числа, определения)»; этот прием в особенности эффективен при работе с конкретным учебным материалом и наличии энтузиазма к нему;
за несколько минут до ночного сна прочтите, не торопясь, маленький размер учебного материала, требующего наглядно-образного запоминания: тактикотехнические данные изучаемой аппаратуры, формулы, статьи и т.П. Утром повторите этот учебный материал.
6. Применение
ЭВС при необходимости
Займите привычную позу для сна (либо более удобную позу в данных условиях). Две-три минуты прислушайтесь к своему дыханию и сердцебиению, внушая себе, что дыхание становится ритмичнее, а сердце бьется спокойнее и ровнее. Потом мысленно либо шепотом произнесите, не торопясь, приблизительно следующий текст: «Дневные заботы и мысли оставили меня... Тело недвижимо и приятно расслабилось... Веки тяжелеют... Слипаются... Спокойствие овладевает мной... Я весь расслаблен... Приятно отдыхаю...» При необходимости повторите таковой текст еще раз.
Если засыпанию предшествовало мощное возбуждение либо мешают звуковые и остальные помехи, то используйте следующие приемы:
последовательно напрягайте и расслабляйте мускулы тела от стоп до кистей, сосредоточиваясь на ощущении приятного мышечного расслабления; разомкните зубы, придайте своему лицу выражение глубоко спящего человека;
дышите ритмично через нос, не торопясь: вдох средний по глубине, выдох удлиненный; при этом обратите внимание на чувство прохлады вдыхаемого воздуха и теплоту выдыхаемого;
думайте о чем-то умеренном, приятном, желанном.
Заключение
Все рассмотренные закономерности и явления характеризуют собой различные аспекты эмоционально-волевой саморегуляции состояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления). Они имеют еще один специфичный для деятельности менеджера аспект. Эмоции, обеспечивая регуляцию деятельности менеджера, в то же время появляются вовне - в его поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления также могут и обязаны контролироваться - усиливаться либо подавляться. Они могут использоваться менеджером как дополнительный и довольно массивный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (либо дезинформации) остальных о собственных мыслях, намерениях, позициях. Все это обозначается в социальной психологии и психологии управления понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.
Владение экспрессивными средствами в особенности принципиально для руководителя. Он «всегда на виду», и то, как эмоционально он реагирует, в каком состоянии он находится, как выражены у него проявления «волевой натуры», как он в глазах остальных «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на восприятие его подчиненными, на его принятие либо неприятие ими. Это описывает и общую эффективность его деятельности, и его авторитет. Следовательно, важнейшим требованием к менеджеру является не только способность к эмоционально-волевой саморегуляции, но и к регуляции им собственного экспрессивного поведения.
Последнее, нетождественно твердому и серьезному подавлению менеджером собственной экспрессии. «Бесстрастный» менеджер воспринимается ненамного лучше, чем «паникер»; экспрессивный фон в поведении менеджера обязателен, но он обязан быть положительным. Одно из требований американского менеджмента к эффективному руководителю гла-сит: «Руководитель обязан излучать оптимизм». Д. Карнеги формулирует ту же мысль короче: «Улыбайтесь!»
Исследования выявили, что информация, передаваемая по экспрессивным каналам, частенько воспринимается и быстрее, и точнее, и надежнее, чем по другим каналам. Не считая того, человеку свойственно разглядывать её как более достоверную. Речь, например, допускает широкие способности для фальсификации; но сопровождающие её невербальные - экспрессивные прояв-ления контролировать еще труднее, и поэтому они еще более надежны и информативны. Итак, экспрессивный компо-нент включает три главных аспекта.
1. Субъективный
контроль за экспрессивными
2. Умение владеть
средствами экспрессивного
3. Умение употреблять
экспрессивные средства как
Литература
1.
Амосов Н.М. Раздумья о
2. Гросс Г.Ф. Побеждать на работе и дома: Пер. С нем. -- М.: Интер-эксперт, 1997. - 312 с.
3. Карнеги Д. Как закончить беспокоиться и начать жизнь. -- М.: Про-гресс, 1990. - 700с.
4. Комаров Е.Н. Режимы труда и отдыха персонала // Управление пер-соналом. - 2005. - № 6.
5. Линдеман X.,
Селье Г. Система
6. Малахов
Г.П. Биосинтез и
7. Малахов Г.П. Создание своей системы оздоровления -- СПб.:
8. ИК «Комплект», 1996. - 302 с.
9. Мольц М. Я -- это Я, либо Как стать счастливым. -- М.: Яхтсмен, 1994.-137с.
10. Панкратов
В.Н. Искусство управлять
11. Пил Н. Спасательный круг: Пер. С англ. -- М.: «Прогресс» -- «Куль-тура», 1994. - 240 с.
12. 12.Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
13. Рейндотер Дж. Это в ваших силах. Как стать своим психоте-рапевтом: Пер. С англ. -- М.: Прогресс, 1993. -- 240 С.
14. Рейковский
Я. Экспериментальная
15. Резник С.Д. Как повысить свою работоспособность. -- Пенза: Олимп, 1995. -72с.
Информация о работе Саморегуляция эмоционального состояния менеджера