Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:38, реферат
Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности – одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
Введение…………………………………………………………………………………3
Семейный сценарий влияние родителей на будущее ребенка……………………4
Семейные отношения и их влияние на развитие личности ………………………7
Особенности развития личности в подростковом возрасте………………….7
Влияние семейных отношений на развитие личности ………………………9
Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях…………11
Заключение…………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………………15
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………………
Введение
Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности – одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие возникновению семейных кризисов. Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод.
Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка.
Наши
близкие, желая нам добра, предупреждают,
стараются так для нас
Существует некий
шаблон, который накладывается на поведенческие
схемы человека и заставляет его (чаще
всего неосознанно) выбирать именно те
обстоятельства, что ведут по кругу семейного
сценария (если хотите - кармы). Так случается,
что на наше бессознательное воздействует
все происходящее с ближайшим значимым
окружением, и запоминается в виде схем
привычного реагирования – не на уровне
осознанных поступков, а как некий уровень
вибраций. Ведь уже ни для кого не является
секретом, что все мы, как камертоны, издаем
определенный уровень частот звучания,
и схожие частоты друг друга усиливают.
Почему и как это возникает, пока вдаваться
в подробности не будем. Заострим внимание
на том, КАК выбраться из замкнутого круга,
прожив СВОЮ жизнь, а не повторяя ошибки
своих родных и близких людей.
Почему дочери алкоголиков выходят замуж за потенциальных алкоголиков, дети разведенных родителей остаются покинутыми супругами, а сыновья многократно женившихся отцов тоже не удовлетворяются одной? Уж им ли не знать тягот родительской жизни, а они ее повторяют с точностью до мелочей - почему?
Такую предрасположенность детей повторять жизненные события, судьбу своих родителей или других ближайших родственников психологи называют семейным сценарием. Он может программировать не только неудачи и потери, но и успех и достижения. Мы можем только порадоваться обладателям счастливых сценариев, но обратимся сейчас к тем, чьи сценарии таковыми не назовешь.
Именно они становятся частыми клиентами психологической консультации. Таких людей отличает тяжелое чувство невозможности справиться с уже заданным ходом своей жизни, сделать свободный от этой предопределенности выбор.
Известен случай одной девушки, влюбленной в только что освободившегося из тюрьмы парня. Ей было очень трудно избавиться от ощущения, что эта встреча закономерна в ее судьбе, и она не может избежать этих отношений со всеми их сложностями. Она хорошо знала, что ожидает ее в случае замужества, так как ее отец принадлежал к тем же криминальным кругам и был убит незадолго до этого. Ее детские воспоминания были полны тревожного ожидания родителей по вечерам, и она не хотела для себя такого будущего. Но она не знала никакой другой семейной жизни, поэтому ее благополучные сверстники казались ей скучными и незрелыми. С этим же парнем она чувствовала себя "как дома", а свой дом может быть не самым хорошим, зато удобен своей привычностью. Таким образом, эта девушка оказалась перед трудным выбором - повторить судьбу своей овдовевшей матери или изменить стереотип "настоящего парня".
Однако не всегда семейный сценарий оказывается таким прозрачным, что его понимание дает возможность избежать повторения. Иногда отчаянные попытки детей прожить жизнь иначе приводят к тому же самому результату, что и у их родителей, но совершенно противоположным способом. Яркий пример такого "анти-сценарного" поведения - история другой молодой девушки. Она очень хотела выйти замуж, но всегда оказывалась в роли любовницы, так как все ее избранники были женаты. Это повторяющееся невезение приводило ее в отчаяние. Из истории ее семьи было известно о том, что отец оставил их, так как мать не смогла простить ему связи с другой женщиной, на которой впоследствии он женился. Дочь тяжело переживала это событие, но поведение матери стало для нее определенным уроком, который показывал проигрышность позиции жены и успешность позиции любовницы. И вот теперь, став взрослой, она вела себя в соответствии с тем уроком, и именно в роли любовницы искала своего единственного, оставаясь такой же одинокой, как и ее мать.
А что же родители? Ведь каждый хочет уберечь детей от повторения своих ошибок. Верно, но родители передают их именно потому, что, не сумев справиться с ними в своей жизни, они не могут научить этому своих детей.
Семейный
сценарий — это не только определенное
поведение, которое ребенок перенимает
у родителей или другого
Как часто сегодня уже взрослые «дети», ища причину своих неудач, обращаются к псевдопсихологам (целителям), а те, в свою очередь, пытаются снять родовое проклятье. По сути, негативный семейный сценарий и есть своеобразное «семейное проклятье», комплекс неэффективных стереотипов, которые могут передаваться от одного поколения к другому. Поэтому многие родители хотят знать, как не навредить своему малышу, вырастить его счастливым.
Замечено, что для ребенка, начиная с младенческого возраста, очень важно взаимодействие с близкими для него людьми, в частности, с родителями. Ведь в результате такого общения у ребенка начинает формироваться образ своего «Я», то есть осознание себя как личности, личностные особенности.
Прежде всего, малыш узнает, нужен ли он маме с папой, любят ли его родители. Причем осознание своей важности и незаменимости необходимо для нормального психологического развития каждого малыша.
К примеру, когда родители часто называют младенца по имени, разговаривают с ним исключительно ласково, они наделяют личность ребенка особой ценностью, что, несомненно, в будущем скажется на эмоциональном развитии человека самым положительным образом.
И наоборот, если родители не уделяют ребенку должного внимания, мало общаются с ним или, наоборот, чрезмерно опекают, ребенок может вырасти замкнутым, неуверенным в себе, его часто будет преследовать чувство собственной беспомощности.
Согласитесь, что такое развитие событий вовсе не способствует успешности человека, его личностному и профессиональному росту.
Родителям следует относиться к малышу не как к беспомощному существу, за которым необходимо только ухаживать, но как к самостоятельной личности.
Итак, задача родителей не только обеспечить ребенку должный уход, но и развивать его личность, самостоятельность. Что для этого необходимо?
Прежде всего, с маленьким ребенком необходимо как можно больше разговаривать. При этом нужно тщательно следить за интонацией, с которой произносятся слова, ведь младенец обращает внимание в первую очередь именно на интонацию. Не допускайте в разговоре раздражения, гнева. Причем соблюдать данное правило необходимо не только в моменты общения с ребенком, но и при разговоре с другими людьми, ведь даже самый маленький ребенок очень остро реагирует на ссоры между родителями. Не давайте возникшему чувству раздражения завладеть вами, научитесь контролировать негативные эмоции.
Ребенку более старшего возраста необходимо предоставлять определенную свободу действий. Например, ребенок должен сам выбирать игрушки или партнеров по игре. В таком выборе проявляется собственное мнение маленького человека, его самостоятельность и независимость.
И не забывайте о том, что семейные сценарии живут, прежде всего, в нас, взрослых, и мы неосознанно, жестами, словами, поведением (зачастую противоречивым), влияем на судьбу «самого дорогого человечка». Поэтому работать нужно, прежде всего, над собой. Естественно, не прибегая к помощи шарлатанов!
Семейный
сценарий может быть драматичным, но
он не является приговором. Его понимание
дает шанс принимать более свободные решения.
Поэтому заглянув в свою генеалогию - не
найдем ли мы там повторяющихся историй,
которые могут разыграться и в твоей семье?
Но помни, что в исполнении этих пьес ты
являешься не только актером, но и автором.
Многие авторы — как классические, так и современные - в качестве важнейшей характеристики нормального развития личности рассматривают развитие автономии и индивидуализации подростка, т.е. его независимости от родителей, самостоятельности и ответственности. Важность данного аспекта личностного развития подчеркивали еще классические авторы — К. Юнг, А. Адлер, В. Франкл и др. Например, Э. По мнению К. Юнга (1994), нормальное развитие личности связано с процессом индивидуализации, т.е. самостановления и самоосуществления человека, когда человек живет сам, свободно и самостоятельно организуя свою жизнь и неся за нее ответственность, овладевая влиянием сферы бессознательного. А. Адлер (1995) при описании цели и процесса психотерапии особенно подчеркивал важность активности самого человека в формировании собственной нормальной личности. Установление гармоничного отношения между стремлением к личному превосходству и чувством общности, по мнению А. Адлера, возможно при активном, сознательном и разумном участии самого человека.
Исследования показывают, что в подростковом возрасте резко возрастает стремление к поведенческой автономии, причем в определенных ситуациях подростки упорно добиваются права самостоятельно принимать решения (например, касающихся образования). Подростки хотят иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная свобода им не нужна. Полная свобода, предоставленная слишком быстро, может восприниматься ребенком как отторжение от семьи; у него может появиться чувство тревоги, так как он не знает, как воспользоваться этой свободой.
Переход к эмоциональной автономии в подростковом возрасте не столь драматичен, как к поведенческой, и многое при этом зависит от поведения родителей. Доминирование родителей и культивирование в ребенке чувства зависимости от них, вплоть до взрослого возраста, препятствует формированию социальной зрелости у подростка, который вырастает инфантильным, т.е. неспособным самостоятельно принимать решения и воспринимать себя как взрослого и самостоятельного человека. В противоположности ситуации при эмоциональном отторжении — подростки не получают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей.
Сплоченность семьи характеризует ту степень, в которой ее члены объединены или, напротив, разобщены. Те семьи, которые располагаются на противоположных краях шкалы, оценивающей сплоченность, - то есть построенные на слишком тесных связях или полностью разобщенные, являются менее функциональными, чем те, что располагаются примерно на середине шкалы. Сплоченность семьи наиболее велика, когда дети еще малы, и постепенно снижается, по мере того как подростки взрослеют и становятся самостоятельными взрослыми людьми. По мере взросления подростков дистанция в их отношениях с родителями увеличивается; причем у юношей это происходит быстрее, чем у девушек.
Таким образом, когда ребенок достигает подросткового возраста, сильная сплоченность семьи может препятствовать развитию процесса индивидуализации у подростка. Как показывают исследования, самая низкая сплоченность семьи приходится на период, когда дети достигают переходного возраста. Это объясняется стремлением подростков к самостоятельности, выработке собственного стиля жизни, что связано с процессом индивидуализации. Также показано, что, чем старше дети, тем больше дистанция между ними и родителями; это подтверждает существование у подростков потребности в самостоятельности и независимости, в собственном жизненном пространстве.
Информация о работе Семейные отношения и их влияние на развитие личности