Семейные отношения и их влияние на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:38, реферат

Описание

Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности – одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Семейный сценарий влияние родителей на будущее ребенка……………………4
Семейные отношения и их влияние на развитие личности ………………………7
Особенности развития личности в подростковом возрасте………………….7
Влияние семейных отношений на развитие личности ………………………9
Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях…………11
Заключение…………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

сем.сценарий.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     Родители  могут либо содействовать, либо препятствовать росту автономии. В ответ на стремление подростков получить право голоса и возможность влиять на родительские решения, касающиеся их, некоторые родители способны перейти к возложению на своих детей все большей ответственности; другие же негативно реагируют на стремление подростков к большей автономии. Чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости.

     В процессе индивидуализации подростки должны избавиться от одного из самых крупных достижений своего детства: им предстоит «разобрать и построить заново психологическую структуру, в которой они пребывали в детском возрасте». Поскольку дети младшего возраста некритично воспринимают взгляды и способы поведения своих родителей, подросткам необходимо провести переоценку усвоенных убеждений и ценностей, чтобы разобраться, какие из них в действительности принадлежат подростку, а какие — его родителям. Автор предполагает, что опора на своих родителей — это единственный способ для ребенка почувствовать в себе силы для самостоятельной деятельности и исследования мира. То, что было усвоено в детстве и обеспечивало автономию ребенка в этом возрасте, должно быть преодолено подростком ради дальнейшего развития, и этот процесс носит название индивидуализации.

     В процессе индивидуализации подростки  пытаются сохранить чувство тождественности между своим внутренним «Я» и тем, что они значат для других. Вновь возникающие отождествления должны иметь непрерывную связь с предшествующими, а также позволять строить планы на будущее. Молодые люди, которые успешно рассортировали свои и родительские взгляды и убеждения, могут поддерживать близкие отношения с родителями, чувствуя себя при этом комфортно и не боясь потерять свою собственную индивидуальность. Эта близость с родителями является важным фактором, обеспечивающим целостность жизни юношей и девушек. Подросткам не нужно отвергать старые взаимоотношения или перенимать совершенно новые жизненные стили для того, чтобы стать самими собой. В то же время Индивидуализация подразумевает и возрастающую независимость от родителей, и положительное отношение к собственной независимости.

     Исследования  показывают, что подростки с высоким  уровнем индивидуализации происходят из семей, члены которых ясно понимают различия между собой и, тем не менее, чувствуют родство друг с другом. При столкновении с проблемой они не воспринимают ее как имеющую только одно решение и способны в течение долгого времени расходиться во мнениях, сохраняя при этом хорошие взаимоотношения. Каждый человек в такой семье очень внимательно относится как к своей собственной позиции, так и к позициям других. Подростки с низким уровнем индивидуализации обычно происходят из семей, члены которых избегают разногласий между собой и настолько отзывчивы к чужим мнениям, что не способны составить собственное мнение, отличное от других.  

1.2 Влияние  семейных отношений на развитие  личности подростка 

     С точки зрения авторов классических направлений психотерапии основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его  взаимоотношений в детстве со своими родителями.

     Во  многих современных исследованиях  выявлены виды семейных отношений, которые  оказывают различное влияние  на развитие личности подростка. В. Сатир, обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей  – «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны – и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия». Выделенные разными авторами особенности семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в подростковом и юношеском возрасте:

     1. Заинтересованность и помощь  родителей. Родительская поддержка  порождает доверительные отношения  между детьми и родителями  и влечет за собой высокую  самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.

     2. Способность родителей слушать,  понимать и сопереживать. Неспособность  родителей к эмпатии, отсутствие  у них эмоциональной восприимчивости  и понимания мыслей и чувств  ребенка могут привести к развитию  равнодушия у ребенка.

     3. Любовь родителей и положительные аффекты в семейных отношениях. Положительные аффекты связаны с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности к любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

     4. Признание и одобрение со стороны  родителей.

     5. Доверие к ребенку. Недоверие  к детям, как правило, свидетельствует  о том, что родители проецируют  на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины.

     6. Отношение к ребенку как к  самостоятельному и взрослому  человеку. Достижение подростком  самостоятельности происходит в  процессе индивидуализации, когда  он занимается формированием  собственной индивидуальности и  в то же время устанавливает  новые связи с родителями.

     7. Руководство со стороны родителей.  Наиболее функциональными являются  те семьи, где родители проявляют  гибкость, приспособляемость и терпимость  в своих взглядах и поведении.

     8. Личный пример родителей: способность  подать хороший пример для  подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей, так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье.

     А.С. Спиваковской были выделены различные  типы взаимоотношений в семье  и установлено их влияние на формирование особенностей личности подростка, возникновение у него тех или иных проблем. В исследовании было выделено 7 типов семейных отношений:

     1. «Вулканическая семья», в которой  эмоциональная атмосфера пульсирует  между крайними полюсами.

     2. «Семья-санаторий», в которой постепенно ограничивается круг общения, супруги стараются удержать детей вокруг себя.

     3. «Семья-крепость», в основе которой  лежат представления об угрозе  окружающего мира.

     4. «Семья-театр» - стремится сохранять  видимость благополучия.

     5. Семья – «третий лишний», в  которой родительская роль воспринимается как помеха супружескому счастью.

     6. «Семья с кумиром»: забота о  ребенке превращается в единственную  силу, способную удержать родителей  друг с другом.

     7. «Семья-маскарад»: из-за различного  понимания ценностей родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и оценок.

     По  мнению А.И. Захарова, личностные особенности  родителей позволяют судить о  характере семейных отношений и  отклонениях в воспитании детей, а по отклонениям в воспитании и семейным конфликтам можно предположить наличие определенных личностных проблем у родителей. В данном исследовании была показана связь между возникновением невроза у ребенка и особенностями личности матери, влияние личностных черт родителей на тип воспитания. Были выделены неблагоприятные особенности личности родителей, дети которых страдали различными неврозами:

  1. Сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность «все принимать близко к сердцу», легко расстраиваться и волноваться.
  2. Недостаточная степень самопринятия, порождающая неуверенность в себе.
  3. Тревожность – склонность к беспокойству.
  4. Внутренняя конфликтность – противоречивость чувств и желаний, моральный дискомфорт, психическая напряженность, проблемы самоконтроля.
  5. Эгоцентризм как реактивная сосредоточенность на своей точке зрения, своих проблемах в ущерб отзывчивости, душевной щедрости и способности к сопереживанию.
  6. Негибкость – несвоевременность принятия решений.
  7. Гиперсоциальность – завышенное, часто гипертрофированное чувство долга, обязанности, чрезмерная принципиальность, невозможность компромиссов.
 

     1.3 Развитие личности подростков  в неполных и смешанных семьях 

     Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает  вопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

     Факторами, влияющими на последствия развода  родителей для подростка являются климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы по отношению к детям до или после  распада семьи, переживания родителей, обстоятельства и причины развода, то в какой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями. Дети, пережившие развод или развод и повторный брак родителей, подвергаются большему риску столкнуться с психологическими проблемами, чем дети из крепких семей.

     Развод  родителей заставляет подростка  по-новому взглянуть на себя и на своих родителей. Если подросток воспитывается только одним родителем, то в нем развивается сильное стремление к автономии. По наблюдению авторов, во время развода ослабевает родительский контроль за ребенком, взаимные чувства и потребности в общении друг с другом, что пробуждает в подростке раннее стремление к автономии, убеждает, что в жизни нужно полагаться только на себя. С одной стороны, подростки из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет в обычных семьях; с другой – подростки из неполных семей могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь поведенческой и эмоциональной автономии. По наблюдению психологов, при повторных браках главную проблему представляют дети. Положение в семье отчимов и мачех куда сложнее, чем родных отцов и матерей, т. к. дети обычно с трудом воспринимают их как замену своим родителям. Одно из проведенных исследований было посвящено оценке отношений подростков с отчимом, восприятию ими семейных проблем и их адаптации к новым условиям, вызванным появлением неродного отца. В результате удалось установить, что адаптация подростков проходит успешнее в тех семьях, где их меньше наказывают и чаще поощряют; в семьях, где умеют достигать взаимного согласия в вопросах воспитания; в семьях, где в большинстве случаев демонстрируют традиционное отношение к проблемам брака; а также в семьях, гда повторное замужества матери не вызывало в подростках резко отрицательной реакции. Эти выводы подтверждает уже сложившееся впечатление о том, что восприятие подростками многих домашних проблем зависит от их взаимоотношений с отчимом.

     Если  ребенок во время развода и  нового брака еще очень мал, то обычно он растет, воспринимая отчима или мачеху, как адекватную замену отцу или матери. Многое в новой  семье зависит и от отношений  между детьми от разных родителей. Если мать или отец оказывает явное предпочтение своему родному ребенку, то это может вызвать обиду и озлобленность у других малолетних членов семьи. Часто между детьми разных супругов возникает острая конкуренция. Иногда они проявляют ревность, если их родные мать или отец выказывают внимание и заботу к их сводным братьям и сестрам. Зачастую первые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотичной обстановке.

     Таким образом развитие автономии и индивидуализации – один из основных аспектов личностного развития подростка – может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуализацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости.

         Говорят, если бы дети всегда слушались своих родителей, обезьяна до сих пор не слезла бы с дерева… Но мы уже давно не обезьяны, да и были ли? Вырваться из семейного круга неудач можно: не нужно цепляться за своих детей, любимых и близких людей, и дать им возможность прожить свою жизнь, сделать свой выбор, уважать этот выбор. Не нужно пугать возможными негативными вариантами и не ругать в случае неудач. А вот поддержка, если о ней просят, будет в добрую помощь… Любить - а больше и не надо ничего. И не привязываться. Вдумайтесь в это слово - оно ничего общего с любовью не имеет. 
Но это все слова, слова. А что же все-таки делать, если кажется, что жизнь идет не так? Способов изменить свою линию жизни великое множество. И какой поможет, подскажет только наше внутреннее Я, а уж кто подскажет ему…  
        Бывает, что именно ко времени наших проблемных ситуаций появляется книга, в которой вы находите ответ. Или вдруг какой-то семинар, на который почему-то вас влечет. А то вдруг случайная встреча с попутчиком в дороге… Иногда это клочок газеты, попавшийся в самом неожиданном месте; или песня, которая донеслась из пролетевшей мимо машины. Иногда – рекламный плакат, который попал на
глаза именно тогда, когда внутри возник вопрос. Или случайная фраза, прозвучавшая рядом с вами, вроде бы и не вам предназначенная… Мир всегда готов к диалогам и дает множество подсказок. Заметить их – вот наша задача. Задать вопрос и ждать ответ. И даже если вдруг забудешь о том, что вопрос задан, если ты готов получить ответ – он непременно придет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Семейные отношения и их влияние на развитие личности