Семья с маленьким ребенком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: описание семейных отношений в семье с маленьким ребенком.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему родительского отношения в психологии.
2. Изучение семейного воспитания в семье с маленьким ребенком.
3. Анализ результатов изучения семейного воспитания.

Работа состоит из  1 файл

Семья с маленьки ребенком.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Введение

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье [Артамонова].

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью. Пары, которым удалось достичь чувства близости без существенного ущерба для автономии и научиться разрешать конфликты, с большей вероятностью успешно справятся и с ролями родителей. Это легче удается в тех случаях, когда период ухаживания и совместного проживания длился достаточно долго — для этого требуется обычно не менее года.

Переход к родительской роли начинается с желания иметь детей. Женщины гораздо чаще испытывают амбивалентные чувства в отношении детей. Изменение роли женщины в современном обществе существенно повлияло на желание женщин иметь детей. В результате беременности приходится вносить коррективы в свой образ жизни и в свои жизненные планы. Женщины опасаются, что мужчина не станет делить с ними ответственность по воспитанию детей.

Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Нередко эта роль принимается под давлением культуры, так как родительство требует существенных ограничений в личной жизни. Молодые люди понимают, что с появлением ребенка им придется отказаться от привычных способов проведения свободного времени, денежных трат и, возможно, изменить свои карьерные планы. К тому же большинство людей осознает, что родительская роль не подлежит отмене и ее придется исполнять всю жизнь. [Посысоев]

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» [], шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» []. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы Спиваковская А. [], Захаров А. [], Гиппенрейтер Ю. [], Буянов М., Матейчек З. [], Хоментаускас Г. [], Фромм А. [], Снайдер Р. [] и другие.

              Поворот к изучению «семейной» проблематики в современной психологии не случаен – именно ближайший контекст межличностных отношений, общения и сотрудничества, микросоциальная ситуация развития определяют формирование основных психологических новообразований личности. Негативные тенденции в развитии современной семьи, дисгармоничность семьи и детско-родительских отношений обуславливают острую необходимость в подробном изучении семьи и семейных отношений.

Цель исследования: описание семейных отношений в семье с маленьким ребенком.

              Задачи исследования:

1.                  Рассмотреть проблему родительского отношения в психологии.

2.                  Изучение семейного воспитания в семье с маленьким ребенком.

3.                  Анализ результатов изучения семейного воспитания.

              Объект исследования: родители и дети 3-7 лет.

Предмет исследования: родительское отношение.

              Метод исследования: опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.

Гипотеза: для отношения родителей к ребенку от 3 лет, характерно гиперопека.

Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, представлен список использованных источников и приложение.


ГЛАВА 1. Психология семьи

 

1.1 Психологическое содержание понятия «семья»

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в обще­ственной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз». [Андреева]

Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений. Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений. Семья — группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. [Посысоев]

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течении всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая  и система взаимоотношений. А.И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители – дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. А.И. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества–родительства-родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а  также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.  [Шнейдер Л.Б.]

Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством). Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством. Андреева

Вывод

Таким образом, под семьей понимается общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная узами супружества–родительства-родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а  также социализацию детей и поддержание существования членов семьи

 

 

1.2 Изменения в семье в связи с рождением ребенка

Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца. Появление первого ребенка можно назвать фактором, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери. [Андреева]

Рождение ребенка вносит дискомфорт в семейную жизнь и имеет важные последствия для супружеских взаимоотношений. Ряд авторов отмечает, что после рождения ребенка трудности многих супругов связаны с конкуренцией родительских  и супружеских ролей, ограничением круга совместных мероприятий, которые они могу осуществить. Во взаимоотношениях возникает чувство отстраненности, так как воспитание ребенка представляет паре мало времени и сил для себя. [Крюкова]

С рождением ребенка границы семьи и внутрисемейных подсистем подлежат корректировке. Способы взаимодействия и разрешения проблем, которые были найдены молодыми супругами до рождения ребенка, больше им не подходят, так как они были «игрой для двоих». Семья должна реорганизоваться для решения новых проблем и выработать новые правила. Эта задача может оказаться настолько дестабилизирующей, что вся семейная система может оказаться под угрозой.

Рождение ребенка требует следующих перестроек в жизни супругов и расширенной семьи в целом:

1. Изменение в идентичности и внутренней жизни молодых супругов.

2. Перераспределение ролей и перемена в супружеских отношениях.

3. Перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи.

4. Изменение ролей и отношений вне семьи.

5. Обеспечение ребенку возможности для роста и развития [ПОСЫСОЕВ].

С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдения определенного порядка. Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы. Некоторые авторы отмечают, что появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужем и женой; младенец оказывается в центре забот одного или обоих родителей.

А. Я. Варга (1989) отмечает еще одну особенность функционирования семьи в этот период — уменьшение свободного времени, в особенности проводимого супругами совместно. Если раньше муж и жена, как правило, проводили досуг вместе, то теперь это часто приходится делать в одиночку, так как один из супругов должен оставаться с ребенком, особенно если нет родителей или родственников, способных на время их подменить. Кроме того, ухудшается качество межличностного общения в семье, на него отводится меньше времени, оно осложняется различными обязанностями, связанными с детьми. На сокращение времени, которое супруги уделяют друг другу и своим увлечениям, а также на проблемы коммуникативного и сексуального характера, на учащение конфликтов указывают и американские авторы (Osofski J. D., Osofski H. J., 1984, Крайг Г., 2002) [Андреева].

Рождение ребенка действительно ведет к серьезным изменениям в семейной жизни. Это период, когда супругам необходимо овладеть новыми для них социальными ролями — отца и матери. Происходит резкое уменьшение свободного времени, дохода на одного человека, усиливается поло-ролевая дифференциация, переориентируются профессиональные потребности молодых родителей. Семья неминуемо должна перестроиться, чтобы соответствовать новым требованиям.              Это трудный и напряженный этап в жизни семьи, и гармонизация взаимоотношений может предотвратить многие патологические проявления у каждого ее члена [Демьянов].

С рождением ребенка молодые супруги должны включить в собственную идентичность представление о себе как о родителях, составленное на основе реального взаимодействия с ребенком. С появлением в семье ребенка отношения между супругами обязательно меняются. Автоматически пара превращается в треугольник. Следует заметить, что, в отличие от распространенного на бытовом уровне мифа, что появление в семье ребенка является сплачивающим фактором в отношениях супругов, в реальности они во многих случаях ухудшаются. Если мать чрезмерно поглощена заботами о ребенке, отец дистанцируется и от ребенка, и от жены. Муж может чувствовать, что получает недостаточное внимание жены, которая постоянно занята ребенком. Жена может чувствовать, что разрывается между мужем и ребенком, которые оба претендуют на ее внимание. Каждый из супругов может испытывать своеобразную ревность, считая, что другой супруг больше привязан к ребенку или ребенок больше привязан к другому супругу, чем к нему. Семье приходится налаживать новые способы взаимодействия с социальными институтами и лицами, которые раньше могли не попадать в сферу ее внимания.

Существуют также внешние изменения, которые касаются главным образом матери, так как ей приходится хотя бы на время оставить работу, чтобы заботиться о ребенке. Женщины, для которых много значила их работа и карьера, могут испытывать фрустрацию из-за невозможности продолжать заниматься ими. Они могут переживать по поводу того, что, целиком посвятив себя заботам о ребенке на какое-то время, они отстанут от развития знаний в своей области, или утратят навыки и квалификацию, или потеряют престижное место.

Независимо от своей готовности к появлению ребенка, молодые родители сразу же сталкиваются с потребностью младенца в привязанности. Привязанности обычно формируются к тем взрослым, которые реагируют на эмоциональные потребности ребенка, так или иначе взаимодействуя с ним. Дети, сформировавшие надежную привязанность к кому-то из взрослых (чаще всего это человек, осуществляющий уход за ребенком), в последующие детские годы успешно овладевают социальными навыками и навыками решения проблем. Таким образом, эмоциональная чувствительность родителей на протяжении первых лет жизни ребенка способствует его успешному психическому развитию в последующей жизни. Посысоев

Информация о работе Семья с маленьким ребенком