Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:10, курсовая работа
Цель исследования: описание семейных отношений в семье с маленьким ребенком.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему родительского отношения в психологии.
2. Изучение семейного воспитания в семье с маленьким ребенком.
3. Анализ результатов изучения семейного воспитания.
Вывод
Таким образом, с появление ребенка, семья претерпевает следующие изменения:
- изменение в идентичности и внутренней жизни супругов;
- перераспределение ролей и перемена в супружеских отношениях;
- перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи;
- изменение ролей и отношений вне семьи.
Большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, анализируют родительское отношение с точки зрения проблем обеспечения условий для развития ребенка. Отечественными психологами подчеркивается решающая роль родительского отношения в развитии ребенка [Белогай, Морозова].
По мнению А.Я.Варги, В.В.Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
А.Я.Варгой выделяются пять детерминант родительского отношения:
- особенности личности матери;
- клинико-психологические особенности ребенка;
- социо-культурные и семейные традиции оформления родительского поведения;
- этологический фактор раннего контакта с матерью;
- особенности общения взрослых членов семьи между собой. [А.А.Воронова]
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение, компетентное, уверенное и пластичное, способствует формированию у ребенка базового доверия к окружающему, интереса к материальному миру, к предмету, усвоению форм делового взаимодействия с другим человеком. СИЛЯЕВА
Для описания системы родитель-ребенок используются самые разные термины: тактика воспитания, типы воспитания, стиль воспитания, родительская позиция, родительские установки, родительское отношение. Эмоциональный компонент родительского отношения – совокупность переживаний связанных с ребёнком, когнитивный – представление родителя о характере, потребностях, интересах и ценностях своего ребенка, поведенческий – стиль обращения с ребёнком.
Родительское отношение по своей природе амбивалентно , противоречиво и включает два противоположных начала:
- безусловное, или личностное, которое содержит такие факторы, как принятие, любовь, сопереживание;
- условное, или предметное, включающее объективную оценку, контроль, направленность на воспитание определенных качеств.
Относительная выраженность и содержание этих начал меняется с возрастом ребенка: по мере его взросления от двух до восьми лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. В безусловном, или личностном, начале выделяется эмоциональный компонент родительского отношения, в условном, или предметном, - поведенческий. Таким образом, эти два аспекта являются неотъемлемыми чертами любого родительского отношения [Крюкова].
Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще [Соколова М.В. Смирнова Е.О. ].
Вывод
Таким образом, под родительским отношением рассматриваются разнообразные чувства к ребенку, поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Отношения в семье изучаются по следующим направлениям:
- детско-родительские отношения;
- родительско-детское взаимодействие;
- отношения в супружеской паре;
- сиблинговые взаимоотношения.
Детско-родительские отношения можно изучать с помощью группы проективных методик «Рисунок семьи», которая разрабатывалась рядом авторов: В.Вульф, 1947 г; В.Хьюлс, 1951 г.; Л.Корман, 1964 и другими. В отечественной психологии исследования с использованием этих методик проводились А.И.Захаровым 1977 г, Г.Т.Хоментаускасом 1985 г., Р.Ф.Беляускайте 1994 г.
В отечественной практике при исследовании внутрисемейных отношений объектом изучения могут быть не только дети, но и их родители. Родителям, в целях изучения детско-родительских отношений чаще всего предлагаются опросные методы.
В нашей стране для изучения родительско-детских отношений часто применяются следующие методики: «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкий); «Опросник родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.); «Измерение родительских установок и реакций» (PARI, Е.Шефер) [Слепкова].
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентиротанный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из пяти шкал.
Шкала 1. «Принятие—отвержение».
Шкала 2. «Кооперация».
Шкала 3. «Симбиоз».
Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация».
Шкала 5. «Маленький неудачник». [Рогов].
Вывод
Таким образом, родительское отношение может быть изучено по параметрам: «принятие—отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация».
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Характеристика метода исследования
2.3 Результаты исследования
РЕФЕРАТ НИ О ЧЕМ
В ходе написания курсовой работы нами была изучена психолого-педагогическая литература таких авторов как Артамонова, Посысоев, Шнейдер, Силяева.
Психология семьи – относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины. [КАРАБАНОВА]
Интерес к вопросам психологии семьи и семейного воспитания естественен и закономерен. Он определяется тем, что после многих теоретических и практических зигзагов в поступательном движении отечественной психолого-педагогической мысли стало очевидно, что семейное воспитание и есть естественный и органичный путь гармоничного развития ребенка [Кошелева]
Исходя из изученной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Появление ребенка в семье качественно меняет привычный ранее для людей стиль жизни, передвигает семью на новый этап развития. Мужчина, став отцом, принимает на себя не только ответственность за свою семью, жену, ребенка, но и приобретает новые роль и статус в своей семье. Требования к мужчине максимально возрастают, когда он становится отцом [Рахманова].
Родители на первом году жизни не только ухаживают за ребенком и удовлетворяют его основные жизненные органические потребности в еде, сне, тепле, комфорте. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым (прежде всего с матерью) составляет основу психического развития в младенчестве. Обмениваясь выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия от взаимодействия, ребенок и родитель находятся в ситуации неразрывного эмоционального единства. СИЛЯЕВА
Обычно в первое время после рождения ребенка наблюдается подъем поддержки молодых — родственниками, друзьями, соседями. Однако, к сожалению, этот порыв быстро выдыхается и молодые родители остаются одни перед массой новых проблем. Все это порождает чувство отстраненности, служит основанием для негативных оценок брака и почвой для конфликтов. Таким образом, это период дополнительного риска для брака, что требует взаимной терпимости и тепла. СИЗАНОВ
Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования-подчинения (власти), ответственности и, добавлю, эмоциональной близости. Последние, с моей точки зрения, вовсе не являются необходимыми для семьи как социального института. Но аффилиация (от слова «любовь»), не считаясь с нормой, либо лежит в основе семьи, либо возникает в процессе ее существования. Причем знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный: равнодушие, отчуждение, ненависть окрашивают существование семьи в свои цвета не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие [цит. По Дружинину.]
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи и определений, встречающихся в научной литературе. СИЗАНОВ
Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-
В ходе изучения литературы и проведения эмпирического исследования мы определили психологическое содержание понятия «семья», понятие «родительское отношение», получили представление об изменениях в семье связанных с рождением ребенка, ознакомились с методиками изучения детско-родительских отношений. Исходя из задач, можно сделать вывод, что цели курсовой работы: рассмотрение проблемы родительского отношения в психологии, изучение семейного воспитания в семье с маленьким ребенком - достигнута, а гипотеза о том, что – подтвердилась.
1. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.Н. Посысоев. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
2. Силяева Е.Г.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова ред. Е. Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. / Т.В.Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
4. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В.Б.Шапарь. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. -432 с.
5. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. / Л.Б.Шнейдер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 786 с.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. / О.А.Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
7. Воронова А.А. Материнство и самоактуализация современной женщины / А.А.Воронова // Вестник психологии образования. - 2008. - №3. с.36-38
8. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
9. Слепкова В.И., Заеко Т.А. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И.Слепкова. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196 с.
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2 изд. Переработанное и дополненное / Е.И.Рогов. – М: ВЛАДОС, 1999. – 480 с. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми.