Семья с маленьким ребенком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: описание семейных отношений в семье с маленьким ребенком.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему родительского отношения в психологии.
2. Изучение семейного воспитания в семье с маленьким ребенком.
3. Анализ результатов изучения семейного воспитания.

Работа состоит из  1 файл

Семья с маленьки ребенком.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Вывод

Таким образом, с появление ребенка, семья претерпевает следующие изменения:

- изменение в идентичности и внутренней жизни супругов;

- перераспределение ролей и перемена в супружеских отношениях;

- перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи;

- изменение ролей и отношений вне семьи.

1.3 Родительское отношение

Большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, анализируют родительское отношение с точки зрения проблем обеспечения условий для развития ребенка. Отечественными психологами подчеркивается решающая роль родительского отношения в развитии ребенка [Белогай, Морозова].

По мнению А.Я.Варги, В.В.Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

А.Я.Варгой выделяются пять детерминант родительского отношения:

- особенности личности матери;

- клинико-психологические особенности ребенка;

- социо-культурные и семейные  традиции оформления родительского поведения;

- этологический фактор раннего контакта с матерью;

- особенности общения взрослых членов семьи между собой. [А.А.Воронова]

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение, компетентное, уверенное и пластичное, способствует формированию у ребенка базового доверия к окружающему, интереса к материальному миру, к предмету, усвоению форм делового взаимодействия с другим человеком. СИЛЯЕВА

Для описания системы родитель-ребенок используются самые разные термины: тактика воспитания, типы воспитания, стиль воспитания, родительская позиция, родительские установки, родительское отношение. Эмоциональный компонент родительского отношения – совокупность переживаний связанных с ребёнком, когнитивный – представление родителя о характере, потребностях, интересах и ценностях своего ребенка, поведенческий – стиль обращения с ребёнком.

Родительское отношение по своей природе амбивалентно , противоречиво и включает два противоположных начала:

- безусловное, или личностное, которое содержит такие факторы, как принятие, любовь, сопереживание;

- условное, или предметное, включающее объективную оценку, контроль, направленность на воспитание определенных качеств.

Относительная выраженность и содержание этих начал меняется с возрастом ребенка: по мере его взросления от двух до восьми лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. В безусловном, или личностном, начале выделяется эмоциональный компонент родительского отношения, в условном, или предметном, - поведенческий. Таким образом, эти два аспекта являются неотъемлемыми чертами любого родительского отношения [Крюкова].

Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще [Соколова М.В.  Смирнова Е.О. ].

Вывод

Таким образом, под родительским отношением рассматриваются разнообразные чувства к ребенку, поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

1.4 Изучение детско-родительских отношений

Отношения в семье изучаются по следующим направлениям:

- детско-родительские отношения;

- родительско-детское взаимодействие;

- отношения в супружеской паре;

- сиблинговые взаимоотношения.

Детско-родительские отношения можно изучать с помощью группы проективных методик «Рисунок семьи», которая разрабатывалась рядом авторов: В.Вульф, 1947 г; В.Хьюлс, 1951 г.; Л.Корман, 1964 и другими. В отечественной психологии исследования с использованием этих методик проводились А.И.Захаровым 1977 г, Г.Т.Хоментаускасом 1985 г., Р.Ф.Беляускайте 1994 г.

В отечественной практике при исследовании внутрисемейных отношений объектом изучения могут быть не только дети, но и их родители. Родителям, в целях изучения детско-родительских отношений чаще всего предлагаются опросные методы.

В нашей стране для изучения родительско-детских отношений часто применяются следующие методики: «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкий); «Опросник родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.); «Измерение родительских установок и реакций» (PARI, Е.Шефер) [Слепкова].

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентиротанный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал.

Шкала 1. «Принятие—отвержение».

Шкала 2. «Кооперация».

Шкала 3. «Симбиоз».

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация».

Шкала 5. «Маленький неудачник». [Рогов].

 

Вывод

Таким образом, родительское отношение может быть изучено по параметрам: «принятие—отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация».


Глава 2 Эмпирическое исследование семейного воспитания

 2.1 Характеристика объекта исследования

 

 


2.2 Характеристика метода исследования


 

2.3 Результаты исследования

 


Заключение

РЕФЕРАТ НИ О ЧЕМ

              В ходе написания курсовой работы нами была изучена психолого-педагогическая литература таких авторов как Артамонова, Посысоев, Шнейдер, Силяева.

              Психология семьи – относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков.  Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины. [КАРАБАНОВА]

              Интерес к вопросам психологии семьи и семейного воспитания естественен и закономерен. Он определяется тем, что после многих теоретических и практических зигзагов в поступательном движении отечественной психолого-педагогической мысли стало очевидно, что семейное воспитание и есть естественный и органичный путь гармоничного развития ребенка [Кошелева]

Исходя из изученной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что семья  - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Появление ребенка в семье качественно меняет привычный ранее для людей стиль жизни, передвигает семью на новый этап развития. Мужчина, став отцом, принимает на себя не только ответственность за свою семью, жену, ребенка, но и приобретает новые роль и статус в своей семье. Требования к  мужчине максимально возрастают, когда он становится отцом [Рахманова].

Родители на первом году жизни не только ухаживают за ребенком и удовлетворяют его основные жизненные органические потребности в еде, сне, тепле, комфорте. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым (прежде всего с матерью) составляет основу психического развития в младенчестве. Обмениваясь выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия от взаимодействия, ребенок и родитель находятся в ситуации неразрывного эмоционального единства. СИЛЯЕВА

Обычно в первое время после рождения ребенка наблюдается подъем поддержки молодых — родственниками, друзьями, соседями. Однако, к сожалению, этот порыв быстро выдыхается и молодые родители остаются одни перед массой новых проблем. Все это порождает чувство отстраненности, служит основанием для негативных оценок брака и почвой для конфликтов. Таким образом, это период дополнительного риска для брака, что требует взаимной терпимости и тепла.  СИЗАНОВ

Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования-подчинения (власти), ответственности и, добавлю, эмоциональной близости. Последние, с моей точки зрения, вовсе не являются необходимыми для семьи как социального института. Но аффилиация (от слова «любовь»), не считаясь с нормой, либо лежит в основе семьи, либо возникает в процессе ее существования. Причем знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный: равнодушие, отчуждение, ненависть окрашивают существование семьи в свои цвета не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие [цит. По Дружинину.]

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи и определений, встречающихся в научной литературе. СИЗАНОВ

Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой. Лишь общность людей, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержание существования членов семьи, может называться семьей.

В ходе изучения литературы и проведения эмпирического исследования мы определили психологическое содержание понятия «семья», понятие «родительское отношение», получили представление об изменениях в семье связанных с рождением ребенка, ознакомились с методиками изучения детско-родительских отношений. Исходя из задач, можно сделать вывод, что цели курсовой работы: рассмотрение проблемы родительского отношения в психологии, изучение семейного воспитания в семье с маленьким ребенком - достигнута, а гипотеза о том, что – подтвердилась.

 

 


Список использованных источников

1.                  Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.Н. Посысоев. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.

2.                  Силяева Е.Г.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова ред. Е. Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3.                  Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. / Т.В.Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

4.                  Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми  / В.Б.Шапарь. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. -432 с.

5.                  Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. / Л.Б.Шнейдер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 786 с.

6.                  Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. / О.А.Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.

7.                  Воронова А.А. Материнство и самоактуализация современной женщины / А.А.Воронова // Вестник психологии образования. - 2008. - №3. с.36-38

8.                  Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

9.                  Слепкова В.И., Заеко Т.А. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И.Слепкова. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196 с.

10.             Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2 изд. Переработанное и дополненное / Е.И.Рогов. – М: ВЛАДОС, 1999. – 480 с. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми.

Информация о работе Семья с маленьким ребенком