25. Речь не
является врождённой способностью
человека, она формируется постепенно,
вместе с развитием ребёнка.
Для нормального становления
речи необходимо, чтобы кора головного
мозга достигла определённой
зрелости; лишь бы были развиты
слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические
процессы: внимание, память, мышление,
и физическое состояние было бы хорошим. Развитие речи ребёнка начинается
с трёх месяцев. Это период активной подготовки
речевого аппарата к произношению звуков.
Одновременно происходит процесс развития
понимания речи. Сначала ребёнок начинает
различать интонацию, а затем слова, обозначающие
предметы и действия. При этом звуки усваиваются
не изолированно, сами по себе, а в процессе
постепенного овладения навыками произношения
отдельных слов. На ранних этапах речевого
развития слова произносятся ребёнком
очень искажённо. Правильным произношением
ребёнок овладевает постепенно. Постепенно развивается пассивный
и активный словарный запас. К 2 годам активный
словарь насчитывает 250-300 слов. В то же
время формируется и фразовая речь. Сначала
это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно
к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный
словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже
становится полноценным средством общения. Речь - сложная функциональная
система, в основе которой лежит знаковая
система языка в процессе общения. Речевая
функциональная система основывается
на деятельности многих мозговых структур,
каждая из которых выполняет свою специфическую
операцию. 0 - 3 лет С 3 до 9 месяцев ребёнок
просто лепечет; как бы играет звуками
и слогами; подражает звукам речи окружающих
и в результате получаются первые слова.
Слоги для ребёнка становятся целым словом
- мама, папа, дада, дай, кс-кс, ав-ав, ам-ам
и др. От 9 мес. до 1 года словарь увеличивается
и включает названия предметов, животных,
игрушек; имена взрослых и детей. Ребёнок
живо реагирует на обращённую к нему речь. А к 1,5 годам ребёнок говорит
фразы из двух-трёх слов. Активный словарь
включает около 250 слов. 3 - 4 года На протяжении 3-го года
жизни в развитии ребёнка происходят значительные
изменения. Очень увеличивается роль речи
в поведении ребёнка. Все реакции этого
возраста на окружающее связаны с речью.
Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых,
относящейся к тому, что его непосредственно
окружает. Быстро растёт словарь, он достигает
1000 слов. Ребёнок употребляет почти все
части речи: существительные (кто? что?),
глаголы (что делает?), прилагательные
(какой?). Употребляет предлоги -- за, под,
перед, в, на, у, с, к, и др. ( с папой; на стул;
у яблочка) Ребёнок 3 лет начинает говорить
распространёнными предложениями. Например,
ребёнок 3-х лет говорит:"Договорились,
сначала я морковку съем, а потом пойдём
с тобой гулять". Или:"Мамочка, посмотри,
какие красивые цветы тётя несёт!" Меняется
характер общения со взрослыми и детьми:
общение становится речевым! Ребёнок начинает
мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар);
обобщать (яблоко красное и флажок красный);
делать умозаключения (мальчики мамы не
бывают...) Дети этого возраста становятся
почемучками, то есть задают много вопросов
(как, где, когда, а куда ). Умеют пересказывать
(по вопросам) сказку или рассказик. Ребёнок
использует суффиксальное словообразование:
кошка - кошечка; заяц - зайчик, зайка и
т.д. 3 года - момент интенсивного развития
связной речи. Переход от ситуативной
к контекстной требует большой согласованности
в работе Ц.Н.С., речедвигательного механизма,
внимания, памяти, произвольности и др.
Некоторая рассогласованность в работе
Ц.Н.С. в нейроэндокринной и сосудистой
регуляции приводит к изменению поведения.
Наблюдается упрямство, негативизм. Это
определяет большую ранимость речевой
системы. Могут возникнуть заикание, мутизм,
отставание речевого развития. Ребенок
отказывается от речевого общения, дает
протест на завышенные к нему требования.
Если на этом этапе возникло заикание,
то оно может быть обусловлено и возрастной
неравномерностью созревания отдельных
звеньев речевой функциональной системы
и различных психических функций. Иногда
их называют эволютивные, что означает
связанные с возрастной фазой развития.
У детей 4-го года жизни широко используется
разговорная форма речи. Увеличивается
словарь, изложение связное. Предметы
обьединяются по назначению: одежда, посуда,
продукты, овощи, фрукты, т.д. Согласовываются
правильно существительные и прилагательные
(синее платье; синий шарик) или существительные
и числительные (пять шариков, один шарик);
правильно употребляются падежные окончания.
Дети хорошо рассказывают или пересказывают.
30. В развитии
словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны:
количественный рост словарного запаса
и его качественное развитие, т. е. овладение
значениями слов. Дошкольный возраст — период
быстрого обогащения словаря. Его рост
находится в зависимости от условий жизни
и воспитания, поэтому в литературе данные
о количестве слов дошкольников одного
и того же возраста очень разнятся между
собой. Первые осмысленные слова появляются
у детей к концу первого года жизни. В современной
отечественной методике нормой считается
10—12 слов к году. Развитие понимания речи
в значительной мере опережает активный
словарь. После полутора лет обогащение
активного словаря происходит быстрыми
темпами, и к концу второго года жизни
он составляет 300 — 400 слов, а к трем годам
может достигать 1500 слов. Огромный скачок
в развитии словаря происходит не только
и не столько за счет заимствования слов
из речи взрослых, сколько за счет овладения
способами образования слов. Развитие
словаря осуществляется за счет слов,
обозначающих предметы ближайшего окружения,
действия с ними, а также отдельные их
признаки. В последующие годы количество
употребляемых слов также быстро возрастает,
однако темпы этого прироста несколько
замедляются. Третий год жизни — период
наибольшего увеличения активного словарного
запаса. К 4 годам количество слов доходит
до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500
-4000 слов. Индивидуальные различия в словаре
наблюдаются и в эти возрастные периоды. Особенно быстро увеличивается
число существительных и глаголов, медленнее
растет число используемых прилагательных.
Это объясняется, во-первых, условиями
воспитания (взрослые мало внимания обращают
на знакомство детей с признаками и качествами
предметов), во-вторых, характером имени
прилагательного как наиболее абстрактной
части речи. Состав словаря отражает круг
интересов и потребностей ребенка. Путь развития обобщения у детей
охарактеризовала М. М. Кольцова. По ее
данным, сначала слово выступает для ребенка
лишь как компонент сложного воздействия
взрослого, как компонент целой ситуации,
которая включает и жесты, и интонацию,
и обстановку, в которой это слово сказано.
Затем слово становится интегрирующим
сигналом, проходя при этом ряд промежуточных
ступеней:первая степень о б о б щ е н и
я — слово замещает чувственный образ
только одного предмета (кукла — только
вот эта кукла). Слово несколько раз совпало
с ощущениями от данной вещи, и между ними
образовалась прочная связь. Эта степень
обобщения доступна детям конца первого
— начала второго года жизни;вторая степень
обобщения — слово замещает чувственный
образ ряда однородных предметов (кукла
относится к любой кукле, независимо от
ее размера, материала, из которого она
сделана, и т. д.). Значение слова здесь
шире. Эта степень обобщения может быть
достигнута детьми к концу второго года
жизни; третья степень обобщения — слово
обозначает несколько групп предметов,
имеющих общее назначение (игрушки, посуда
и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол,
и мячи, и кубики, и другие предназначенные
для игры предметы. Сигнальное значение
такого слова очень широко, но вместе с
тем значительно удалено от конкретных
образов предметов. Эта степень обобщения
доступна детям в три — три с половиной
года; четвертая степень обобщения — слово
достигает высшей стадии интеграции. В
слове как бы дан итог предыдущих уровней
обобщения (слово вещь, например, содержит
в себе обобщения, которые заключают в
себе слова игрушки, посуда, мебель и др.).
Сигнальное значение такого слова чрезвычайно
широко, а связь его с конкретными предметами
прослеживается с большим трудом. Такого
уровня обобщения дети достигают лишь
на пятом году жизни.
27. Очень важная
задача, стоящая перед взрослыми,
это задача обогащения словаря
ребенка. У всех людей есть
пассивный словарь - в него
входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи,
а есть активный словарь, т.е. тот набор
слов, которыми мы оперируем в каждодневном
общении с другими людьми. У дошкольников,
и это характерно, пассивный словарь в
значительной степени превышает активный.
И одна из существенных проблем - перенести
как можно больше пассивных слов в актив.
На первое место в словарной работе выдвигается
положение о том, что слово является важнейшей
единицей языка, которая служит для наименования
предметов, процессов, свойств, а работ
над словом является одной из важных в
общей системе работы по развитию речи.
Овладение словарным составом родного
языка рассматривается как необходимое
условие освоения его грамматического
строя, развития связной монологической
речи, воспитания звуковой стороны речи.
Неотъемлемым свойством слова как единицы
языка является его значение. Понимание
всего многообразия значений слов развивается
у человека на протяжении многих лет, поэтому
необходимо знакомить ребенка с разными
значениями одного и того же слова, чтобы
обеспечить семантическую точность его
использования. Развитое у ребенка умение
употреблять слова и словосочетания в
соответствии с контекстом, речевой ситуацией
способствует развитию умений свободно
выбирать языковые средства при построении
связного высказывания, свободно пользоваться
словами и связывать из по смыслу. Словесные
обозначения (наименования) предметов
дети усваивают при ознакомлении с окружающей
их действительностью. Однако словарь
дошкольников нуждается не только в количественном
росте, но и в качественном совершенствовании
(уточнение значений слов, семантическая
точность употребления синонимов, антонимов,
многозначных слов, понимание переносных
значений). Одной из главных задач словарной
работы является обогащение, расширение
и активизация словарного запаса, основу
которого составляет введение в языковое
сознание ребенка тематических групп
слов, синонимических рядов, антонимических
пар, многозначных слов. Синонимическая
работа с детьми (подбор слов, близких
по своему значению) переплетается с усвоением
тематических групп слов (глаголы движения:
идти, шагать, плестись, брести и т.п.: или
глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил,
ответил, закричал). Работа над антонимами
(словами с противоположным значением)
проводится с детьми при составлении словосочетания
и предложений. Дети находят антонимы
в пословицах, поговорках. Подбор антонимов
к многозначным словам расширяет представления
детей о слове, помогает уточнить его значения.
А подбирая словосочетания со словами
противоположного значения, дети глубже
понимают многозначность слова. Многозначность
слова показывается дошкольником на хорошо
знакомых словах с конкретным предметным
значением (ручка, игла, молния и т.д.) Составляя
предложения с многозначными словами,
дети показывают, на какой смысл того или
иного слова они ориентируются. Работа
над многозначными словами может идти
по таким направлениям: называние слова,
подбор к нему признаков и действий - составление
словосочетаний, затем предложений и использование
многозначных слов в связном тексте. В
процессе словарной работы необходимо
добиваться реализации таких качеств
речи, как точность, правильность, связность,
выразительность. в конечном итоге необходимо
выработать у детей умение отбирать для
высказывания те лексические средства,
которые точно выражают замысел говорящего.
Реализация программы по словарной работе
с детьми дошкольного возраста осуществляется
через систему соответствующих занятий
трех разновидностей: - занятия, в которых словарная
работа осуществляется в процессе ознакомления
с постоянно расширяющимся кругом предметов
и явлений окружающей действительности
(экскурсия, демонстрация предметов и
т.п.) - занятия, где словарная работа опирается
на углубление знаний детей об окружающих
предметах и явлениях (ознакомление с
качествами, свойствами, особенностями), - занятия, решающие задачи словарной
работы в процессе обобщений, формирования
понятий. Для обучения монологической
речи детей дошкольного возраста обычно
используются следующие виды занятий:
рассказывание по картине, пересказ литературных
произведений, составление описательных
рассказов об игрушках, составление повествовательных
рассказов (творческое рассказывание),
составление рассказов из личного опыта,
рассказывание по серии сюжетных картинок.
Основным приёмом обучения монологической
речи на начальном этапе является приём
совместного рассказывания: воспитатель
начинает предложение, ребёнок заканчивает.
В совместном рассказывании воспитателя
и ребёнка функцию планирования берёт
на себя педагог. Он задаёт схему высказывания,
а ребёнок заполняет эту схему различным
содержанием. Образец рассказа не предлагается,
т. к. этот приём не способствует проявлению
самостоятельности и инициативы. На следующем
этапе ведущим приёмом обучения становится
план, который даётся в естественно-разговорной
форме. Перед тем, как выполнить основное
задание (составить описательный или повествовательный
рассказ и т. д.), детям предлагаются игры
и упражнения на развитие и обогащение
словаря, на формирование грамматического
строя речи. Воспитатель должен помнить,
что методика обучению связной речи находится
во взаимосвязи с работой над другими
сторонами речевого развития.
18.Методика развития
речи оформилась в самостоятельную
науку только в советский период.
Уже первые годы существования
Советского государства были отмечены массовой организацией
детских садов, возникновением теории
общественного дошкольного воспитания.Большим
завоеванием Советской власти была организация
детских садов и площадок в национальных
районах с обучением детей на их родном
языке.Перед дошкольными работниками
возникла необходимость определить содержание
и наиболее эффективные пути развития
речи детей. Эти задачи удалось разрешить
не сразу. Период, когда устанавливались
основы советской дошкольной педагогики,
был сложным. Это было время борьбы с влиянием
буржуазной педагогики, теории «свободного
воспитания».В методике развития речи
наблюдалась известная односторонность
в постановке задач перед детским садом.
Основное внимание методистов было обращено
на использование детской художественной
литературы.Большую роль в становлении
советского дошкольного воспитания сыграла
Н. К. Крупская. В своих педагогических
трудах она рассматривала и вопрос о формировании
речи детей. Н. К. Крупская считала речь
основой умственного воспитания; словарь,
его богатство — важной стороной речи.
Она говорила, что словарь детей должен
отражать их знания об окружающем, особенно
знания о жизни людей, их труде. Так, в «Замечаниях
на проект программы для детского сада»
(1932) Н. К. Крупская, отмечая его недостатки,
писала: «Словарь дошколят не ширится.
Сказки старые говорили о людях, теперь
о людях нет речи. Не ширится горизонт...
Ребят надо учить слушать, развивать их
речь».Н. К. Крупская не только привлекала
внимание дошкольных работников к строгому
отбору содержания для речевой работы
с детьми, но и указывала на необходимость
использования правильных, прогрессивных
методов развития речи. Первостепенную
роль Н. К. Крупская отводила наблюдениям.
Она писала, что ребенку необходимо «ощупать
каждую вещь, понюхать ее, десяток раз
что-то над ней проделать, десятки раз
осмотреть ее, десяток раз повторить ее
название и т. д. и т. п. Надо идти навстречу
его желанию ширить свой горизонт путем
наблюдения живой природы, живых людей,
их труда, их взаимоотношений». Критические
замечания Н. К. Крупской учитывались при
создании новых программ детского сада,
имели большое значение для воспитателей,
которым часто были адресованы ее выступления.
Большое влияние Надежда Константиновна
оказывала на формирование детской художественной
литературы в нашей стране.
32.Освоение грамматического
строя речи осуществляется на
основе определенного уровня когнитивного
развития ребенка. Так, при формировании
словоизменения ребенок прежде всего
должен уметь дифференцировать грамматические
значения (значения рода, числа, падежа
и др.), так как прежде чем начать использовать
языковую форму, он должен понять, что
она означает.
При формировании грамматического строя
речи дошкольник усваивает сложную систему
грамматических закономерностей на основе
анализа речи окружающих, выделения общих
правил грамматики на практическом уровне,
обобщения этих правил и закрепления их
в собственной речи.
А. Н. Гвоздев выделяет три периода формирования
грамматического строя речи.
Первый период (1 год 3 месяца— 1 год 10 месяцев)
— это период предложений, состоящих из
аморфных слов-корней, которые употребляются
в одном неизменном виде во всех случаях.
Этот период делится на две стадии:
стадию употребления однословных предложений
(1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев);стадию
употребления предложений из нескольких
слов, главным образом двухсловных предложений
(1 год 8 месяцев — 1 год 10 месяцев).
Второй период (1 год 10 месяцев — 3 года)
— это период усвоения грамматической
структуры предложения, связанный с формированием
грамматических категорий и их внешнего
выражения. Он характеризуется быстрым
ростом разных типов простого и сложного
предложений, в которых члены предложения
получают выражение в синтаксических
средствах языка. В рамках этого периода
выделяют три стадии:
стадию формирования первых форм: числа,
падежа, времени (1 год 10 месяцев — 2 года
1 месяц);
стадию использования флексивной системы
русского языка (словоизменения) для выражения
синтаксических связей (2 года 1 месяц —
2 года 3 месяца);стадию усвоения служебных
слов для выражения синтаксических отношений
(2 года 3 месяца — 3 года).
А. Н. Гвоздев замечает, что
этот период резко отграничен от первого
периода, а с последующим не имеет
резко очерченных границ.Третий период (3
года — 7 лет) связан с освоением морфологической
системы русского языка, типов склонений
и спряжений. Усваиваются все единичные,
стоящие особняком формы.Проследим подробнее
путь усвоения детьми отдельных сторон
грамматического строя речи.Усвоение
синтаксической стороны речи. Появлению
грамматически оформленных предложений
предшествуют так называемые слова-предложения,
состоящие из одного слова, представляющие
законченное целое и выражающие какое-либо
сообщение. Слова-предложения могут означать
действующих лиц, животных, служить обозначением
предметов или действий. Одно и то же слово-предложение
может иметь разные значения. В одних случаях
эти значения становятся понятными благодаря
интонации, в других — только из обстановки,
в третьих — благодаря жестам. Употребление
слов-предложений, по наблюдениям А. Н.
Гвоздева, происходит приблизительно
в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года
8 месяцев.Примерно к середине второго
года жизни в речи ребенка появляются
двухсловные предложения. Именно их появление
говорит о первом шаге в развитии предложения
из «первичного синтаксического целого».
Важным фактором является то, что ребенок
самостоятельно конструирует эти предложения.К
двум годам возникают трех-четырехсложные
предложения, которые можно рассматривать
как начальную стадию усвоения грамматической
структуры предложения. Она связана с
формированием грамматических категорий
и их внешнего выражения. Так, в возрасте
1 года 9 месяцев ребенок начинает произносить
сложные бессоюзные предложения.Основные
типы сложного предложения усваиваются
к трем годам. Первоначально они соединяются
без союзов, затем союзами. Дети используют
как сочинительные, так и подчинительные
союзы.Четвертый и пятый годы жизни являются
дальнейшим этапом в овладении системой
родного языка. В речи детей четвертого
года жизни, как указывает В. И.Ядэшко,
по-прежнему преобладают простые распространенные
предложения (57%), однако структура их заметно
усложняется за счет роста количества
членов предложения. Впервые появляются
предложения с однородными обстоятельствами,
увеличиваются однородные дополнения
и определения. Употребляют дети и сложные
предложения, составляющие, по данным
В. И.Ядэшко, 11 % по отношению к общему числу
предложений.Усложняется структура и
сложноподчиненных предложений. Нередки
случаи, когда перед перечислением однородных
членов в одном из простых предложений,
входящих в состав сложноподчиненного
предложения, стоит обобщающее слово.
Среди придаточных предложений наиболее
распространенными являются дополнительные
придаточные предложения, придаточные
времени, причины, места, сравнительные,
условия, реже определительные, цели, меры
и степени.В монологических высказываниях
детей этого возраста встречаются сложные
предложения усложненного типа, которые
состоят из трех и более простых предложений,
объединенных либо сочинительной, либо
подчинительной связью. Дети употреб-