Шпаргалка по "Методике развития речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:30, шпаргалка

Описание

18.Методика развития речи оформилась в самостоятельную науку только в советский период.
25. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.
27. Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка.
30. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Работа состоит из  1 файл

андреева.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

5. Методика развития речи связана с другими науками, прежде всего с наукой о языке — языкознанием. Она опирается на данные таких разделов языкознания, как фонетика и орфоэпия, занимающихся звуковой, произносительной стороной языка, лексикология и грамматика, которые изучают словарный состав языка, строение слова и предложения (морфология и синтаксис).Методика развития речи связана с дошкольной педагогикой, особенно с дошкольной дидактикой. Общие положения дидактики (принципы обучения, условия для эффективной учебной деятельности детей, средства и методы воспитания и обучения) в методике развития речи используются применительно к ее содержанию, к особенностям развития речи детей. В процессе работы по развитию речи воспитатель не только формирует речевые умения ребенка, обогащает его знания об окружающем и словарь, но и проводит большую воспитательную работу в соответствии с задачами дошкольной педагогики: развивает мышление, умственные способности, формирует нравственные качества, эстетические представления и т. д.

 

6. Ян  Амос Коменский (1592-1672). Он большое внимание уделял правильному произношению, а после 3х до 6ти лет обогащению речи. Принцип последовательности лег а основу книг Мир в картинка, Открытая дверь языков. Швейцарский  педагог Иоанн Генрих Песталоцци (1746-1827) выдели 3 основные задачи обучения языку 1. обучение звуку как ср-ву развития органов речи. 2. обучение слову или ср-вам  ознакомления с предметами. 3. обучение речиилс ср-ву ясно выражаться о предметах. Фридрих Фребель (1782-1852) ввел название детский  сад (воспетки - садовницы). Он считал, что надо создать условия для развития и не мешать этому развитию. Ж-Ж  Руссо  большое внимание уделял развитию голоса, для этого использовал  пение, музыку, правильную речь окружающих. Мария  Монтессори  (1870-1952). Она была стороннице свободного воспитания. Методика развития речи вкл в себя 1. сенсорное восприятие предметов и их признаков 2. распознание предмета по названию. 3.запоминание названия предметов. 3х ступенчатые занятия  1ая ступень – педагог показывает предмет и описывает его. 2ая ступень – педагог просит ребенка подать ему кубик (пассивный словарь). 3ья ступень – активный словарь (Маша, это что, это красный кубик). У Монтессори распространены беседа в   кругу, игры в кругу. Большое внимание она уделяля гимнастике дыхания, зубов, языка. Также разработала метод Письмо и Чтение.  

 

 

 7. Мысли  о необходимости  обучению родному языку содержаться  в работах С. Полоцкого (1629-1680), Кантемирова (1708-1744), Ломаносова (1711-1765).

Ломоносов осуществил реформу русского языка и выступал за национал общение и воспитание на родном языке.Л. Н. Толстой   (1828-1910гг)Был ярким сторонником  семейного воспитания. Обратил внимание на воспитание детей по средствам  бесед и чтения. Главный труд для  дош-ов – «Азбука».К. Д. Ушинский (1824-1870гг)Говорил, что  обучение детей должно проходить  на родном языке. Известные произведения: «Родное слово», «Детский мир».

В основу своей  системы Ушинский положил принцип  народности. Преподавание отечественного языка имеет 3 цели:

1. развитие дара слова, т.е. умение выражать свои мысли  в устной и посменной речи.

2. усвоение форм  языка.

3. усвоение грамматики  или логики языка.

Основ. теории положения  Ушинского:

  1. Язык- это результат воздействия на человека объективного мира отношения человека к нему.
  2. Язык- это не что-то прирожденное свойственное человеку изначально и это не дар, язык- это труд.
  3. Язык- отражает многовековой опыт жизни народа (духовной), которая передаётся по средствам языка последующим поколениям.
  4. Язык- это важный народный наставник.

Ушинский изменил  метод первоначального обучения родному языку.

Е. Н. Водовозова (1844-1923гг)

Была ученицей Ушинского и детской писательницей. Разработала методику воспитания в  семье на родном языке и на родном творчестве. Известное произведение: «Умственное развитие детей…». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.понятие языка и речи.возникновение языка и речи.функции языка и реци

2.предмет и  задачи мрр

3.уровни профессиональной  подготовки.блоки умений

4.научная основа  мрр

5.связь мрр  с др науками

6.вопросы ррв  зарубежной педагогике

7.исторический  обзор становления отечеств методики

8.ушинский о  языке и его роли

9.ушинский о  целях первоначального обучения  род языку

10.требования  ушинского к отбору лит-ры. Учебная  книга

11.роль ушинского  в становлении мрр

12.развитие идей  ушинского в трудах тихеевой. Её вклад

13.вклад тихеевой в мрр в россии

14.методика использования  игрушек с картинок

15.тихеева о  развитии речи в первые года  жизни

16.Тихеева об  экскурсиях в дет раннего возраста

17.тихеева о  дид играх-занитиях

18.развитие мрр  в советское и постсоветское  время

19.научные основы  программы рр. Структура программ

20.новые программы.средство  осуществления

21.цель рр.задачи  рр

22.Методологические  принципы рр

23.средства рр  детей дош возраста

24.методы и приемы рр

25.рр в раннем  детстве

26.психологические  основы словарной работы

27.задачи и  содержания словарной работы

28.методы приемы  и принципы словарной работы

29.направления  словарной работы

30.особенности  освоения языка детьми дош возраста

31.сущность грамматического строя речи, его значения

32.особенности  освоения грамматического строя

33 механизмы формирования  и организация работы

 

 

12. Важную роль в создании методики развития речи сыграла деятельность Е. И. Тихеевой, талантливого педагога, последовательницы К. Д. Ушинского, общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева была знакома с опытом детских садов России, Италии, с 1913 г. сама руководила детским садом. Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной язык фоном, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихеева отводила методике развития речи. Е. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руководимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания методики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С материалистических позиций рассматривалась роль языка как орудия социального воспитания. Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, интеллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим объясняется нечеткое выделение задач развития речи. Наиболее подробно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову). 
Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необходимо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7—8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оставаться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.


Информация о работе Шпаргалка по "Методике развития речи"