19. В 1962 г. впервые
была создана «Программа воспитания
в детском саду», в которой
определены задачи речевого развития
детей от двух месяцев до
семи лет. В отличие от ранее
издаваемых «Руководств для воспитателя
детского сада» программные требования отделены от методических
указаний, значительно пересмотрен репертуар
художественных произведений для чтения
и рассказывания детям. В подготовительной
к школе группе (впервые выделенной в программе)
предусмотрена подготовка детей к обучению
грамоте». Типовая программа воспитания
и обучения в детском саду» (1983 – 1984) по
существу является основой разработки
современного содержания обучения. В связи
с этим дадим характеристику именно этой
программы.В ней учитывается своеобразие
природы речевой деятельности, которая
«обслуживает» все виды деятельности
и, таким образом, связана со всей жизнедеятельностью
ребенка. В связи с этим программа развития
речи построена на основе деятельностного
подхода: требования к речевым навыкам
и умениям отражаются во всех разделах
и главах программы. Характер речевых
умений определяется особенностями содержания
и организации каждого вида деятельности.Самостоятельная
глава «Развитие речи» выделяется в разделе
«Обучение на занятиях», а в старшей и
подготовительной к школе группах и в
разделе «Организация жизни и воспитание
детей». В подготовительной к школе группе
требования к речевому развитию детей
отражены в главе «Родной язык», поскольку
именно в этом возрасте сообщаются некоторые
лингвистические знания и у детей углубляется
осознание явлений языка и речи. Большинство
задач развития речи ставится во всех
возрастных группах, однако их содержание
имеет свою специфику, которая определяется
возрастными особенностями детей. Так,
в младших группах главной задачей является
накопление словаря и формирование произносительной
стороны речи. Начиная со средней группы
ведущими становятся задачи развития
связной речи и воспитания всех сторон
звуковой культуры речи. В старших группах
главным является обучение детей построению
связных высказываний разных типов, работа
над смысловой стороной речи. В старшей
и подготовительной к школе группах вводится
новый раздел работы – подготовка к обучению
грамоте и обучение грамоте. Особенностью
программы является краткость изложения
задач и требований. Воспитатель должен
уметь конкретизировать общее требование
с учетом индивидуальных особенностей
детей.
20. В настоящее
время в дошкольных учреждениях
разных типов используются так
называемые вариативные программы.
Среди них наиболее известны
«Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Развитие»
(научный руководитель Л. А. Венгер), «Детство.
Программа развития и воспитания детей
в детском саду» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева
и другие), «Программа развития речи детей
дошкольного возраста в детском саду»
(О. С. Ушакова).В программе «Радуга», рекомендованной
Министерством образования России, учитываются
современные требования к речевому развитию
детей, выделяются общепринятые разделы
работы по развитию речи: звуковая культура
речи, словарная работа, грамматический
строй речи, связная речь, художественная
литература. Одним из важнейших средств
развития дошкольников является создание
развивающей речевой среды. Большое место
отводится развитию диалогической речи
посредством общения воспитателя с детьми,
детей друг с другом во всех сферах совместной
деятельности и на специальных занятиях. Программа «Развитие» ориентирована
на развитие умственных способностей
и творчества детей. Занятия по развитию
речи и ознакомлению с художественной
литературой включают в себя три основных
направления: 1) ознакомление с художественной
литературой (чтение стихов, сказок, рассказов,
беседы о прочитанном, игровые импровизации
по сюжетам прочитанных произведений);
2) освоение специальных средств литературно-речевой
деятельности (средства художественной
выразительности, развитие звуковой стороны
речи); 3) развитие познавательных способностей
на материале ознакомления с детской художественной
литературой. Овладение разными сторонами
речи происходит в контексте ознакомления
с художественными произведениями. Ярко
выражена и реализована идея о единстве
сенсорного, умственного и речевого развития.
В средней группе поставлена как самостоятельная
задача подготовка к обучению грамоте,
а в старшей и подготовительной группах
– обучение чтению (Программа «Развитие».
(Основные положения). – М., 1994.) В программе
«Детство» выделены специальные разделы,
посвященные задачам и содержанию развития
речи детей и ознакомления с художественной
литературой: «Развиваем речь детей» и
«Ребенок и книга». Эти разделы содержат
для каждой группы характеристику традиционно
выделяющихся задач: развитие связной
речи, словаря, грамматического строя,
воспитание звуковой культуры речи. Программу
отличает то, что в конце разделов предлагаются
критерии для оценки уровня речевого развития.
Особенно важно, что в ней четко выделены
(в виде отдельных главок) и содержательно
определены речевые умения в разных видах
деятельности.
31.Грамматика
– это наука о строе языка,
о его законах. Как строй
языка грамматика представляет
собой «систему систем», объединяющую словообразование,
морфологию, синтаксис. Грамматический строй – продукт
длительного исторического развития.
Грамматика определяет тип языка как наиболее
устойчивая его часть. Быстрое изменение
ее мешало бы пониманию русского языка.
Многие правила грамматики переходят
из поколения в поколение и бывают иногда
трудно объяснимыми. Освоение ребенком
грамматического строя языка имеет большое
значение, так как только морфологически
и синтаксически оформленная речь может
быть понятна собеседнику и может служить
для него средством общения со взрослыми
и сверстниками.Усвоение грамматических
норм языка способствует тому, что речь
ребенка начинает выполнять наряду с функцией
общения функцию сообщения, когда он овладевает
монологической формой связной речи. Синтаксис
играет особую роль в формировании и выражении
мысли, т.е. в развитии связной речи. Овладение
грамматически правильной речью оказывает
влияние на мышление ребенка. Он начинает
мыслить более логично, последовательно,
обобщать, отвлекаться от конкретного,
правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем
оказывает огромное влияние на общее развитие
ребенка, обеспечивая ему переход к изучению
языка в школе.
23. В методике
принято выделять следующие средства
речевого развития детей:
· общение взрослых
и детей;
· культурная языковая
среда, речь воспитателя;
· обучение родной
речи и языку на занятиях;
· художественная
литература;
· различные виды
искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим кратко
роль каждого средства.
Важнейшим
средством развития речи является общение.
Общение – взаимодействие двух (и
более) людей, направленное на согласование
и объединение их усилий с целью
налаживания отношений и достижения
общего результата (М. И. Лисина). Общение
– сложный и многогранный феномен жизнедеятельности
человека, выступающий одновременно как:
процесс взаимодействия людей; информационный
процесс (обмен информацией, деятельностью,
ее результатами, опытом); средство и условие
передачи и усвоения социального опыта;
отношение людей друг к другу; процесс
взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание
и взаимопонимание людей (Б. Ф. Парыгин,
В. Н. Панферов, Б. Ф. Бодалев, А. А. Леонтьев
и др.).Речевое общение в дошкольном возрасте
осуществляется в разных видах деятельности:
в игре, труде, бытовой, учебной деятельности
и выступает как одна из сторон каждого
вида. Поэтому очень важно уметь использовать
для развития речи любую деятельность.
Прежде всего развитие речи происходит
в контексте ведущей деятельности. Применительно
к детям раннего возраста ведущей является
предметная деятельность. Положительно
влияют на речь детей участие педагога
в детских играх, обсуждение замысла и
хода игры, привлечение их внимания к слову,
образец лаконичной и точной речи, беседы
о проведенных и будущих играх. Средством
развития речи в широком смысле является
культурная языковая среда. Подражание
речи взрослых является одним из механизмов
овладения родным языком. Внутренние механизмы
речи образуются у ребенка только под
влиянием систематически организованной
речи взрослых (Н. И. Жинкин). Следует учитывать,
что, подражая окружающим, дети перенимают
не только все тонкости произношения,
словоупотребления, построения фраз, но
также и те несовершенства и ошибки, которые
встречаются в их речи. В процессе речевого
общения с детьми воспитатель использует
и невербальные средства (жесты, мимика,
пантомимические движения). Они выполняют
важные функции: помогают эмоционально
объяснить и запомнить значение слов. Одним из основных средств
речевого развития является обучение.
Это – целенаправленный, систематический
и планомерный процесс, при котором под
руководством воспитателя дети овладевают
определенным кругом речевых навыков
и умений. Роль обучения в овладении ребенком
родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским,
Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной
и другими. Своеобразие занятий по родному
языку. Занятия по развитию речи и обучению
родному языку отличаются от других тем,
что на них основная деятельность – речевая.
Речевая деятельность связана с умственной
деятельностью, с умственной активностью.
Дети слушают, думают, отвечают на вопросы,
задают их сами, сравнивают, делают выводы,
обобщения. Ребенок выражает свои мысли
в слове.
3. В вузе углубляется
теоретико-методическая подготовка, соответствующая
рефлективному уровню. Основные задачи
преподавания курса в вузе:
· вооружить студентов
научно-методическими знаниями о процессе
развития речи и речевого общения детей;
· сформировать
умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности
развития речи и речевого общения дошкольников
на разных возрастных этапах;
· научить определять
содержание речевой работы с группой детей
и отдельными детьми, правильно выбирать
наиболее эффективный путь воздействия на их речь, анализировать
полученный результат;
· обеспечить усвоение
обобщенных представлений о построении
педагогического процесса обучения родному
языку, а также знаний конкретных способов
речевого развития детей и умений применять
их в изменяющихся условиях;
· сформировать
умение анализировать и критически оценивать
опыт работы других, проводить экспертизу
программ развития детей;
· стимулировать
изучение инновационного опыта работы
по развитию речи и стремление создавать
свои оригинальные способы воздействия
на речь детей (третий уровень). Практическая
готовность имеет много общего на всех
ступенях образования и включает в себя
комплекс профессиональных умений организовывать
дидактическое общение, применяя разнообразные
и эффективные способы педагогического
воздействия и взаимодействия с детьми
с целью добиться позитивных результатов
в обучении речи и воспитании детей. Условно
все умения можно объединить в пять блоков.
В первый блок умений, направленных на
изучение речи ребенка и ориентировку
в условиях общения, входят три группы:
умения обследовать речь детей, составлять
характеристики речевого развития, выделять
необходимые для предстоящего общения
с детьми особенности среды их развития.
Второй блок составляют умения моделировать
процесс дидактического речевого общения:
составлять перспективный план, план-конспект
конкретного мероприятия по развитию
речи, планировать отдельный коммуникативный
акт. В третий и четвертый блоки входят
умения организовывать процесс дидактического
общения и управлять им: умения привлекать
внимание детей, устанавливать эмоциональный
контакт с ними, обеспечивать мотивацию
речевой деятельности; социально-перцептивные
умения, умения владеть речью и использовать
невербальные средства общения, создавать
атмосферу сотворчества в процессе общения
с детьми. Пятый блок составляют умения
анализировать коммуникативный акт с
точки зрения его эффективности для речевого
развития ребенка и обобщать полученные
результаты (СНОСКА: Макарова В. Н. Формирование
готовности студентов к работе по развитию
речи детей дошкольного возраста: Дисс.
канд. пед. наук. – М., 1996).
24. Метод развития
речи определяется как способ деятельности
педагога и детей, обеспечивающий формирование
речевых навыков и умений. Методы и приемы
можно охарактеризовать с разных
точек зрения (в зависимости от используемых
средств, характера познавательной и речевой
деятельности детей, раздела речевой работы).
Общепринятой в методике (как и в дошкольной
дидактике в целом) является классификация
методов по используемым средствам: наглядность,
слово или практическое действие. Выделяют
три группы методов – наглядные, словесные
и практические. Это деление весьма условно,
поскольку между ними нет резкой границы.
Наглядные методы сопровождаются словом,
а в словесных используются наглядные
приемы. Практические методы также связаны
и со словом, и с наглядным материалом.
Причисление одних методов и приемов к
наглядным, других к словесным или практическим
зависит от преобладания наглядности,
слова или действий как источника и основы
высказывания. Наглядные методы используются
в детском саду чаще. Применяются как непосредственные,
так и опосредованные методы. К непосредственным
относится метод наблюдения и его разновидности:
экскурсии, осмотры помещения, рассматривание
натуральных предметов. Эти методы направлены
на накопление содержания речи и обеспечивают
связь двух сигнальных систем. Опосредованные
методы основаны на применении изобразительной
наглядности. Это рассматривание игрушек,
картин, фотографий, описание картин и
игрушек, рассказывание по игрушкам и
картинам. Они используются для закрепления
знаний, словаря, развития обобщающей
функции слова, обучения связной речи.
Словесные методы в детском саду применяются
реже: это чтение и рассказывание художественных
произведений, заучивание наизусть, пересказ,
обобщающая беседа, рассказывание без
опоры на наглядный материал. Во всех словесных
методах используются наглядные приемы:
показ предметов, игрушек, картин, рассматривание
иллюстраций, поскольку возрастные особенности
маленьких детей и природа самого слова
требуют наглядности. Практические методы
направлены на применение речевых навыков
и умений и их совершенствование. К практическим
методам относятся различные дидактические
игры, игры-драматизации, инсценировки,
дидактические упражнения, пластические
этюды, хороводные игры. Они используются
для решения всех речевых задач. Методические
приемы развития речи традиционно делятся
на три основные группы: словесные, наглядные
и игровые. Широко применяются словесные
приемы. К ним относятся речевой образец,
повторное проговаривание, объяснение,
указания, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы – показ иллюстративного
материала, показ положения органов артикуляции
при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными
и наглядными. Они возбуждают у ребенка
интерес к деятельности, обогащают мотивы
речи, создают положительный эмоциональный
фон процесса обучения и тем самым повышают
речевую активность детей и результативность
занятий. Игровые приемы отвечают возрастным
особенностям детей и поэтому занимают
важное место на занятиях по родному языку
в детском саду.
2. Предметом ее изучения
является процесс овладения детьми родной
речью и навыками речевого общения в условиях
целенаправленного педагогического воздействия.
- развитие словаря
- воспит-е звуковой куль-ры речи –развитие восприятия звуков родной речи и признош, развитием речевого слуха, обучение правил произнош-я, воспит орфоэпич прав-ти речи, овладение ср-ми звуковой выразит-ти речи, выроботкой четкой дикции, воспит куль-ры речи, общения.
- формир-е грамматич строя
- развитие связной Необходимо учить реб вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную речь, вступать в разговор и его поддерживать, отвечать на вопросы и спрашивать самому, вести себя с учетом ситуации общения. Развитие монологич речи предполагает формир-е умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самост высказывания разных типов речи.
- формир-е элементарного осознания явлений языка и речи. Это подготавливает детей к обучению грамоте. Детей учат производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложения, звуковой анализ слова – все это способствует формир-ю нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.
- ознакомление с худ лит-рой.
Ведущей задачей
явл-ся развитие связной речи. В связной
речи реализуется осн функция речи – общение.
В связной речи отражены все другие задачи
речевого развития.
4. 1. Методологическая основа
(Лурия, Выготский, Рубенштейн) – положение материалистической философии положение
о языке, как продукте общественно-исторического
развития, положение о языке, как ср-ве
взаимодействия людей, положение связи
языка с мышлением. 2. Естественно-научная
основа МРР – учение Павлова о 2ух сегментальных
системах н/д чела, формирование речи.
Физиологической основой речи служат
временные связи, образованные в коре
головного мозга, в результате воздействия
на чела предметов и явлений действительности
и слов, кот эти предметы и явления означают.
3. Психологическая основа – составляет
теория речи и речевой деятельности. Психологическая
природа речи раскрыта Леонтьевым и Выготским
речь занимает центральное место в процессе
психического развития . Развитие речи
внутренне связано с развитием мышления
и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный
характер, слово имеет предметную отнесенность
и значение, т.е. явл носителем обобщения.
Процесс развития речи не есть процесс
количественных изменений, выраженных
в увеличении словаря, а есть процесс качественных
изменений, скачков. Языковая способность – совокупность
речевых навыков и умений, сформированных
на основе врожденных предпосылок. Речевой
навык – это речевое действие достижения
степени совершенства. Речевое умение
– особая способность человека, кот становится
возможной в результате развития речевых
навыков. Психологическая основа ТМРР
базируется на концепции развивающего
обучения (Выготский, Эльконин, гольперин,
Леонтьев). 4. Учение о языке, как знаковой
системе.