Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:15, шпаргалка
Психические образования -это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. К психическим образованиям обычно относят знания, навыки и умения. Знания — это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. На основе знаний формируются начальные умения, представляющие собой самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.
8. Характеристика психических образований.
Психические образования -это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. К психическим образованиям обычно относят знания, навыки и умения. Знания — это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. На основе знаний формируются начальные умения, представляющие собой самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков. На основе начальных умений возникают простые навыки — это несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания. В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно рефлекторных связей.
На основе простых навыков формируются сложные навыки, т. е. усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.
Наконец, формируются сложные умения, которые знаменуют собой достигнутую в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.
22. Проблема лидерства и авторитет руководителя. Лидер может быть позит. и негативный (проблема). Лидер зачастую не является руководителем (+проблема), что приводит к разложению коллектива на подгруппы, дезориентации работников в вопросе субъекта управления. Лидерство - способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Без лидера ни одна группа существовать не может. Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) — это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.
Авторитет – общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным требованиям действительности. Чем выше авторитет, тем большее влияние он оказывает на окружающих.
23. Сущность производственного конфликта и способы его разрешения.
Конфликт - острое и трудноразрешаемое противоречие двух, трех и большего числа людей (групп), характеризующееся противоборством и взаимным применением сильных средств, чтобы одержать верх над противной стороной. С позиций полезности различают два основных вида конфликтов: 1. конструктивные конфликты - борьба нового с отживающим, устаревшим; справедливости с несправедливостью; добра со злом. Разрешение их приносит пользу обеим конфликтующим сторонам. 2. деструктивные конфликты - преобладают корыстные интересы, самолюбие, проявления плохого характера, упрямство, дух противоречия, господство эмоций над разумом, нежелание ни за что признавать свою неправоту или поражение. К распространенным причинам конфликтов относятся: - нездоровые взаимоотношения в коллективе, - несправедливое отношение руководителя к подчиненным, - несправедливость в распределении поощрений, - конфликтность отдельных членов. Разрешение конфликта реализуется в трех формах: самоурегулирования, беспристрастного арбитража и коллективной.
1. Самоурегулирование начинается по рекомендации руководителя, кем-то из коллег или по собственной инициативе, мотивируемой пониманием, что конфликт вредит делу и им самим. Напряжение довольно легко снимается проявлениями доброжелательности.
2. Форма беспристрастного арбитража характеризуется участием третьего лица (лиц), которое пытается разобраться в конфликте вместе с конфликтующими и помогает им найти пути взаимоприемлемых решений. Беспристрастность его в том, что оно не стоит на стороне ни одного из конфликтующих, избегает собственных оценок, требует фактов, предлагая самим конфликтующим давать оценку взаимным претензиям.
3. Коллективная форма — по существу, коллективный арбитраж. Мнения и оценки группы считаются более объективными, чем одного человека, и поэтому они более убедительны для конфликтующих. Конфликт может быть поставлен на обсуждение всего коллектива, либо разобраться в нем поручается группе из 2—5 наиболее авторитетных членов его.
24. Социальная педагогика как наука: предмет, объект, цели и задачи. Соц.педагогика как наука возникла в 80-90гг 20 века, что было обусловлено необходимостью практически решать задачи для сферы соц. работников и т.д. Объектом можно считать всю проблематику соц.воспитания, основа которого – процессы развития и социализации, осуществляемые посредством системы соц.институтов. Предмет – человек, т.к. он – субъект воспитания и развития. Суть соц. развития в усвоении, воспроизведении культ. ценностей и соц. норм, в саморазвитии и самореализ. личности в условиях конкретного общества. Т.о., соц. педагогика изучает закономерности воспитания и развития человека в процессе его социализации. Назначение (цель) социальной педагогики - способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить.
25. Основные категории социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная
реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. Важнейшие категории: 1. развитие – процесс реализации внутренних задатков человека; 2. социализация – развитие под влиянием общества; 3. воспитание – осмысленное, целенаправленное взращивание человека, способствующее его адаптации и обособлению в обществе. Адаптация, обособление определяют сущность социализации. Продукт адаптации – сформировавшаяся личность (индивид как соц.существо), обособление – процесс поиска человеком своей собственной «ниши», кот. позволяет: удовлетворить потребности, иметь собст.взгляды, иметь какие-либо привязанности, иметь свою модель поведения. Продукт обособления – человек как индивидуальность.
26. Сущность современной психолого-педагогической парадигмы образования. Образование складывается из: системы обучения, просвещения, т. е. распространения и несения культуры; стимулирования самообразования. Обучение – это та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в познавательной деятельности под руководством учителя и в результате его преподавательской деятельности.
Как общественное явление обучение - особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования. Знания - это совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Умения - это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условия практической деятельности. Навыки - это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Принципы обучения:
Принцип научности обучения. Принцип систематичности обучения. Принцип связи теории с практикой. Принцип сознательности и активности в обучении. Принцип наглядности обучения. Принцип доступности обучения. Принцип прочности усвоения знаний.
27. Сущность процесса социализации и его этапы. Социализация – развитие человека под влиянием общества. Адаптация, обособление определяют сущность социализации. Продукт адаптации – сформировавшаяся личность (индивид как соц.существо), обособление – процесс поиска человеком своей собственной «ниши», кот. позволяет: удовлетворить потребности, иметь собст.взгляды, иметь какие-либо привязанности, иметь свою модель поведения. Продукт обособления – человек как индивидуальность. Этапы: младенчество, молодость, долгожит. и др.Процесс социализ. осуществляется посредством развития соц.институтов: сады, школы, вузы, труд.коллективы. Влияние оказывают: мегафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, этнос, общество), мезофакторы (группы в регионе, селе), микрофакторы (влияют на прямую: семья, сверстники, родственники). Сребства социализации: средства вскармливания, ухода, средства в быту, гигиены, компоненты дух.культуры, методы поощр., наказания.
28. Психологические механизмы социализации: сущность и характеристика. Взаимодействие факторов, агентов социал. обеспечивается работой психол.и социал.механизмов.
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
1) импринтинг – запечатление человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.; 2) экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами; 3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта; 4) идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом; 5) рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
29. Социально-психологические механизмы социализации: сущность и характеристика. Механизмы социализации. 1. Традиционный (стихийный). Представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, социальных стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (А.В. Мудрик). 2. Институциональный. Действует в процессе взаимодействия человека с образовательными учреждениями, общественными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции попутно, параллельно со своими основными функциями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний, опыта, социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или безконфликтного избегания выполнения социальных норм. 3. Стилизованный. Действует в рамках определенной субкультуры как совокупности норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом; осуществляется в формах самоорганизации общения и культурной жизни в таком сообществе. 4. Межличностный. Функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.
30. Факторы, средства и агенты социализации. Социализация – развитие человека под влиянием общества. Влияние оказывают: мегафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, этнос, общество), мезофакторы (группы в регионе, селе), микрофакторы (влияют на прямую: семья, сверстники, родственники). Сребства социализации: средства вскармливания, ухода, средства в быту, гигиены, компоненты дух.культуры, методы поощр., наказания. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.