Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 23:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Проблема отношения психических процессов и мозга.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

1)Проблема отношения психических процессов и мозга.Три основных "блоков»Чтобы лучше понять строение психических процессов человека и законов их протекания,следует прежде всего ознакомиться с тем,как построен основной орган психической деятельности—человеческий мозг и как относятся к нему психические процессы.Вопрос о том,как относятся психические процессы к мозгу и каковы принципы работы мозга как материального субстрата психической деятельности,в разные периоды развития науки решался по-разному.Характер решения этого вопроса во многом зависел от того,как понимались психические процессы человека и как подходили к их мозговым основам. Установилось мнение,что можно выделить по крайней мере три основные«способности»:1)способность восприятия или воображения;2)способность рассуждения;3)способность памяти.Мыслители,искавшие их материальную основу,высказали предположение,что эти три«способности» локализованы в жидкости,заполняющей три «мозговых желудочка»,и считали,что в переднем желудочке помещена «способность восприятия или воображения»,в среднем—«способность рассуждения»,а в заднем—«способность памяти»Мысль о том,что психические процессы,являющиеся далее неделимыми «способностями»,могут быть непосредственно «локализованы» в определенных образованиях мозга,сохранилась на многие столетия и осталась принципиально неизменной даже после того,как ученые перестали считать субстратом психики жидкость,заполняющую «мозговые желудочки»,и пришли к мнению,что основу имеет только что описанное строение, то существуют языки (например китайский),в которых письмо является процессом перевода единиц звуковой речи(фонем) в соответствующие буквы(графемы)но в которых пишущий непосредственно изображает понятия определенными условными знаками (иероглифами)мозг человека,являющийся продуктом длительной эволюции,представляет сложную иерархически построенную систему,которая отличается тем,что над аппаратами ствола и древней коры мозга,достаточно развитыми уже у высших позвоночных,надстраиваются большие полушария,которые у человека получают особенно мощное развитие.Психика—это отражение объективного мира в его связях и отношениях. Психическое отражение не является зеркальным/механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат),оно сопряжено с поиском,выбором;в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке,психическое отражение—это активное отра­жение мира в связи с какой-то необходимостью,с потребностями,это субъективное избирательное отражение объективного мира,так как принадлежит всегда субъекту,вне субъекта не существует,зависит от субъективных особенностей.Психика—это«субъективный образ объективного мира»,это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.Проблема может ставиться так:психика—это просто свойство нервной системы,специфическое отображение ее рабо­ты, или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное,что можно пока сказать психику нельзя свести просто к нервной системе.Действительно,нервная система является органом(по крайней мере одним из органов)психики.При нарушении деятельности нервной системы страдает,нарушается психика человека.Тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению,повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики.Хотя головной мозг—это орган,деятельностью которого обусловлена психика,но содержание этой психики производится не самим мозгом,ее источником является внешний мир.Александр Романович Лурия (1902-1977) установил,что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие трех основных блоков (аппаратов) человеческого мозга.Первый блок-энергетический блок,поддерживающий тонус,необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга.Мозговые структуры,обеспечивающие деятельность этого блока, располагаются в подкорковых отделах мозга и в стволе мозга.Второй блок-приема, переработки и хранения информации Мозговые структуры,обеспечивающие деятельность этого блока,расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области,каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации:затылочная-зрительной,височная-слуховой и теменная-общечувствительной.Этот блок состоит из трех надстроенных друг над другом корковых зон. Первичные зоны принимают нервные импульсы, вторичные- обрабатывают полученную информацию и,наконец,третичные-обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, для выполнения которых необходимо участие различных областей мозговой коры.В третичных зонах осуществляются логические,грамматические и другие сложные операции,требующие участия абстрактного мышления.Они ответственны за сохранение информации,человеческую память.Третий блок-блок программирования,регуляции и контроля деятельности.Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий.Наиболее существенной его частью являются лобные доли.Этот раздел мозга отвечает за планирование,контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

2)Воспитание как общественное явление.Сущность процесса воспитания.Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами,выражающими его сущность:а)Воспитание возникло из практической потребности приспособления,приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства,замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений.В результате дети,становясь взрослыми,обеспечивают  собственную  жизнь  и  жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.б)Воспитание—категория вечная,необходимая и общая.Оно появляется вместе с возникновением   человеческого  общества и существует пока живет само общество.Оно необходимо потому,что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества,подготовки его производительных сил и развития человека.Категория воспитания общая.В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями.Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.в)Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению,содержанию и формам носит конкретно-исторический характер.Оно обусловлено характером и организацией жизни общества  и потому отражает общественные противоречия своего времени.В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.г)Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта,в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения,систему общения и общественно-необходимую деятельность.Общественные отношения и взаимоотношения,воздействия и взаимодействия,в которые вступают между собой взрослые и дети,всегда являются воспитательными или воспитывающими,независимо от степени их осознания как взрослыми,так и детьми.В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни,здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа.По мере того,как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств,их отношения становятся все более педагогическими,сознательно целенаправленными.На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества.Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений,к изучению проявляющихся в нем тенденций,связей,законов,к использованию их в целях формирования личности.На этой основе и возникает педагогика,наука о законах воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей.Итак,общественное явление—воспитание—необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида;оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества;основным критерием его осуществления,реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.Сущность воспитания заключается в том,что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого:«чем человек как человек может и должен быть»(К.Д. Ушинский).То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.Это практико-преобразующая деятельность,направленная на изменение психического состояния,мировоззрения и сознания,знания и способа деятельности,личности и ценностных ориентации воспитуемого.Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику.При этом воспитатель учитывает единство природной,генетической,психологической и социальной сути воспитуемого,а также его возраст и условия жизни.В учебнике Н.И.Болдырева «Методика воспитательной работы в школе»,по которому занималось не одно поколение советских студентов,дается следующее определение:«Воспитание–это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников,их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов».С позиций деятельности дает определение и высший в свет в 1985 году «Краткий психологический словарь».Правда,его определение дано с заметным «привкусом» идеологии:«Воспитание–это деятельность по передаче новым поколениям общественно–исторического опыта,диалектико-материалистического мировоззрения,высокой морали,глубокой идейности,общественной активности,творческого отношения к действительности,высокой культуры труда и поведения»известный педагог–гуманист В.А.Сухомлинский в книге«Разговор с молодым директором школы»:«Воспитание в широком смысле–это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления»Понятие воспитания не является однозначным.С одной стороны,воспитанием можно считать специально организованный,целенаправленный процесс формирования и развития личности.С другой стороны,воспитывает и общество,и семья,и окружающая среда со всеми стихийными событиями,которые зачастую не прогнозируемы и не поддаются планированию.Рассматривая воспитательный процесс,как специально организованную деятельность в предназначенных для этого учреждениях,то основной особенностью его является целенаправленность.В этом случае успешность воспитания во многом зависит от характера и степени сотрудничества воспитателя и воспитанника.Обе стороны должны понимать конечную цель и иметь внутренние мотивы к ее достижению.Сложность процесса воспитания состоит в том,что нельзя однозначно определить его результаты, как,например,в обучении.Результаты воспитания не поддаются тестированию,они изменчивы и неоднозначны,а так же,во многом зависят от индивидуальных особенностей личности.По сути,процесс воспитания длится всю жизнь,он динамичен и непрерывен,так как все многообразие человеческого окружения неизменно оказывает влияние на этот процесс.Организованный процесс воспитания имеет двусторонний характер:от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Причем важнее именно обратные связи,потому что именно они содержат информацию об индивидуальных особенностях человека,его реакции на те или иные действия со стороны педагога.В соответствии с этим и разрабатывается дальнейший план воспитательного процесса,выбираются подходы и методы,наиболее эффективные в данном случае.

3)Внимание.Физиологические основы внимания(нейрофизиологический механизм активизации,ориентировочный рефлекс как основа внимания)Внимание—избирательная направленность на тот или иной объект,сосредоточение на нем.Поскольку под вниманием понимается лишь направленность,то оно,не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса.Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности,постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов,и, причем той их стороной,в которой они выступают,как деятельность,направленная на объект;постольку же—не имеет своего особого содержания.Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания,являющегося предметом деятельности человека.Это одно из существенных проявлений внимания.Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту.За вниманием всегда стоят интересы и потребности,установки и направленность человека,вся его личность.Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту,выражаемое вниманием—его сознаваемостью:объект становится более ясным и отчетливым.На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества взятые в их отношении к субъекту.Вне этой связи никакие подлинные причины,указывающие на то,почему что-то внимается человеком,а что-то нет,установлены быть не могут.Физиологические основы внимания.Установлено,что избирательное внимание основано на общем бодрствовании коры головного мозга,повышении активности ее деятельности.Оптимальный уровень возбудимости коры придает активизации внимания избирательный характер. При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание.Если же человек невнимателен в своей деятельности,значит,его внимание в это время отвлечено или направлено на что-то постороннее,не связанное с родом его деятельности.Особенно подчеркивается важная роль лобных областей мозга в отборе информации.С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны,получившие названия"нейронов внимания".Это клетки-детекторы новизны,которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.Физиологической основой внимания является деятельность определенных участков коры больших полушарий головного мозга,с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы.Функционирование внимания обеспечивается сочетанной деятельностью первого и третьего блоков мозга.Для объяснения физиологических механизмов внимания известное значение имеет выдвинутый А.А.Ухтомским принцип доминанты.В каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга имеется участок (очаг)с повышенной нервной возбудимостью,господствующий(доминирующий) над остальными частями коры.При некоторых условиях (оптимальная степень возбуждения)он усиливается за счет других нервных импульсов,обычно вызывающих иные реакции.Так,например,ритмически слабые звуки,при обычных условиях вызывающие ориентировочный рефлекс,при наличии доминантного очага,связанного с процессом чтения,способствуют его усилению и,таким образом,увеличивают концентрацию внимания.Однако при максимальной степени нервного возбуждения в доминирующем очаге побочные импульсы не только не содействуют его усилению, но вызывают в нем парабиотическое торможение и,таким образом,приводят к нарушению концентрации внимания.Нейропсихологическими основами внимания занимались В.М.Бехтерев, Л.А.Орбели, П.К.Анохин. Ведущая роль корковых механизмов в регуляции внимания установлена благодаря нейрофизиологическим исследованиям.Установлено,что избирательное внимание основано на общем бодрствовании коры головного мозга,повышении активности ее деятельности.Оптимальный уровень возбудимости коры придает активизации внимания избирательный характер.При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание.Если же человек невнимателен в своей деятельности,значит,его внимание в это время отвлечено или направлено на что-то постороннее,не связанное с родом его деятельности.Особенно подчеркивается важная роль лобных областей мозга в отборе информации.С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны,получившие названия "нейронов внимания".Это клетки-детекторы новизны,которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.Классификация видов внимания\Существует три вида внимания:непроизвольное,произвольное и после произвольное внимание.1.Непроизвольное внимание-это непреднамеренная сосредоточенность на объектах.Механизмом этого вида внимания ориентировочно является "рефлекс",или "рефлекс что такое?".(На неожиданный сигнал человек сразу реагирует,срабатывает рефлекс).2.Произвольное внимание - это целенаправленная сосредоточенность сознания на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка).Механизмом является вторая сигнальная система(1-ая сигнальная система-ощущения-яркое,необычное,внешние раздражители;2-ая сигнальная система-речь,с помощью речи мы,или кто-то способны поставить цель).3.Послепроизвольное внимание-это внимание,возникающее из произвольного,но это направленная сосредоточенность сознания,без волевых усилий,в силу возникновения интереса к объекту.Открыл и исследовал этот вид внимания отечественный психолог Добрынин.У ребенка первым появляется непроизвольный вид внимания,произвольное внимание интенсивно формируется в младшем школьном возрасте.нейрофизиологический механизм активизации\Исходным для современного исследования нейрофизиологических механизмов внимания является тот факт,что избирательный характер протекания психических процессов,характерных для внимания,может быть обеспечен лишь бодрственным состоянием коры,для которого типичен оптимальный уровень возбудимости.Этот бодрственный уровень коры может быть обеспечен только механизмами,поддерживающими нужный тонус коры,а эти механизмы связаны с сохранением нормальных отношений верхнего ствола с корой головного мозга,и прежде всего с работой той восходящей активирующей ретикулярной формации.ориентировочный рефлекс как основа внимания\Активирующая ретикулярная система с ее восходящими и нисходящими волокнами является нейрофизиологическим аппаратом,обеспечивающим одну из наиболее важных форм рефлекторной деятельности,известную под названием ориентировочного(или ориентировочно-исследовательского)рефлекса.Среди всех видов рефлекторной деятельности нужно,однако,выделить один,при котором поведение животного не возбуждается ни одним из перечисленных выше мотивов поведения и который не является ни пищевым,ни оборонительным,ни половым рефлексом.Основой этой деятельности является активная реакция животного на каждое изменение обстановки,которое и вызывает у животного общее оживление и ряд избирательных реакций,направленных на ознакомление с этими изменениями в ситуации. И.П.Павлов назвал этот вид рефлексов "ориентировочными рефлексами",или «рефлексами "что такое?"».Ориентировочный рефлекс выражается в ряде отчетливых электрофизиологических,сосудистых и двигательных реакций,появляющихся каждый раз,когда в обстановке,окружающей животное,возникает что-нибудь необычное или существенное. К этим реакциям относятся:поворот глаз и головы в сторону нового объекта;реакция настораживания или прислушивания.А у человека—появление кожно-гальванической реакции (изменение сопротивляемости кожи к электрическому току или появление собственных электрических потенциалов кожи),сосудистые реакции (сужение сосудов руки с расширением сосудов головы),изменение дыхания,наконец,возникновение явлений«десинхронизации» в биоэлектрических реакциях мозга,выражающихся в депрессии «альфа ритма» (электрических колебаний 10-12 в сек,характерных для работы мозговой коры в спокойном состоянии)Все эти явления можно наблюдать каждый раз,когда возникает реакция настораживания,или ориентировочный рефлекс,вызываемый появлением нового или существенного для субъекта раздражителя.В зависимости оттого,где находится объект внимания–во внешнем мире или в субъективном мире человека–выделяются внимание внешнее и внутреннее.В ходе обучения,воспитания,деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды,образуются относительно устойчивые их сочетания–индивидуально-типологические особенности внимания,обусловленные также типом системы нервной.В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения.Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование(концепция формирования поэтапного действий умственных),позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания,например рассеянность.Эксперименты с рассеченными полушариями мозга головного показывает, что процессы внимания тесно связаны с работой тела мозолистого;при этом полушарие левое обеспечивает селективное внимание,а правое–поддержку общего уровня настороженности.

4)Система современных методов обучения в целостном педагогическом процессе-это единство методов обучения и воспитания,реализуемых в целостном педагогическом процессе.Методы обучения–это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся.Выбор методов обучения–это педагогическое искусство преподавателя.Нет инструкций,но есть опыт,методики и интуиция.1.Методы обучения должны быть связаны с учебным планом и задачами обучения.2.Выбор зависит от дидактической учебной цели,темы3.Выбор связан с возрастом,курсом,уровнем подготовки.4.Зависит от специфики предмета.5.Главное–материально-технические возможности, доступность культурных,научных и исторических учреждений.6.При выборе методов надо чередовать виды деятельности(не методы, а виды деятельности)Классификация\Для должного функционирования педагогического процесса нужно,как минимум,пять групп методов воздействия на личность:убеждение;убеждения и приучения;обучение;стимулирование;контроль и оценка.Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащегося и крайне редко применяются изолированно,вне связи друг с другом.Вот почему любая группировка(классификация)методов условна,а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей.В связи с этим в системе методов педагогики выделим методы обучения и методы воспитания.Классификация методов обучения (по Михалевой Л.П.)По типу деятельности:-Словесные;-Демонстрационные;-Исследовательские\По степени развития самостоятельности студентов:-Объяснительно-иллюстративный;-Проблемный метод;-Исследовательский.По уровню активности:-Объяснительно-иллюстративный;-Проблемное изложение материала;-Эвристический;-Исследовательский\По функциям:-Метод устного изложения;-Метод закрепления;-Метод самостоятельной работы по усвоению;-Метод по применению знаний;-Метод проверки,оценки знаний и навыков;Классификация методов\воспитания\(Г.И.Щукина)1.Методы формирования\сознания\личности(убеждение):рассказ,объяснение,разъяснение,лекция,этическая\беседа,увещевание,внушение,инструктаж,диспут,доклад,пример;2.Методы\организации\деятельности\и\формирования\опыта\поведения(упражнение):упражнение,приучение,педагогическое требование,общественное мнение,поручение,воспитывающие ситуации;3.Методы стимулирования поведения и деятельности(мотивация)соревнование,поощрение,наказание.Методы воспитания\Убеждение–это разностороннее воздействие на разум,чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство,как внушение,или как их комбинация.Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения,то мы обращаемся к его разуму,и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством.Если же мы хотим воспитать любовь к Родине,к матери,должное отношение к шедевру художественной культуры,то необходимо обратиться к чувствам воспитанника.В этом случае убеждение выступает как внушение.Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму,и к чувствам воспитанника.Главная функция этической беседы–привлечь самих учащихся к оценке событий,поступков,явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности,к гражданским и нравственным обязанностям.Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты,раскрывающие социальное,нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.Лекция–это развернутое,продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной,научной,воспитательной или иной проблемы.Основа лекции–теоретическое обобщение,а конкретные факты,составляющие основу беседы,в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.Диспут–столкновение мнений с целью формирования суждений,оценок.Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении,стремлению искать смысл в жизни,ничего не принимать на веру,обо всем судить самостоятельно.Диспут учит умению защищать свои взгляды,убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения,выдержки не отступать от этических норм и требований.Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию.Давно известно,что слова учат,а примеры влекут.Всматриваясь в других людей,наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма,трудолюбия,мастерства,верности долгу и т.д.,воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений.Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.Упражнение–это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий,практических дел с целью формирования и развития их личности.Приучение–это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек.В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:упражнения в полезной деятельности(имеют целью выработать привычки в труде,в общении со старшими,со сверстниками),режимные упражнения(например,соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями,что благотворно сказывается на здоровье,физических и интеллектуальных возможностях воспитанника),специальные упражнения–это упражнения тренировочного характера,имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.В учебном процессе все упражнения–специальные,а в воспитательной работе–это приучение к выполнению элементарных правил поведения,связанных с внешней культурой.Стимулирование–это побуждение,толчок к мысли,чувству,действию.Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного.Главная задача педагога–не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов,развитие ответственности и инициативы.Поощрение–это сигнал о состоявшемся самоутверждении,потому что в нем содержится общественное признание того подхода,того образа действия и того отношения к действию,которые избраны и реализуются учащимся.Чувство удовлетворения,которое испытывает поощренный воспитанник,вызывает у него прилив сил,подъем энергии,уверенность в своих силах и,как следствие,сопровождается высокой старательностью и результативностью.Но самый главный эффект от поощрения–возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще.Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми,застенчивыми,неуверенными в себе.В то же время поощрение не должно быть слишком частым,чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием.Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения–принципиальность,объективность,понятность для всех,поддержка общественным мнением,учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.Наказание–один из старейших методов воспитания.Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С.Макаренко писал:"Разумная система взысканий не только законна,но и необходима.Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру,воспитывает чувство ответственности,тренирует волю,человеческое достоинство,умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их"Наказание корректирует поведение воспитанника,заставляет его задуматься,где и в чем он поступил неправильно,вызывает чувство неудовлетворенности,стыда,дискомфорта.Традиционные методы педагогического исследования-будем называть методы,доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей,стоявших у истоков педагогической науки.Наблюдение–наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.Недостатки наблюдения:оно не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений,при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.Изучение опыта–еще один издавна применяемый метод педагогического исследования.В широком смысле означает организованную познавательную деятельность,направленную на установление исторических связей воспитания,вычленение общего,устойчивого в учебно-воспитательных системах.С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем,выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях.Поэтому данный метод нередко называют историческим.Изучение продуктов ученического творчества–домашних и классных работ по всем учебным предметам,сочинений,рефератов,отчетов–о многом скажет опытному исследователю.Беседы–традиционный метод педагогических исследований.В беседах,диалогах,дискуссиях выявляются отношения людей,их чувства и намерения,оценки и позиции.Разновидность беседы,ее новая модификация–интервьюирование,перенесенное в педагогику из социологии.Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение;исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов,ставит их в определенной последовательности.

Методы  педагогического исследования:-теоретические(анализ,синтез,сравнение,индукция,дедукция,классификация,моделирование и др.);-эмпирические(наблюдение,изучение документов,результатов педагогической деятельности,изучение и обобщение педагогического опыта,педагогический эксперимент,педагогический консилиум,метод рейтинга,метод компетентных судей);психологические методы в педагогическом исследовании(психодиагностика,тестирование);социологические методы в педагогическом исследовании(опрос:беседа,интервью,анкетирование;социометрия;контент-анализ)Методика исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов,сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать образовательный процесс. Научное исследование в педагогике,его основные параметры и критерии.Методы исследований-это способы познания объективной реальности,являющиеся средством получения и анализа информации об объекте исследований.Существенным фактором развития педагогики является постоянное пополнение и совершенствование методов ее исследования.Обогащение педагогической науки новыми методами происходит во многом благодаря тесной связи ее с другими науками.В отношении исследовательской деятельности педагогики наблюдается постоянный прогресс.Изначально педагогические мысли и умозаключения возникали на основе философско-социологических теорий.Но,начиная с XVIII в.,содержание педагогической науки стало пополняться за счет теоретических выводов на основе практических наблюдений.Крупнейшими деятелями такой педагогической практики того времени являются Г.Песталоцци,А.Дистервег,К.Д.Ушинский,Л.Н.Толстой,П.П.Блонский,А.С.Макаренко,С.Т.Шацкий и др. специальные организованные педагогические эксперименты с целью выявления закономерностей в процессах воспитания и обучения начали производиться в XIX веке.И уже к началу XXв.термин педагогический эксперимент принял оформленное определение и получил широкое распространение.Видными представителями экспериментальной педагогики были немецкие и американские ученые В.Лай и Э.Мейман,С.Холл,Э.Торндайк.Процесс исследований для получения достоверных данных должен быть построен соответствующим образом. Во многом его содержание определяет понимание сущности изучаемых явлений,правильность которого обеспечивает философия.В педагогической науке исследовательская деятельность имеет определенную специфику,обусловленную неоднозначностью протекания педагогических процессов.В отличие от других наук,в педагогической практике невозможно обеспечить равные условия нескольких экспериментов.За счет того,что постоянно изменяется«материал»и условия экспериментальной деятельности,результаты тоже будут различаться.Ведь достаточно изменить один маленький компонент в проведении эксперимента и состав извлекаемой информации может значительно измениться.В этом случае,правдивость получаемых данных достигается за счет количественной составляющей исследований и обобщения полученных результатов.При проведении исследовательской деятельности в педагогике следует строго придерживаться морально-этических правил по отношению к объектам экспериментов.В ходе педагогических процессов очень важно не нанести ущерб здоровью и развитию учеников,что достигается тщательной продуманностью в планировании,проведении и организации экспериментальной педагогической деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"