Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
1,2,4. Психология (от греческого “психе” — душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике человека и животных. Всякий живой организм, в том числе человечсекий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Как установил И.М. Сеченов психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика является субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процессов) сложным и многообразным отражением объективного мира.
Итак, душа, психика — это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Психика присуща не только человеку. Она имеется и у животных. Значит, психологию не следует понимать только как науку о человеке, в ней всегда учитывается общность психики животных и человека. Психика человека состоит из трех групп психических явлений: 1.психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые и др.) 2.психические состояния (усталость, сон, стресс и т.д.) 3.психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).
Предметом психологии, под которым понимается система понятий, объясняющих закономерности психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Психолгию как своеобразную отрасль знаний выделил древнегреческий филосооф Аристотель (IV в. до н.э.) в трактате «О душе». В своем развитии психология прошла несколько этапов, и на каждом из них был свой предмет изучения.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психологика как наука о сознании. Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (метод интроспекции).
III этап — психология как наука о поведении. Данный этап начинается в XX в. Задачи психологии — наблюдения за поведением, поступками реакциями человека (что можно непосредственно увидеть). Мотивы, вызывающие поступки не учитывались.
IV этап — (современный) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний.
Следует отметить, что психология долгое время входила в состав философии. В самостоятельную науку она выделилась из философии во второй половине ХIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В.Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии. Вскоре, в 1885 году Бехтерев В.М. организовал подобную лабораторию в России.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим: 1.Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2.Научиться управлять ими; 3.Использовать полученные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практики; 4.Быть теоретической основой практики психологической службы.
Современная психология включает в себя до 40 отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Как отмечалось выше, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развития сознания, психологических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами, психологическую совместимость людей. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Инженерная психология — изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации АСУ.
Медицинская психология
изучает психологические
3. Методы психологии:
1) организационные методы;
2) эмпирические способы
Организационные методы: а) сравнительный метод — сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению.
б) лонгитюдный метод — многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени;
в) комплексный метод — в исследовании участвуют представители различных наук. Это позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.
Эмпирические методы: а) наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Общая процедура наблюдения складывается из процессов: 1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?) 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3) выбор способа наблюдения (как наблюдать?); 4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)
б) Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.
в) Эксперимент (главный метод) отличается
от наблюдения активным вмешательством
в ситуацию со стороны исследователя,
осуществляющего планомерное
Психодиагносгические методы: а) тест — кратковременное одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.
б) беседа — метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения; в) интервью — метод социальной психологии, заключающейся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. В случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Интерпретационные методы. Различают варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.
5. Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира; оно сопряжено с поиском, выбором. Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями.
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность присуща всей природе; 3) биопсихизм (Аристотель) — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям); 4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему, и другие точки зрения.
Объективным признаком возникновения психики у живых организмов служит появление чувствительности (А.Н.Мечников) — способности реагировать на нейтральные, жизненно незначимые раздражители среды при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий. Чувствительность как зачаточная форма психического отражения, возникает в ходе развития раздражимости — способности простейших живых организмов (и растений) реагировать на воздействия, входящие в процессе обмена веществ.
Психика животных в своем развитии проходит ряд этапов: элементарная чувствительность, предметное восприятие, отражение межпредметных связей — стадия интеллекта. Так приспособление к более сложной среде привело к формированию у живых организмов простейшей нервной системы и специальных органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная чувствительность (элементарная сенсорная психика).
На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, а его поведение определяется врожденными инстинктами (питание, самосохранение, размножение и.д.).
С переходом животных к наземному образу жизни (и в результате этого), с развитием коры головного мозга у них возникает предметное восприятие мира (перцептивная психика). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
III стадия, стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом; в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. Вместе с тем интеллектуальное поведение свойственное только человеку — развития человеческого сознания.
Пре6дысторию человеческого сознания составляет, как мы видим, длительный и сложный процесс развития психики животных. Появление сознания человека обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики. Если развитие психики животных подчинялось законом биологической эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно-исторического развития. Психика человека, являясь качественно более высоким уровнем, чем психика животных, представляет собой внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
6. Человек — существо сознательное. Сознание выступает в качестве высшей формы отражения внешних и внутренних явлений. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности.
Сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью по ее достижению.
Сознанию присуща интенциональн
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, осознание самого сознания (само сознание пытается ответить на вопрос: что есть сознание). Самосознание-формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль.
Сознание имеет мотивационно-
Сознание носит общественный характер, оно изначально включено в качестве необходимого элемента в социальные структуры.
Впервые взаимоотношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый З, Фрейд (теория психоанализа). По Фрейду, бессозательное — это основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное — предсознательное — сознательное), которая регулируется принципом удовольствия и включает в себя различные врожденные и вытесненные влечения, импульсы, желания. Мотивы, стремления и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, асоциальностью и т.д. Согласно психоаналитическому учению, содержание бессознательного включает в себя: содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида; содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания и т.д.). Трактуя бессознательное как «истинно реальное психическое и подчеркивая, что «все душевные процессы по существу бессознательны», Фрейд, вместе с тем, обращал особое внимание на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из базисных основ психической деятельности и поведения человека. По сути, психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психики человека.
С точки зрения психологии
установки сознание и бессознательное
работают в гармоничном единстве.
Когда перед человеком