Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

049343_2D3CD_shpory_po_psihologii_i_pedagogike.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

1,2,4. Психология (от греческого “психе” — душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике человека и животных. Всякий живой организм, в том числе человечсекий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Как установил И.М. Сеченов психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика является субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процессов) сложным и многообразным отражением объективного мира.

Итак, душа, психика —  это внутренний мир личности, который  возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика присуща не только человеку. Она имеется и у животных. Значит, психологию не следует понимать только как науку о человеке, в ней всегда учитывается общность психики животных и человека. Психика человека состоит из трех групп психических явлений: 1.психические процессы  (познавательные, эмоциональные, волевые и др.) 2.психические состояния (усталость, сон, стресс и т.д.) 3.психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).

Предметом психологии, под которым понимается система понятий, объясняющих закономерности психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Психолгию как своеобразную отрасль знаний выделил древнегреческий филосооф Аристотель (IV в. до н.э.) в трактате «О душе». В своем развитии психология прошла несколько этапов, и на каждом из них был свой предмет изучения.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души  пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психологика как наука о сознании. Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (метод интроспекции).

III  этап — психология как наука о поведении. Данный этап начинается в XX в. Задачи психологии — наблюдения за поведением, поступками реакциями человека (что можно непосредственно увидеть). Мотивы, вызывающие поступки не учитывались.

IV этап — (современный) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний.

Следует отметить, что  психология  долгое время входила  в состав философии. В самостоятельную  науку она выделилась из философии  во второй половине ХIX  века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В.Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии. Вскоре, в 1885 году Бехтерев В.М. организовал подобную лабораторию в России.

Задачи психологии в  основном  сводятся к следующим: 1.Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2.Научиться управлять ими; 3.Использовать полученные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практики; 4.Быть теоретической основой практики психологической службы.

Современная психология включает в себя до 40 отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Как отмечалось выше,  особенности психики животных  изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развития сознания, психологических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами, психологическую совместимость людей. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология — изучает закономерности процессов  взаимодействия человека и современной  техники с целью использования  их в практике проектирования, создания и эксплуатации АСУ.

Медицинская психология изучает психологические особенности  деятельности врача и поведения  больного, разрабатывает психологические  методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных  формах мозговой патологии. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы  психологии:

1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания  научных данных; 3) психодиагностические методы; 4) интерпретационные методы.

Организационные методы:  а) сравнительный метод — сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению.

б) лонгитюдный метод  — многократное обследование одних  и тех же лиц на протяжении длительного времени;

в) комплексный метод  — в исследовании участвуют представители  различных наук. Это позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы: а) наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Общая процедура наблюдения складывается из процессов: 1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?) 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3) выбор способа наблюдения (как наблюдать?); 4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

б) Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

в) Эксперимент (главный метод) отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование  некоторыми фактами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого объекта.

Психодиагносгические  методы: а) тест — кратковременное одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

б) беседа — метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения; в) интервью — метод социальной психологии, заключающейся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. В случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Интерпретационные методы. Различают варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

 

 

 

 

5. Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира; оно сопряжено с поиском, выбором. Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями.

Существуют разные подходы к  пониманию того, кому присуща психика: 1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность присуща всей природе; 3) биопсихизм (Аристотель) — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям); 4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему, и другие точки зрения.

Объективным признаком возникновения  психики у живых организмов служит появление чувствительности (А.Н.Мечников) — способности реагировать на нейтральные, жизненно незначимые раздражители среды при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий. Чувствительность как зачаточная форма психического отражения, возникает в ходе развития раздражимости — способности простейших живых организмов (и растений) реагировать на воздействия, входящие в процессе обмена веществ.

Психика животных в своем развитии проходит ряд этапов: элементарная чувствительность, предметное восприятие, отражение межпредметных связей — стадия интеллекта. Так приспособление к более сложной среде привело к формированию у живых организмов простейшей нервной системы и специальных органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная чувствительность (элементарная сенсорная психика).

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, а его поведение определяется врожденными инстинктами (питание, самосохранение, размножение и.д.).

С переходом животных к наземному  образу жизни (и в результате этого), с развитием коры головного мозга у них возникает предметное восприятие мира (перцептивная психика). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия, стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом; в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. Вместе с тем интеллектуальное поведение свойственное только человеку — развития человеческого сознания.

Пре6дысторию человеческого сознания составляет, как мы видим, длительный и сложный процесс развития психики животных. Появление сознания человека обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики. Если развитие психики животных подчинялось законом биологической эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно-исторического развития. Психика человека, являясь качественно более высоким уровнем, чем психика животных, представляет собой внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

 

 

6. Человек — существо сознательное. Сознание выступает в качестве высшей формы отражения внешних и внутренних явлений. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности.

Сознание индивида характеризуется  активностью, которая обусловлена спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью по ее достижению.

Сознанию присуща интенциональность, т.е. направленность на какой-либо предмет. Сознание — это всегда осознание чего-либо.

Рефлексия — процесс  самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, осознание самого сознания (само сознание пытается ответить на вопрос: что есть сознание).  Самосознание-формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль.

Сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивировано, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности.

Сознание носит общественный характер, оно изначально включено в качестве необходимого элемента в социальные структуры.

Впервые взаимоотношения  сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый З, Фрейд (теория психоанализа). По Фрейду, бессозательное — это основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное — предсознательное — сознательное),  которая регулируется принципом удовольствия и включает в себя различные врожденные и вытесненные влечения, импульсы, желания. Мотивы, стремления и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, асоциальностью и т.д. Согласно психоаналитическому учению, содержание бессознательного включает в себя: содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида;  содержание, которое присутствовало  в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания и т.д.). Трактуя бессознательное как «истинно реальное психическое и  подчеркивая, что «все душевные процессы по существу бессознательны», Фрейд, вместе с тем, обращал особое внимание на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из базисных основ психической деятельности и поведения человека. По сути, психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психики человека.

С точки зрения психологии установки сознание и бессознательное  работают в гармоничном единстве. Когда перед человеком возникают  требующие нового способа решения проблемы, они попадают в зону ясного сознания. Но как только решение найдено, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих проблем. В область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне;  движения, ставшие автоматизированными; ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями и др. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое неразрывно связано с сознанием человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"