Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 00:51, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

Основы психологии семьи и семейное консультирование».docx

— 114.46 Кб (Скачать документ)
 
  1. Понятие семьи. Функции семьи  и ее жизненный  цикл. Структура семьи.

 семья — это  основанная на единой общесемейной  деятельности общность людей,  связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Основными функциями семьи являются:

·         репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение  человеческого рода);

·         экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил  своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

·         воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение  всей его жизни, постоянное влияние  детей на родителей и других взрослых членов семьи);

·         коммуникативная (посредничество семьи  в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и  искусством, влияние семьи на многообразные  связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного  общения, досуга и отдыха).

основные функции  современной семьи дополняет  следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного  общения.

Существует  множество различных  вариантов состава, или структуры, семьи:

·         «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

·         «пополненная семья» — увеличенный  по своему составу союз: супружеская  пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или  в тесной близости друг от друга  и составляющие структуру семьи;

·         «смешанная семья» является «перестроенной»  семьей, образовавшейся вследствие брака  разведенных людей. Смешанная семья  включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего  брака вливаются в новую единицу  семьи;

·         «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним  родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга  либо потому, что брак никогда и  не был заключен  

Типы  семейных структур по критерию власти

·         партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

·         матриархальные, где наивысшим авторитетом  и влиянием пользуется мать, и

·         эгалитарные семьи, в которых  нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное  распределение власти между отцом  и матерью.

Жизненный цикл семьи

Соглсано В.Сатир жизненный цикл семьи включает Семь стадий:1- встреча супругов. Согласно другим исследованиям семья начинается с публичного акта по заключению юридического брака.2) зачатие и рождение ребенка формирует новое чувство ответственности, новые социальные роли, этот этап связан с большим напряжением,эмоциональной нагрузкой,депрессиями, именно поэтому большинство союзов дают трещину после рождения 1-го ребенка.3) ребенок идет в школу, т. е становится членов первых социальных институтов. Школа это проверка первичной социализации ребенка, родители подвергаются объективной проверке качества родительства, испытывают сильное напряжние4) достижение ребенком подрасткового возраста, происходит снижение автороитарности родителей, повышается значимость отношений в подростковых группах,родитлели вынуждены менять стиль отношений с ребенокм,  в доме появляется новая музыка,мода, новый стиль поведения. Лояльное поведение родителей становится гарантом восстановления отношений с подростоком.5) дети становятся взрослыми, заканчивают учебу, определяются профессионально. Детские и родительские роли в основном исчерпаны. Попытка застрять в роль больше положенного срока будут иметь негативные последствия: родители становятся либо слишком настойчивыми, продолжая учить ребенка, либо инфантильными. Это этап проходит безболезненно для родителей,которые быстро становятся востребованными в роли бабушек и дедушек. Сложность этапа –основение новых ролей-сверковь,теща,тесть,свекр, а также в необходимости быть в качестве родственников чужих людей.6) уход на пенсию, окончательное принятие ролей дедушек и бабушек., акцентирован на духовной составляющей личности.7) завершающий этап – смерть одного из супругов, принятие новой роли вдовствующего супруга 
 

2.Психология добрачных отношений.

Особенности

  1. Общение «масок» Идеализация партнера («эффект ореола») 1 положительное качество распространяется на всю личность.
  2. Возникновение симпатии (аттракция). Аттракции способствуют

- внешняя привлекательность-  соц. демографич. принципы – особенности поведения, соц статус- прописка, место проживания (не всегда).

- пространственная  близость, частота встреч, длительность  и интенсивность общения, сходство  установок.

Ф-ии предбрачного общения:

  1. Проекция совместной жизни. Важно вербализировать проблемы.
  2. Накопление опыта совместных переживаний и впечатлений
  3. Узнавание др.др, уточнение и проверка принятого решения об отношениях именно с этим партнером.
 

три важнейшие функции  этого периода1. На протяжении всего  ухаживания происходит накопление совместных впечатлений и переживаний. Это  эмоциональный потенциал последующей  семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и  радость в трудные периоды  брака. 2. Узнавание друг друга и  одновременно уточнение и проверка принятого решения. Главное на этапе  узнавания – проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной совместимости3. Третья функция  – это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых  условий и определение уклада семьи. 

Положительные факторы  добрачных отношений,способсвтующие удачному браку.1)занкомства более 6-9 месяцев(встречи регулярные)2) эмоциональная стабильность3) сходные установки на брак и условия воспитания4) сходства в потребностях в сексе и влечения к нему5) один уровень интеллегентности6) гибкость и приспособляемость7) разность в возрасте менее 10 лет  в одну и др сторону8) эмоциональная самостоятельность от родителей9) способы давать и получать удовольствие10) сходство суждений по главным вопросам11) уважение к другим12) одинаковая физическая привлекательность13) одинаковое желание наслаждаться одним и тем же

Отрицательные факторы- 1) браки до 19 лет2) преобладание эмоционального гнева3) эмоциональная холодность4) замужество как способ ухода из родительского дома5) заниженная самооценка, плохое мнение о себе6) замужество с целью досадить бывшему пратнеру7) боязнь независимости8) чувство обственности9)наличие взаимоотношений менее 6 месяцев10) эгоизм11)частые ссоры и конфликты до брака12) эмоциональная настабильность13) существенное различие физической привлекательности

Взаимоотношения в  добрачный период проходят 3 стадии:1)привлекательность  внешности, манера поведения др. человека2) степень интересов , точек зрения, шкала ценностей3) совместимости ролей, возможность дополнять друг друга. 
 
 

3.Тенденции развития семьи. Проблемы кризиса семьи.  Семейная система является достаточно открытой — в современном обществе легко вступить в брак, но так же легко и развестись. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

     Современная  семья изменилась и по составу  — произошел переход от расширенной  семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья — родители и дети — становится наиболее типичным вариантом семейной системы.    Расширенная (многопоколенная) семья включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются в основном этническими и культуральными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

     Можно  выделить ряд тенденций в развитии семьи, отчетливо проявившихся в последние десятилетия:

• переход от многоядерных расширенных семей традиционного (патриархального) типа к нуклеарным семьям;

• снижение рождаемости  —Причинами снижения рождаемости являются экономическая нестабильность общества; низкий уровень социальных гарантий для молодых семей; слабая социальная защищенность детей и подростков; реальное возрастание как «цены образования» так и удельного веса платного сектора образовательных услуг; неудовлетворительный уровень здравоохранения, в первую очередь охраны здоровья матери и ребенка; низкий престиж материнства. Семейный кризис – это период в жизни семьи, когда требования предъявляемые стрессорами(определенные трудности,проблемы) и напряжение внутри семьи, которое возникает вследствие, этого, должны быть сбалансированы возможностями самой семьи, т.е. семья должна приобрести новые качества. Семья, таким образом, переходит на новый этап своей жизни.

    Типы стрессоров.

1.По силе воздействия. сильные (рождение ребёнка, смерть, болезнь, переезд и т.д.);слабые (конфликты на бытовом уровне).

2. По длительности  воздействия.-хронические (постоянно, долго) например: мало денег; ситуативные (короткий промежуток) стихийное бедствие.

Важны факторы внезапности  и исключительности.

3.По  источнику возникновения  стрессора.

- нормативные стрессоры  (это те события, которые обусловлены  нормальными событиями семьи)  например: вырос ребёнок и ушёл  из семьи, ребёнок идёт в  школу и т.д.

- трудности, которые  обусловлены неблагоприятными вариантами  семейной жизни; например: внезапная  смерть, измена и т.д.

 В результате  действия этих стрессоров образуется  функциональная пустота (например: потеря одного из близких людей).

  Описывая ситуацию  семейного кризиса, специалисты  схематически изображают этот  период.

Аккумуляция     ---------- внутрисемейное   --------результаты        +

Стрессоров               напряжение        адаптации    - , т.е. положительные и отрицательные. Отрицательная адаптация – это распад семьи.  Положительная адаптация – это изменение семьи. 

4.Психология супружеской совместимости.

Психологическая совместимость  представляет собой достаточно эффективное  сотрудничество брачных партнеров  во многообразных видах семейной деятельности, согласованное разделение труда, прав, обязанностей. Психологическая  совместимость брачных  партнеров  основана на взаимном положительном  психологическом восприятии качеств  характера, темперамента, ума, привычек и потребностей, на взаимном уважении, симпатии, дружбе, любви, на единстве взглядов и представлений. Это понятие включает в себя взаимное принятие, взаимное согласие относительно вклада каждого из участников семейной кооперации. Единство взглядов, эмоционального настроя, достижение взаимопонимания, примерно одинаковая оценка жизненных  ситуаций, требования к сотрудничеству - все это в какой-то мере входит в понятие психологической совместимости. Она прежде всего предполагает, что другой человек по крайней мере не вызывает отрицательных эмоций при  общении, сотрудничестве, кооперации. Возможно, психологическая  совместимость связана с готовностью личности идти на многие уступки в целях достижения определенных целей и результатов совместной деятельности.

Многие психологи  считают, что супружеская совместимость  – главнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность.

А.Н. Обозова выделила четыре аспекта супружеской совместимости,:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"