Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 00:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Чтобы быть достойным обвинителем, требуется говорить максимально резко и жестоко, обрывать всех и вся, не давая возможности высказаться по-иному.
Расчетливый («компьютер») |
«Компьютер» очень корректен, очень рассудителен и не выражает никаких чувств. Такой человек кажется спокойным, холодным и собранным. Его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем. Тело его сковано, он часто мерзнет и чувствует себя расчлененным на части. Голос монотонный, слова в основном носят абстрактный характер.
Будучи «копьютером», употребляйте максимально длинные слова, даже если вы не уверены в их значении. По крайней мере, ваша речь будет казаться умной. После первых же фраз никто вас больше не станет слушать.
Отстраненный (безумный) |
Что бы ни делал отстраненный и что бы он ни говорил — это не относится к тому, что говорит или делает кто-нибудь другой. Отстраненный не реагирует ни на какие вопросы. Его внутренние ощущения сродни головокружению. Голос может быть певучим, но часто прерывается, человек расхаживает взад и вперед без причины, так как его внимание ни на чем не сфокусировано.
Есть другой тип реагирования, это «уравновешенный» или «гибкий». Этот вариант поведения последователен и гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям. Отношения открытые, свободные и честные, люди не ощущают унижения чувства собственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании, обвинении, расчете или суете.
Из пяти типов
реагирования только уравновешенный дает
возможность преодолеть препятствия,
найти выход из затруднительного положения
или объединить людей. Этот тип реагирования
дает вам возможность жить полноценно,
реально, согласуясь с доводами разума
и сердца. Став уравновешенным, вы обретете
внутреннюю гармонию, чувство ответственности,
честность, знания, способность к творчеству
и умение разрешать любые проблемы реальными
путями. Четыре других типа общения связаны
с сомнительными ценностями, сделками,
обманом, одиночеством, халтурой, забвением
традиций, решением надуманных проблем.
Чтобы стать уравновешенным, требуется
сила воли, смелость, новые убеждения и
новые знания. Здесь невозможно притвориться.
27.Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях. Существует как бы два типа семей: зрелая семья и проблемная. Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях. Проблемные семьи, независимо от характера проблем, также имеют много общего в своей жизни.
Атмосфера проблемной семьи чувствуется очень быстро. Она характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью: члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Иногда ощущается какая-то неустойчивость, или это может быть ощущение тяжести, напряжения и грусти.Иногда семейная атмосфера полна скрытности. Их тела скованны и напряженны или неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать, словно маски. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что они не только не видят, но и не слышат. Голоса их звучат резко и скрипуче или почти не слышны.
Трудно заметить хоть какие-то проявления дружеского расположения между членами этих семей, где никто никогда не улыбнется. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Юмор в таких семьях чаще превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые настолько заняты, ибо без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, что у них просто не остается возможности для радостного общения. Нередко члены проблемных семей искренне поражаются тому, что можно наслаждаться обществом друг Друга.
В таких семьях люди просто избегают друг друга: они настолько погружаются в свою работу или в какие-то дела вне дома, что все реже и реже общаются со своими близкими.
В некоторых семьях люди цепляются за малейшую надежду, они могут вопить, придираться друг к другу, изводить своих ближних. В других — люди махнули рукой и годами несут свой крест, страдая или принося страдание своим родным. В проблемных семьях родители призывают детей не обижать и не огорчать друг друга, а сами беспрестанно шлепают или бьют.
Неблагополучные
семьи порождают
28вопр.Функции семьи, семейные роли и их характеристики.
Основными функциями семьи являются:
· репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
·
экономическая (общественное производство
средств к жизни, восстановление
истраченных на производстве сил
своих взрослых членов, ведение своего
хозяйства, наличие своего бюджета,
организация потребительской
·
воспитательная (формирование личности
ребенка, систематическое воспитательное
воздействие семейного
· коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические
функции семьи, связанные с накоплением
и передачей собственности, статуса, организацией
производства и потребления, отдыха и
досуга, с заботой о здоровье и благополучии
членов семьи, с созданием микроклимата,
способствующего снятию напряжений и
самосохранению. Все эти функции отражают
исторический характер связи между семьей
и обществом, раскрывают исторически преходящую
картину того, как именно происходит рождение,
содержание и воспитание детей в семье
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА
Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим. Социальная роль понимается прежде всего как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений»1.
Роль — это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений»2.
Под половыми ролями большинство авторов понимает систему культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой.
Полоролевые системы — это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом — работа». От мужчины традиционно требуется в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин часто называется полоролевой дифференциацией.
Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю. Е.:
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.
2. Хозяин — хозяйка.
3. Роль ответственного по уходу за младенцем.
4. Роль воспитателя.
5. Роль сексуального партнера.
6. Роль организатора развлечений.
7. Организатор семейной субкультуры.
8. Роль ответственного
за поддержание родственных
9. Роль «психотерапевта».
Говоря о психологических
ролях членов семьи, нужно отметить,
что одна роль может существовать
только во взаимодействии с другими
ролями. Например, чтобы выполнить
роль отца или матери, необходимо, чтобы
кто-то выполнял роль сына или дочери.
Семейные роли должны создавать систему,
которая приближалась бы к непротиворечивой
и могла удовлетворить многие
психологические потребности. Однако
нужно отметить, что такая сложная
система семейных ролей не может
быть не противоречивой. Важно определить,
насколько противоречивость семейных
ролей разрушительна и в какой
мере сама семья ее регулирует. Существенным
моментом является, насколько мнение
члена семьи о своей роли совпадает
с представлением о ней других.
29.Вопр.Семья как система. Семейные последовательности. Нарушения механизмов интеграции семьи.
Семейная система
– это сложный, живой организм
с множеством связей между отдельными
членами. Официальными и тайными. С
неписанными и оговоренными правилами
и законами. Каждая семейная система:1.
Состоит из частей, в данном случае
членов семьи.
2. Частей, соединенных между собой особым
способом. Это личностные взаимоотношения
между ее отдельными членами.
3. Соединяются они для достижения общей
цели. Для выживания и развития, получения
тепла, любви и поддержки, накопления материальных
благ.
Классическая семейная группа включает мать, отца, одного или более детей. Но не все семьи вписываются в эту модель. Сегодня во многих семьях имеется только один родитель как активная составная часть, и во все меньшем количестве семей есть бабушка, дедушка, тетя, дядя, другие члены расширенной семьи, живущие вместе. Однако, там, где они есть, они должны рассматри- ваться как часть системы. То же относится к мачехам и отчимам и другим лицам, непосредственно и близко вовлеченным в повседневную жизнь семьи. Кровные связи не являются обязательным условием.
Семейные последовательности.
Нарушение механизмов интеграции семьи. По-настоящему семейный человек знает, что вся его жизнь тесно связана с жизнью его семьи, его досуг неразрывен с досугом семьи, многие важные для него потребности удовлетворяются именно в семье, то есть можно говорить об интеграции индивида с семьей. Нарушение механизмов интеграции выражается в тенденции раздельного удовлетворения своих потребностей (отсутствие общего хозяйства, раздельный отдых, денежные средства, компании). Кроме этого, снижается взаимное доверие (доверие в кредит), нет ощущения, что если я что-то делаю для себя, то я делаю и для другого. Причинами нарушений семейной интеграции являются:
а) характерологические
особенности супругов, мешающие формированию
симпатии и эмпатии друг к другу;
б) неосознанные установки (наивно-психологические
представления);
в) отсутствие у членов семьи навыков по
выявлению качеств, вызывающих симпатию.
30.Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях.
I. Встраивание в доминирующий аффект семьи и преувеличение его. Например, психолог копирует доминантное, аг рессивное поведение матери и расширяет эту модель поведения настолько, что женщина начинает сама критиковать подобного рода поведение.
II. Психолог бросает вызов аффекту. Психолог говорит членам семьи о недопустимости подобного рода поведения и побуждает их к другому. При этом он показывает отрицательную роль данного аффекта для семьи.
III. Психолог сокращает одни аффекты и усиливает другие. Например, сокращает проявления агрессии и усиливает внимание к проявлениям любви: