Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 00:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
1. Членам семьи, вовлеченным в постоянные соревнова тельные взаимодействия, ставится задача провести 5 мин, видя только позитивное друг в друге, и затем указать трудности,которые они переживали, выполняя это простое упражнение. Это должно служить цели осознания ими узости их традицион ного аффективного взаимодействия и повысить их потребность изменить его.
2.
Психолог удаляет некоторых
3.
Психолог может ввести в
4. Переформулирование туманно выраженного аффек та в ином ключе. Например, фразу « Я желаю тебе научиться да вать сдачи, так как я не всегда боюсь избить тебя до такой сте пени, что это будет иметь серьезные последствия» психолог мо жет обозначить как заботу. Он может сделать ее центральным моментом для дальнейшего анализа - направить сиблингов на поиск других случаев, когда девушка, произнесшая эту фразу, проявляла заботу о своей сестре. То, что в прошлом казалось просто хорошо знакомыми инцидентами силовых взаимодей ствий, благодаря постановке во главу угла аффективного кла стера опыта «заботы» создает новые, отличные от прошлого способы оценки и восприятия событий. Таким образом, психо лог расширяет аффективный ряд.
5. Психолог становится моделью, демонстрирующей желаемый аффект. Например:1) замедляет темп своей речи;2) делает тон своего голоса более мягким;3) демонстрирует мимикой, жестами, например, подавлен ность, что помогает удерживать членов семьи от проник новения других стереотипных последовательностей каса тельно силовых операций.
IV. Психолог вмешивается и перестраивает структуру аф фективной насыщенности тех или иных событий (организу ет аффективные приоритеты). Например, родители, легко обходясь со случаем детского хронического воровства, спо собны прийти в величайшее расстройство из-за того, что ре бенок не подвинулся, когда его попросили. Это ситуация, когда аффективные приоритеты родителей не соответствуют происходящему. Бывают ситуации, когда аффективные приоритеты в семье вообще отсутствуют. Например, сломан водопроводный кран или рука ребенка - у родителей одна реакция.
V. Психолог
внимателен по отношению
к любым проявлениям
в направлении роста
семьи в плане конструктивных
образцов аффективного
поведения. Например, однажды де вушка,
на которую в семье все нападали, в очередной
раз опо здала на сессию. На этот раз ее
опоздание было встречено ти шиной. Психолог
придал этой тишине статус перемены. Не
обходимо проявлять внимание к возможным
изменениям аффекта на протяжении длительного
времени, так как аф фекты быстро не меняются.
31.Психологические закономерности эмоциональных отношений как основы семейной жизни.
32.Нарушения механизмов интеграции семьи.
Важным фактором интеграции семьи и согласования ее развития с развитием ее членов (их взаимной адаптации) являются устойчивые противоречия между ними. Основой оценки функционирования семьи оказывается не общая или индивидуальная удовлетворенность, не отсутствие конфликтов, не наличие или отсутствие трудностей в ее функционировании, а эффективность семейных механизмов интеграции семьи и личности. Из этого следует, что наиболее важной характеристикой семьи является то, как семья ведет себя перед лицом проблемы, столкнувшись с трудностью, с необходимостью перестроить свою жизнь и свои отношения. Семейной проблемой называется ситуация, в которой семье необходимо принять определенное решение, но принятие решения или его исполнение натыкается на серьезные препятствия.
Различают два типа решения семейных проблем. Решение, которое обеспечивает достаточно высокую степень интеграции потребностей индивида с его семьей на основе реструктурирования его позиции в семье, называют реинтегрирующим. Все другие решения называют дезинтегрирующими. Это может быть:
1. Отказ от решения (дезинтегрирующее – конфликтное). Супруги предпочитают продолжать борьбу за лидерство в семье.
2. Взаимная уступка (дезинтегрирующее – конформистское). Каждый из супругов до какой-то степени умеряет свои притязания на лидерство. В этом случае появляются двое относительно удовлетворенных, относительно недовольных членов семьи. Каждый получает только половину того, что ему нужно.
3. Отказ одного из супругов от притязаний на лидерство (дезинтегрирующее – ретритистское). Это решение удовлетворяет другого супруга, однако он оказывается перед новой проблемой: «что дать взамен» второму члену семьи, который вынужден подавить свое стремление к лидерству и, конечно, неудовлетворен. А если семья всегда решает проблемы таким образом, то основа семейной философии одного члена семьи – безграничное самопожертвование, а другого – вера в то, что одним своим присутствием в семье он уже делает всех счастливыми.
4. Прямая дезинтеграция. Никто из супругов не подчиняется другому. Каждый ведет себя так, как считает нужным. Семья в какой-то мере дезинтегрируется. Супруги не связывают друг друга, поддерживают только те взаимоотношения, которые не осложняются указанной проблемой. Основа жизненной философии в этом случае – вера в то, что важнее всего личная свобода и что ничто, в том числе и семья, не должно ее ограничивать.
Дезинтегрирующие решения – это отказ от попытки найти решение реинтегрирующее, в этом смысле все они – псевдорешения. Интеграция семьи, прежде всего, зависит от ее умения искать и находить реинтегрирующие решения.
Для того чтобы найти реинтегрирующее решение, требуется целая совокупность качеств:
1) установка на проблему. Как отдельные члены семьи и семья в целом отнесутся к проблемной ситуации? Здесь речь идет в первую очередь о том, понимают ли они, что перед ними именно проблема. Неспособность опознать проблемную ситуацию – явление довольно распространенное в семейной жизни. «Проблемная агнозия» (ситуация, когда семья имеет дело с проблемой и в то же время не распознает ее) – чрезвычайно распространенное явление;
2) информационное обеспечение решения проблемы. Это вторая стадия решения проблемы. 3) мотивационное обеспечение решения семейных проблем.
4) семейные эвристики – стратегии решения семейных проблем и их оценка в процессе решения.
Процесс принятия
решений в условиях любой малой
группы, в том числе семьи, осуществляется
через групповые механизмы и,
прежде всего, через формирование и
распределение ролей. Речь идет о
тех ролях, которые спонтанно
возникают в семье при поиске
решения самых различных
К семейным факторам, осложняющим процесс решения семейных проблем, относятся следующие:
1) отсутствие навыков группового решения проблем.
2) отношение к
процессу решения проблем: существует
не много социальных групп, где поощряется
самостоятельность. Значительно чаще
в качестве источника правильных решений
и жизненной мудрости рассматриваются
традиция, опыт старших, советы специалиста.
Многие семьи видят источник проблемы
в том, что они в чем-то отклонились от
нормального (в их представлении – наиболее
распространенного либо наиболее похвального)
поведения.
33.Семья и психологическая травматизация личности. Семья может вызвать нарушения психического здоровья, только воздействуя на личность и психические процессы ее членов. Нарушения семьи вызывают тяже лыеиндивидуальные психические переживания — психическую травму; развитием этой травмы или реакцией на нее является далее нервно-психическое расстройство индивида — члена семьи. Психическая травма — это прежде всего психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Психотравмирую-щее переживание — это состояние, сильно воздействующее на личность в силу выраженности (остроты), длительности либо повторяемости. Травмирующими являются не любые сильные или потрясающие пере живания, а лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии. Это состояния неудовлетворенности, тос ки, подавленности (субдепрессивные состояния), тревоги, страха, беспо койства, неуверенности, беспомощ ности (состояния фобического кру га), эмоциональная напряженность, а также сложные совокупности со стояний, возникающих при наличии внутреннего конфликта, столкнове ния индивида с непомерными пре пятствиями и трудностями.
Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида. Отсюда- их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций личности и далее психических нарушений. Ведущая роль семьи в возникнове нии патогенных ситуаций и психо-травмирующих переживаний обусловливается рядом обстоятельств:
1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни является единствен ной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые включен индивид. Семейные события гораздо в большей степени «принимаются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудо вой деятельности, соседских отноше ний и др.
2. Многосторонностью семейных отношений и их тесной взаимосвязью. Домашнее хозяйство, досуг, эмоциональные взаимоотношения, сексуаль но-эротическая сфера жизни семьи — все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т. е. у члена семьи при попытке избежать травматизацни возникает больше сложностей.
3. Особой открытостью и, следова ельно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, втом числе и трав-матизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее открыто.
Психические травмы семейной этиологии, как и любые другие, могут быть единичными и повторными, короткими и длительными. Длительность семейных отношений создает особенно благоприятные предпосылки для формирования пси хических травм, действующих дли тельно, повторяющихся часто и за кономерно.
Среди многочисленных
семейно-обусловленных
1)Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. это резкое расхождение меж ду осознаваемыми или неосознаваемыми ожиданиями индивида по отношению к семье и действительной жизнью семьи. Следствием этой патогенной ситуации является состояние фрустрации (осознаваемой или не осознаваемой), что приводит к различным психогенным заболеваниям.
2)«Семейная тревога».
Под «семей ной тревогой» понимаются состояния
нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой
тревоги у обоих или од ного из членов
семьи. Характерным признаком данного
типа тревоги яв ляется то, что она проявляется
сомне ниями, страхами,опасениями,
3)Семейно-обусловленное непосиль ное нервно-психическое и физическое напряжение. Чрезмерное нерв но-психическое напряжение является одним из основных психотравмиру-ющих переживаний. Источники перенапряжения: перенапряжение тормозного процесса, подвижности нервных процессов, столкновение противоположных процессов, или ошибка.
Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения ее члена несколькими способами:
1. Создавая для индивида ситуа ции постоянного психологического давления, трудного или даже безвы ходного положения. Примером по следнего может быть ситуация жены алкоголика, которую он держит в постоянном страхе.
2. Создавая препятствия для проявления членами семьи опреде ленных, чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения важных потребностей. Это, во-первых, могут быть чувства, несовместимые с роле выми представлениями члена семьи. Так, невестке может стоить огром ных усилий скрывать свою антипатию по отношению к свекрови, чувство протеста в связи с ее стремлением вмешаться во взаимоотношения с мужем.
3. Создавая или
поддерживая внутренний
4). Состояние вины,
связанное с семьей. Индивид в
этом случае чувствует себя (более
или менее осознанно) помехой
для окружаю щих, виновником (действительным
или мнимым) всех неудач, которые возникают
в семье, склонен воспри нимать отношение
других членов семьи как обвиняющее, укоряющее,
несмотря на то, что в действитель ности
оно таким и не является.