Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:09, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

вариант Шпора-служба.docx

— 30.27 Кб (Скачать документ)

В подобных учреждениях психолог прежде всего должен разрабатывать  и осуществлять такие развивающие  психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей и способствовали прогрессивному формированию их личности. В учреждениях интернатного типа все виды деятельности школьного  психолога имеют свою специфику. Так, психопрофилактика предусматривает  меры по адаптации воспитанников  к широкому социальному окружению  за пределами детского дома, школы-интерната. В процессе работы необходимо решать вопросы, которые обычно не встают так  остро перед психологами в  массовой школе:

♦  взаимоотношений воспитанников со взрослыми и сверстниками в массовой школе, с семьями учеников;

♦   взаимоотношений воспитанников с родителями и опекунами. Учитывая, что в современных детских домах и школах-интернатах мало сирот и многие воспитанники в той или иной форме сохраняют контакты с родительской семьей, необходимо содействовать тому, чтобы эти отношения носили плодотворный характер. Важно также способствовать оптимизации отношений ребенка с официальными опекунами;

♦  взаимоотношений воспитанников с шефами и представителями других организаций, оказывающих детскому учреждению интернатного типа помощь в воспитании детей;

♦  взаимоотношений воспитанников с местными жителями, непосредственным окружением детского учреждения интернатного типа;

♦  подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выхода из детского дома, школы-интерната;

♦  организации досуговой деятельности воспитанников.

 

6) понятие «Психокоррекция». Организация и методы психокоррекции.

Психокоррекция – целенаправленное изменение свойств и качеств личности, с целью укрепления или формирования необходимых психологических качеств, свойств, состояний и характеристик, приведение их показателей в соответствие с возрастной или иной нормой. Это означает внешнее, постороннее вмешательство, порой достаточно жесткое, в те или иные психические проявления человека.Психокоррекция рекомендуется и проводится в том случае, когда по результатам психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека.

Психологическая коррекция  предполагает организованное психологическое  воздействие на военнослужащих, имеющих  отклонения от социальной или психической  нормы с целью устранения неблагоприятных  психических образований и формирования у них качеств, необходимых для  военной службы. Программа коррекции  включает психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть планируется  и осуществляется специальными методами психологом полка (корабля 1ранга).

Педагогическая часть  осуществляется командирами (начальниками), их заместителями по воспитательной работе на основании рекомендаций психолога  полка (корабля 1ранга).

Рекомендации командирам, их заместителям по воспитательной работе должны быть конкретными и понятными.

Ответственность за обоснованность рекомендаций и их эффективность  несет психолог.

Осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях:

-«Делай как я!» (психолог берет ответственность на себя и предлагает довольно жесткую схему работы).

-«Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом).

-«Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя).

Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов  психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается в своей работе педагог-психолог.

При этом психокоррекционная деятельность в условиях образовательного учреждения предполагает неукоснительное  следование ряду требований:

- Психолог не имеет права осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

- Пространство коррекционных воздействий психолога образовательного учреждения ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.

-Педагог-психолог не имеет права на определение индивидуального хода психического развития ребенка посредством радикального коррекционного вмешательства.

-С детьми, вплоть до подросткового возраста, нельзя использовать гипнотические и суггестивные средства воздействия,  а также методы психокоррекции, неадаптированные к конкретному возрасту.

Основными формами психокоррекции выступают индивидуальные и групповые  занятия. Индивидуальная форма обусловлена  специфической направленностью  коррекционного влияния (трудности  в учебной деятельности, нарушения  поведения и дезадаптация), а так  же  наличием у ребенка трудностей в выстраивании межличностного общения. Цикл занятия может быть закрытым (количество занятий и дата из завершения строго фиксированы) и открытым (без  точного определения количества встреч и даты окончания занятий). При этом продолжительность занятий  и по горизонтали, и по вертикали (длительность каждого занятия и  всего цикла в целом) зависит  от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

Групповая психокоррекция зачастую бывает направлена на развитие коммуникативных  способностей (компетентности), на умение анализировать поведение и состояние  других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих людей. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, формируется способность  субъекта гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных  условиях и разных группах.

 

7) перспективный план работы псих.службы образования.

Вид  деятельности

Мероприятия

Класс

Сроки выполнения

Диагностика

1.Диагностика уровня готовности к обучению в школе.

1

 

Сентябрь-Октябрь

2.Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в среднем звене.

5

 

 

Ноябрь-декабрь

 

3.Профориентационная диагностика.

9-11

Март 

4.Диагностика уровня социально-психологической готовности к обучению в среднем звене школы.

4

 

 

Апрель 

 

 

5.Анкетирование родителей «Что в школе  плохо и что хорошо?» (с точки зрения здоровья)

01.11.13

В течение года

Развивающая и коррекционная  работа

1. Проведение адаптационных встреч «Новичок в средней школе».

5

 

Ноябрь-декабрь

2. Проведение коррекционных психологических игр для младших школьников: «Необитаемый остров», «Сказкотерапия».

1

 

 

 

Декабрь-февраль

 

 

3. Коррекционные игры для подростков «Ключи в мой внутренний мир», «Поговорим о застенчивости».

7,8

 

 

Январь-февраль

 

 

4. Психокоррекционная работа с учащимися, имеющими внутриличностные и межличностные проблемы.

4

В течение года

Консультирование 

1. Консультация классных руководителей по итогам диагностик.

2. Консультации родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей.

3. Консультационная работа с учащимися школы.

4. Консультирование педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия учащихся школы.

1-11

 

 

1-11

 

 

 

 

5-11

 

1-11

 В течение года

 

В течение года

 

 

 

В течение года

В течение года

Просветительская работа

1. Лектории для учителей:

«Особенности работы с детьми девиантного поведения»;

«Пути и формы формирования здорового образа жизни в классном коллективе».

2. Лектории для родителей:

«Основные проблемы адаптации ребёнка к школе»;

«Роль ребёнка в семье»;

«Подростковый кризис: его особенности».

3. Проведение психологических занятий по профориентации.

1-11

 

 

 

 

 

1-11

 

 

 

 

 

9-11

 

Ноябрь

 

Февраль

 

 

 

Октябрь

 

Февраль

Апрель 

 

В течение года

Экспертная работа

1. Участие в проектировании образовательной среды в школе.

2. Индивидуальная психологическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с детьми.

3. Участие в заседаниях Совета по профилактике правонарушений.

4. Психолого-педагогическая диагностика учащихся школы в рамках ПМПК.

5. Проведение коммуникативного тренинга с педагогическим коллективом школы.

В течение года

В течение года

 

В течение года

В течение года

В течение года

Организационно-методическая работа

1. Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, проведения психологического консультирования.

2. Участие в работе районного методического объединения педагов-психологов.

3. Участие в работе научно-практических семинаров, методического совета школы, педагогического совета школы.

4. Анализ и планирование деятельности.

В течение года

 

 

 

В течение года

В течение года

 

В течение года


 

8) функции педагога-психолога в ДОУ

 Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с  охраной физического и психического

  здоровья детей, с созданием условий,   которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают

  свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация  этих функций требует выполнения

  целого ряда связанных друг с другом видов  работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и

  персоналом  детского сада.

  Направления деятельности педагога-психолога:

  Диагностическая работа

  Проводится по запросу педагогов, родителей и в плановом порядке. Плановые диагностические мероприятия

  проводятся в определенные периоды учебного года, по итогам диагностики психолог готовит рекомендации для

  родителей и педагогов, организует развивающую работу. Совместно с автором запроса планирует работу по

  оказанию помощи ребенку.

  Развивающая работа

  Работа развивающего характера ориентирована на благополучно развивающихся детей. Проводится по запросу и

  по итогам психологической диагностики.

  Консультативная работа

  Консультирование родителей по проблемам воспитания и развития их детей. Организуется по запросу самих

  родителей или педагогов, итогам психологической диагностики.

  Работа с детьми

 Выявление уровня актуального психологического развития детей на различных этапах воспитания и развития;

 Оказание психологической помощи детям, имеющим проблемы в эмоцонально-волевой сфере.

 

9) научное основание психологической службы образования

Научным основанием психологической  службы образования являются фундаментальные  теоретические положения, разрабатываемые  в отечественной психологии. О  развитии и социальной природе психики  человека: психика человека (как  в филогенетическом, так и в  онтогенетическом отношении) является продуктом развития; психическое  развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством. Согласно этим теоретическим представлениям личность есть целостная психологическая  структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с  первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка. Развитие психики, следует рассматривать  не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят  в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся  новообразованиям.

 

10) структура психологической службы образования.

Психологическая служба образования  создается как единая система  в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны, Каждое звено этой системы имеет  свои четко определенные функции. Гарантией  эффективности деятельности психологической  службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений.

Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении  – детском саду, общеобразовательной  школе, гимназии, детском доме и др., осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода  к ним на протяжении всего периода  обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего  выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам  обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению проблем педагогов как  профессионалов.

Психологические кабинеты –  при районных, областных, городских (в зависимости от структуры органов  управления народного образования  в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образовательных  учреждений, контролируют и организуют их деятельность. Оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев, участвуют  в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних. Консультируют администрацию образовательных  учреждений по социально-психологическим  проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата  в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.

Центр психологической службы образования – головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах и  специалистов всех психологических  служб определенного региона. Центр  отвечает за научно-методическое и  научно-организационное обеспечение  этих служб, за профессиональный уровень  психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного  образования.

Центр состоит из двух основных отделов – индивидуальной помощи и психологического обеспечения  образовательных учреждений.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"