Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психология".
В подобных учреждениях психолог
прежде всего должен разрабатывать
и осуществлять такие развивающие
психопрофилактические и
♦ взаимоотношений воспитанников со взрослыми и сверстниками в массовой школе, с семьями учеников;
♦ взаимоотношений воспитанников с родителями и опекунами. Учитывая, что в современных детских домах и школах-интернатах мало сирот и многие воспитанники в той или иной форме сохраняют контакты с родительской семьей, необходимо содействовать тому, чтобы эти отношения носили плодотворный характер. Важно также способствовать оптимизации отношений ребенка с официальными опекунами;
♦ взаимоотношений воспитанников с шефами и представителями других организаций, оказывающих детскому учреждению интернатного типа помощь в воспитании детей;
♦ взаимоотношений воспитанников с местными жителями, непосредственным окружением детского учреждения интернатного типа;
♦ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выхода из детского дома, школы-интерната;
♦ организации досуговой деятельности воспитанников.
6) понятие «Психокоррекция». Организация и методы психокоррекции.
Психокоррекция – целенаправленное изменение свойств и качеств личности, с целью укрепления или формирования необходимых психологических качеств, свойств, состояний и характеристик, приведение их показателей в соответствие с возрастной или иной нормой. Это означает внешнее, постороннее вмешательство, порой достаточно жесткое, в те или иные психические проявления человека.Психокоррекция рекомендуется и проводится в том случае, когда по результатам психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека.
Психологическая коррекция
предполагает организованное психологическое
воздействие на военнослужащих, имеющих
отклонения от социальной или психической
нормы с целью устранения неблагоприятных
психических образований и
Психологическая часть планируется и осуществляется специальными методами психологом полка (корабля 1ранга).
Педагогическая часть осуществляется командирами (начальниками), их заместителями по воспитательной работе на основании рекомендаций психолога полка (корабля 1ранга).
Рекомендации командирам, их заместителям по воспитательной работе должны быть конкретными и понятными.
Ответственность за обоснованность рекомендаций и их эффективность несет психолог.
Осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях:
-«Делай как я!» (психолог берет ответственность на себя и предлагает довольно жесткую схему работы).
-«Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом).
-«Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя).
Психокоррекционная работа
проводится в двух основных формах
— групповой и индивидуальной.
Программа психокоррекции составляется,
как правило, на основе результатов
психодиагностического
При этом психокоррекционная деятельность в условиях образовательного учреждения предполагает неукоснительное следование ряду требований:
- Психолог не имеет права осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.
- Пространство коррекционных воздействий психолога образовательного учреждения ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.
-Педагог-психолог не имеет права на определение индивидуального хода психического развития ребенка посредством радикального коррекционного вмешательства.
-С детьми, вплоть до подросткового возраста, нельзя использовать гипнотические и суггестивные средства воздействия, а также методы психокоррекции, неадаптированные к конкретному возрасту.
Основными формами психокоррекции
выступают индивидуальные и групповые
занятия. Индивидуальная форма обусловлена
специфической направленностью
коррекционного влияния (трудности
в учебной деятельности, нарушения
поведения и дезадаптация), а так
же наличием у ребенка трудностей
в выстраивании межличностного общения.
Цикл занятия может быть закрытым
(количество занятий и дата из завершения
строго фиксированы) и открытым (без
точного определения количества
встреч и даты окончания занятий).
При этом продолжительность занятий
и по горизонтали, и по вертикали
(длительность каждого занятия и
всего цикла в целом) зависит
от многих факторов как организационного,
так и содержательного
Групповая психокоррекция зачастую
бывает направлена на развитие коммуникативных
способностей (компетентности), на умение
анализировать поведение и
7) перспективный план работы псих.службы образования.
Вид деятельности |
Мероприятия |
Класс |
Сроки выполнения |
Диагностика |
1.Диагностика уровня готовности к обучению в школе. |
1
|
Сентябрь-Октябрь |
2.Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в среднем звене. |
5
|
Ноябрь-декабрь
| |
3.Профориентационная диагностика. |
9-11 |
Март | |
4.Диагностика уровня социально-психологической готовности к обучению в среднем звене школы. |
4
|
Апрель
| |
5.Анкетирование родителей «Что в школе плохо и что хорошо?» (с точки зрения здоровья) |
01.11.13 |
В течение года | |
Развивающая и коррекционная работа |
1. Проведение адаптационных встреч «Новичок в средней школе». |
5
|
Ноябрь-декабрь |
2. Проведение коррекционных психологических игр для младших школьников: «Необитаемый остров», «Сказкотерапия». |
1
|
Декабрь-февраль
| |
3. Коррекционные игры для подростков «Ключи в мой внутренний мир», «Поговорим о застенчивости». |
7,8
|
Январь-февраль
| |
4. Психокоррекционная работа с учащимися, имеющими внутриличностные и межличностные проблемы. |
4 |
В течение года | |
Консультирование |
1. Консультация классных руководителей по итогам диагностик. 2. Консультации родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей. 3. Консультационная работа с учащимися школы. 4. Консультирование педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия учащихся школы. |
1-11
1-11
5-11
1-11 |
В течение года
В течение года
В течение года В течение года |
Просветительская работа |
1. Лектории для учителей: «Особенности работы с детьми девиантного поведения»; «Пути и формы формирования здорового образа жизни в классном коллективе». 2. Лектории для родителей: «Основные проблемы адаптации ребёнка к школе»; «Роль ребёнка в семье»; «Подростковый кризис: его особенности». 3. Проведение психологических занятий по профориентации. |
1-11
1-11
9-11 |
Ноябрь
Февраль
Октябрь
Февраль Апрель
В течение года |
Экспертная работа |
1. Участие в проектировании образовательной среды в школе. 2. Индивидуальная психологическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с детьми. 3. Участие в заседаниях Совета по профилактике правонарушений. 4. Психолого-педагогическая диагностика учащихся школы в рамках ПМПК. 5. Проведение коммуникативного тренинга с педагогическим коллективом школы. |
В течение года В течение года
В течение года В течение года В течение года | |
Организационно-методическая работа |
1. Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, проведения психологического консультирования. 2. Участие в работе районного методического объединения педагов-психологов. 3. Участие в работе научно-практических семинаров, методического совета школы, педагогического совета школы. 4. Анализ и планирование деятельности. |
В течение года
В течение года В течение года
В течение года |
8) функции педагога-психолога в ДОУ
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического
здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают
свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения
целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и
персоналом детского сада.
Направления деятельности педагога-психолога:
Диагностическая работа
Проводится по запросу педагогов, родителей и в плановом порядке. Плановые диагностические мероприятия
проводятся в определенные периоды учебного года, по итогам диагностики психолог готовит рекомендации для
родителей и педагогов, организует развивающую работу. Совместно с автором запроса планирует работу по
оказанию помощи ребенку.
Развивающая работа
Работа развивающего характера ориентирована на благополучно развивающихся детей. Проводится по запросу и
по итогам психологической диагностики.
Консультативная работа
Консультирование родителей по проблемам воспитания и развития их детей. Организуется по запросу самих
родителей или педагогов, итогам психологической диагностики.
Работа с детьми
Выявление уровня актуального психологического развития детей на различных этапах воспитания и развития;
Оказание психологической помощи детям, имеющим проблемы в эмоцонально-волевой сфере.
9) научное основание психологической службы образования
Научным основанием психологической
службы образования являются фундаментальные
теоретические положения, разрабатываемые
в отечественной психологии. О
развитии и социальной природе психики
человека: психика человека (как
в филогенетическом, так и в
онтогенетическом отношении) является
продуктом развития; психическое
развитие происходит в процессе присвоения
социального опыта, накопленного человечеством.
Согласно этим теоретическим представлениям
личность есть целостная психологическая
структура, формирующаяся в процессе
жизни человека на основе усвоения
им общественных форм сознания и поведения.
Становление личности начинается с
первых минут жизни и идет вместе
с психическим развитием
10) структура психологической службы образования.
Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны, Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений.
Детский практический психолог
работает в конкретном учебном заведении
– детском саду, общеобразовательной
школе, гимназии, детском доме и др.,
осуществляя психологическое
Психологические кабинеты –
при районных, областных, городских
(в зависимости от структуры органов
управления народного образования
в конкретном регионе) ведут непосредственную
работу с психологами образовательных
учреждений, контролируют и организуют
их деятельность. Оказывают методическую
и иную профессиональную помощь, пропагандируют
психолого-педагогические знания, проводят
психодиагностику и психокоррекцию
особо сложных случаев, участвуют
в работе медико-психолого-
Центр психологической службы
образования – головная организация,
руководящая деятельностью
Центр состоит из двух основных отделов – индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.