Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психология".
Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне - отдел психологической службы Министерства образования России.
11) положение о школьной психологической службе (Дубровина)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью «улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, выявление их интересов и склонностей, своевременно изучать причины отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути их устранения». Опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет причины выявленных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, формированию социально активной, идейно убежденной личности.
2. Школьный психолог осуществляет свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, и в соответствии с запросами администрации школы, учителей, родителей, самих учащихся.
3. В решении всех проблем психолог исходит прежде всего из интересов школьника, задачи его всестороннего и гармоничного развития.
4. Психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией школы. Для эффективной работы службы существенным является знакомство педагога с психологической проблематикой, что позволяет ему в каждом случае правильно поставить перед психологом задачу. От психолога, в свою очередь, требуется хорошая осведомленность в вопросах педагогики и дидактики, теории воспитания. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к учащемуся, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными школьниками, и с детским коллективом в целом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы службы.
5. Деятельность школьной психологической службы ориентирована преимущественно на учащихся. Работа с администрацией школы, членами педагогического коллектива, родителями подчинена этой основной задаче.
6. Деятельность школьной психологической службы направлена не только на диагностику психологических причин тех или иных особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, но и на профилактику и устранение различного рода нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия школьного психолога в коррекции выявленных отклонений.
7. Психологическую службу в школе осуществляют специалисты, получившие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, должны пройти специальное обучение и приобрести соответствующую квалификацию. Квалификация школьного психолога подтверждается документом высшего учебного заведения.
12) основные направления психологической службы
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – это:
выявление и разрешение конфликтных ситуаций
оказание помощи в решении личных проблем
развитие межличностных отношений
ПСИХОДИАГНОСТИКА – это:
возможность получить точную
научно-обоснованную информацию о себе,
своих потенциальных и
ТРЕНИНГ – это:
решение личностных психологических проблем
формирование эффективных коммуникативных умений
коррекция личностных качеств и умений
помощь в саморазвитии и самовоспитании и т.д.
ИНФОРМАЦИОННО-
Организация лекций и информативных семинаров, направленных на повышение психологической грамотности, специальная организация свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование.
КОРРЕЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:
решение личностных психологических проблем
формирование эффективных коммуникативных умений
коррекция личностных качеств и умений
помощь в саморазвитии и самовоспитании.
13) психолого-медико-педгогическая консультация: цель,задачи и содержание работы
Основной целью организации
федеральной психолого-медико-
Федеральная ПМПК решает следующие задачи:
- создание нормативных документов для региональной ПМПК(С);
- научно-методическое обеспечение работы региональных ПМПК(С) по решению проблем социализации детей-сирот исходя из конкретных условий региона;
- участие в разработке федеральной стратегии в области призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка методических подходов к проведению в жизнь федеральной стратегии в области призрения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения;
- помощь в решении сложных или не разрешаемых в местных условиях социально-юридических вопросов, касающихся адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав, разрешения конфликтных ситуаций, проблем постинтернатной адаптации воспитанников сиротских учреждении и т.п.;
- участие в организации и использовании в методических целях Федеральной информационной службы помощи детям, оставшимся без родительского попечения;
- осуществление профессиональной подготовки и переподготовки кадров ПМПК.
Федеральная ПМПК организуется по тому же принципу, что и региональные, как межведомственная структура, находящаяся в подчинении у федеральной исполнительной власти.
Во главе федеральной
ПМПК стоит высококвалифицированный
специалист, имеющий большой научно-
Структура федеральной ПМПК
включает психолого-дефектологическую,
медицинскую, социально-юридическую, методическую,
информационную службы, возглавляемые
соответствующими специалистам. Федеральная
ПМПК на договорных началах использует
центральные клиники для
14) психологическая диагностика
Психологическая диагностика
представляет собой углубленное
психолого-педагогическое изучение обучающихся
на протяжении всего периода обучения,
определение индивидуальных особенностей
и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения и
воспитания, в профессиональном самоопределении,
а также выявление причин и
механизмов нарушений в обучении,
развитии, социальной адаптации. Психологическая
диагностика проводится специалистами
как индивидуально, так и с
группами обучающихся. Данный вид работы
проводится два раза в год. Динамика
психического развития детей отслеживается
на протяжении всех лет обучения. Результаты
коррекционно-диагностической
- изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
- проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;
- выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;
- выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
- психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
15) положение о психолого-медико-
Общие положения
Психолого-медико-
Порядок и условия создания ПМПК определяются Советами Министров республик из расчета одна консультация на 120 тыс. детей в возрасте до 18 лет.
Психолого-медико-
Основные задачи
Основными задачами ПМПК являются:
1. Проведение психолого-медико-
2. Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении для направления их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения.
3. Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности пребывания в нем ребенка.
4. Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам несовершеннолетних по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащих направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения.
5. Проведение разъяснительной
работы среди населения, работников учреждений
народного образования, здравоохранения,
социального обеспечения о необходимости
более полного выявления детей и подростков
с отклонениями в развитии с целью оказания
им квалифицированной психолого-медико-
6. Создание банка данных о количестве детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы предложений о рациональном развитии сети специальных учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе народного образования, социального обеспечения, здравоохранения.
7. Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного и динамического их изучения.
В своей работе консультанты ПМПК руководствуются принципами гуманного отношения к ребенку, всестороннего комплексного обследования его с учетом индивидуальных особенностей развития.
Состав и организация работы ПМПК
В состав ПМПК входят консультанты-специалисты: консультанты-психологи, консультанты-дефектологи (по логопедии, олигофренопедагогике и др.), консультанты-врачи (по психиатрии, невропатологии, отоларингологии и др.).
Для консультации могут привлекаться консультанты-специалисты на условиях почасовой оплаты труда.
Структура и штаты ПМПК определяются учредителями в зависимости от местных условий.
ПМПК осуществляет работу непосредственно в помещении консультации и в учебно-воспитательных учреждениях, расположенных в зоне ее действия.
ПМПК проводит свою работу
в сотрудничестве с органами народного
образования, здравоохранения, социального
обеспечения, инспекциями по делам
несовершеннолетних, а также с
общественными организациями
Направление детей и подростков на консультацию осуществляется по инициативе учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при предъявлении следующих документов:
1) свидетельство о рождении ребенка;
2) подробная выписка из истории развития (болезни) ребенка;
3) подробная характеристика детей, воспитывающихся в детских учреждениях;
4) тетради с работами по родному языку, математике, рисунки детей, обучающихся в школе.
Обследование детей и подростков осуществляется только в присутствии родителей (лиц, их заменяющих).
На основании данных обследования ребенка консультантами ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и принимается коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству.