Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:09, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

вариант Шпора-служба.docx

— 30.27 Кб (Скачать документ)

Руководящим органом психологической  службы образования выступает отдел  психологической службы органов (или  психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне - отдел  психологической службы Министерства образования России.

 

11) положение о школьной психологической службе (Дубровина)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью «улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, выявление их интересов и склонностей, своевременно изучать причины отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути их устранения». Опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет причины выявленных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, формированию социально активной, идейно убежденной личности.

2. Школьный психолог осуществляет свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, и в соответствии с запросами администрации школы, учителей, родителей, самих учащихся.

3. В решении всех проблем психолог исходит прежде всего из интересов школьника, задачи его всестороннего и гармоничного развития.

4. Психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией школы. Для эффективной работы службы существенным является знакомство педагога с психологической проблематикой, что позволяет ему в каждом случае правильно поставить перед психологом задачу. От психолога, в свою очередь, требуется хорошая осведомленность в вопросах педагогики и дидактики, теории воспитания. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к учащемуся, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными школьниками, и с детским коллективом в целом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы службы.

5. Деятельность школьной психологической службы ориентирована преимущественно на учащихся. Работа с администрацией школы, членами педагогического коллектива, родителями подчинена этой основной задаче.

6. Деятельность школьной психологической службы направлена не только на диагностику психологических причин тех или иных особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, но и на профилактику и устранение различного рода нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия школьного психолога в коррекции выявленных отклонений.

7. Психологическую службу в школе осуществляют специалисты, получившие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, должны пройти специальное обучение и приобрести соответствующую квалификацию. Квалификация школьного психолога подтверждается документом высшего учебного заведения.

 

12) основные направления психологической службы

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – это:

выявление и разрешение конфликтных  ситуаций

оказание помощи в решении  личных проблем

развитие межличностных  отношений

 ПСИХОДИАГНОСТИКА – это:

возможность получить точную научно-обоснованную информацию о себе, своих потенциальных и профессиональных способностях, личностных характеристиках, индивидуальных особенностях и т.д.

ТРЕНИНГ – это:

решение личностных психологических  проблем

формирование эффективных  коммуникативных умений

коррекция личностных качеств  и умений

помощь в саморазвитии и самовоспитании и т.д.

 ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:

Организация лекций и информативных  семинаров, направленных на повышение  психологической грамотности, специальная  организация свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование.

 КОРРЕЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:

решение личностных психологических  проблем

формирование эффективных  коммуникативных умений

коррекция личностных качеств  и умений

помощь в саморазвитии и самовоспитании.

 

13) психолого-медико-педгогическая консультация: цель,задачи и содержание работы

Основной целью организации  федеральной психолого-медико-педагогической консультации является консультативно-методическая поддержка деятельности региональных ПМПК(С).

Федеральная ПМПК решает следующие  задачи:

-       создание нормативных документов для региональной ПМПК(С);

-       научно-методическое обеспечение работы региональных ПМПК(С) по решению проблем социализации детей-сирот исходя из конкретных условий региона;

-       участие в разработке федеральной стратегии в области призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-       разработка методических подходов к проведению в жизнь федеральной стратегии в области призрения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения;

-       помощь в решении сложных или не разрешаемых в местных условиях социально-юридических вопросов, касающихся адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав, разрешения конфликтных ситуаций, проблем постинтернатной адаптации воспитанников сиротских учреждении и т.п.;

-       участие в организации и использовании в методических целях Федеральной информационной службы помощи детям, оставшимся без родительского попечения;

-       осуществление профессиональной подготовки и переподготовки кадров ПМПК.

Федеральная ПМПК организуется по тому же принципу, что и региональные, как межведомственная структура, находящаяся  в подчинении у федеральной исполнительной власти.

Во главе федеральной  ПМПК стоит высококвалифицированный  специалист, имеющий большой научно-практический опыт работы в сфере помощи детям-сиротам  и детям, оставшимся без родительского  попечения.

Структура федеральной ПМПК включает психолого-дефектологическую, медицинскую, социально-юридическую, методическую, информационную службы, возглавляемые  соответствующими специалистам. Федеральная  ПМПК на договорных началах использует центральные клиники для общемедицинского и психиатрического обследования воспитанников  сиротских учреждений в сложных  диагностических случаях.

 

14) психологическая диагностика

Психологическая диагностика  представляет собой углубленное  психолого-педагогическое изучение обучающихся  на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных  возможностей в процессе обучения и  воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и  механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая  диагностика проводится специалистами  как индивидуально, так и с  группами обучающихся. Данный вид работы проводится два раза в год. Динамика психического развития детей отслеживается  на протяжении всех лет обучения. Результаты коррекционно-диагностической деятельности заносятся в индивидуальную карту  развития.

- изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;

- проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;

- выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;

- выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;

- психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

 

15) положение о психолого-медико-психологической консультации.

Общие положения

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) создается для  выявления, учета, диагностики детей  и подростков с отклонениями в  развитии, отбора их в специальные  учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с недостатками в  развитии. Консультация является межведомственной, постоянно действующей.

Порядок и условия создания ПМПК определяются Советами Министров  республик из расчета одна консультация на 120 тыс. детей в возрасте до 18 лет.

Психолого-медико-педагогическая консультация является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба республики или Союза ССР в зависимости  от подчиненности, а также вывеску  установленного образца

Основные задачи

Основными задачами ПМПК являются:

1. Проведение психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства.

2. Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении для направления их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения.

3. Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности пребывания в нем ребенка.

4. Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам несовершеннолетних по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащих направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения.

5. Проведение разъяснительной работы среди населения, работников учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения о необходимости более полного выявления детей и подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи.

6. Создание банка данных о количестве детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы предложений о рациональном развитии сети специальных учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе народного образования, социального обеспечения, здравоохранения.

7. Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного и динамического их изучения.

В своей работе консультанты ПМПК руководствуются принципами гуманного  отношения к ребенку, всестороннего  комплексного обследования его с  учетом индивидуальных особенностей развития.

Состав и организация  работы ПМПК

В состав ПМПК входят консультанты-специалисты: консультанты-психологи, консультанты-дефектологи (по логопедии, олигофренопедагогике и  др.), консультанты-врачи (по психиатрии, невропатологии, отоларингологии и  др.).

Для консультации могут привлекаться консультанты-специалисты на условиях почасовой оплаты труда.

Структура и штаты ПМПК определяются учредителями в зависимости  от местных условий.

ПМПК осуществляет работу непосредственно в помещении  консультации и в учебно-воспитательных учреждениях, расположенных в зоне ее действия.

ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве с органами народного  образования, здравоохранения, социального  обеспечения, инспекциями по делам  несовершеннолетних, а также с  общественными организациями данного  региона (фондами, ассоциациями и др.).

Направление детей и подростков на консультацию осуществляется по инициативе учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при предъявлении следующих документов:

1) свидетельство о рождении ребенка;

2) подробная выписка из истории развития (болезни) ребенка;

3) подробная характеристика детей, воспитывающихся в детских учреждениях;

4) тетради с работами по родному языку, математике, рисунки детей, обучающихся в школе.

Обследование детей и  подростков осуществляется только в  присутствии родителей (лиц, их заменяющих).

На основании данных обследования ребенка консультантами ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и принимается  коллегиальное решение о форме  организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка  с учетом его психофизических  возможностей и индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"