Шпаргалки по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:52, доклад

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

psikhologia_i_pedagogika (2).docx

— 99.17 Кб (Скачать документ)

Периферический отдел  — все органы чувств (глаз, ухо, нос, кожа), а также специальные рецепторные  аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах).

Человек имеет довольно много  всевозможных органов чувств и соответствующих  им ощущений. Они отличаются друг от друга таким важным свойством, как  модальность. Модальность — это  специфическая субъективная окраска, которая характерна для каждого  ощущения. В зависимости от модальности различают следующие группы ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, болевые, двигательные, органические, статические и вибрационные. Охарактеризуем их:

1 Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на сетчатку глаза, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

2. Слуховые ощущения (дистантные). Благодаря этому виду ощущений человек способен слышать речь, имеет возможность общаться. Раздражители — звуковые волны. Слуховые ощущения отражают высоту звука, громкость, тембр. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам — речевые, музыкальные, шум.

3. Кожные ощущения (контактные). В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная(ощущение холода и тепла), болевая.

4. Статистические ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

5.  Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды.

6.  Обонятельные ощущения (дистантные) отражают запахи окружающих предметов.

7.  Вкусовые ощущения(контактные) вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде.

8.Особое место и роль в жизнедеятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

В зависимости от функционального  назначения ощущения подразделяются на три группы: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Рецепторы могут находиться непосредственно на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Промежуточное положение занимают проприоцепторы, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой находящиеся в мышцах и связках.

Ощущения обладают некоторыми важными свойствами, знание которых  имеет большое значение для понимания  многих жизненных ситуаций и явлений. Кроме модальности к ним относятся  энергетические параметры, временные  характеристики, адаптация, сенсибилизация и синестезия. Рассмотрим их более подробно.

Минимальное различение между  двумя раздражителями, вызывающие едва заметное различение ощущений, называется порогом различения.

Латентный период — промежуток времени, через который возникает  ощущение. Изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражителя называется адаптацией.

Сенсибилизация — это  повышение чувствительности под  влиянием взаимодействия ощущений и  упражнений (развитие слуха у детей  с помощью упражнений). Ощущения одной модальности могут изменяться под влиянием раздражения других органов чувств.

Это происходит в результате взаимодействия ощущений(например,зрительная чувствительность повышается под влиянием некоторых обонятельных раздражителей).

Восприятие

Восприятие — это психический  познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений  объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. На основе восприятия у человека формируется субъективный образ объекта.

Восприятие — результат  деятельности системы анализаторов.

Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением  от несуществующих. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Наиболее активный период его формирования — первые годы жизни и дошкольный возраст.

Закономерность объективного восприятия заключается в том, что  одну и ту же информацию люди воспринимают по разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д.

Восприятие обладает такими свойствами, как:

1.     Целостность  - восприятие есть всегда целостный  образ предмета. Восприятие формируется  в процессе практической деятельности.

2.     Константность  — благодаря константности мы  воспринимаем окружающие предметы  как относительно постоянные  по форме, цвету, величине и  т.д. Источником константности  восприятия являются активные  действия перцептивной системы. 

3.     Структурность  восприятия. Восприятие не является  простой суммой ощущений. Мы воспринимаем  фактически абстрагированную из  этих ощущений обобщенную структуру. 

4.     Осмысленность(категориальность) восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5.     Избирательность  восприятия проявляется преимущественным  выделением одних объектов по  сравнению с другими. 

6.     Адекватность  восприятия измеряется мерой  соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации.

7.     Восприятие  всегда часть определенной деятельности. Поэтому оно активно в своей сущности.

8.     Предметность. Благодаря предметности субъект  может полагаться на свои образы  и адекватно вести себя в  тех или иных предметных ситуациях.  Предметность — это свойство  образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету.

9.     Зависимость  восприятия от содержания психической  жизни человека, от особенностей  его личности носит название апперцепции.

Восприятие — это сложный  и многомерный психический процесс. Поэтому существует несколько его  классификаций по различным основаниям:

1.     по ведущему  органу чувств в формировании  субъективного образа (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое);

2.     в зависимости  от содержания и особенностей  воспринимаемой реальности (восприятие  пространства, восприятие времени,  восприятие движения, восприятие  пространства)

3.     в зависимости  от способа актуализации (произвольное и непроизвольное). Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели (что-то воспринять, заметить, обнаружить. Формируется такой вид восприятия в период младшего школьного возраста. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно, стихийно.

4.     Восприятие  является одним из инструментов  обеспечения социального бытия  человека: общения и предметной  деятельности. В соответствии с  этим выделяют восприятие социальное  и предметное. Социальное восприятие  является одним из структурных  компонентов общения. На его  основе происходит ориентировка  субъекта в элементах внешнего  физического облика другого человека, во всех внешних проявлениях  его внутренней психологической  сущности. Предметное восприятие  включено в структуру предметно-практической  деятельности человека. Оно позволяет  субъекту ориентироваться в свойствах  тех объектов, на которые направлена его деятельность.

Внимание

 Внимание — это  направленность и сосредоточенность  сознания на каком-то реальном  или идеальном объекте, предполагающее  повышение уровня сенсорной, интеллектуальной  или двигательной активности индивида.

Внимание - глубоко личностный процесс. Внимание нельзя отнести ни к познавательным, ни к эмоциональным, ни к волевым процессам. Оно является универсальным психическим процессом.

Внимание обладает рядом  свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость, распределением, объемом.

1.       Концентрация. Это показатель степени сосредоточенности  сознания на определенном объекте,  интенсивности связи с ним.  Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный  центр (фокус) всей психологической  активности человека. Концентрация  зависит от значимости для  субъекта предмета внимания и его психического состояния.

2.       Интенсивность  внимания — это качество, определяющее  эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания  в целом. Чем больше интерес  к деятельности (чем больше осознание  ее значения) и чем труднее  деятельность(чем она менее знакома человеку), чем больше внимания отвлекающих раздражителей, тем более интенсивней будет внимание.

3.       Устойчивость. Способность длительное время  поддерживать высокие уровни  концентрированности и интенсивности  внимания. Определяется типом нервной  системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности,  личные интересы), а также внешними  условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается  не только новизной поступающих  стимулов, но и их повторением.  Устойчивость внимания связана  динамическими характеристиками  его: колебаниями и переключаемостью. Колебания — периодические кратковременные  непроизвольные изменения степени  интенсивности внимания.

4.       Объем  внимания — показатель количества  однородных стимулов, находящихся  в фокусе внимания (у взрослого  5-7 объектов, у ребенка не более  2-3). Объем внимания зависит не  только от генетических факторов  и от возможностей кратковременной  памяти индивида. Имеет значение  также характеристика объектов (однородность, взаимосвязи) и профессиональные  навыки самого субъекта. Объем  внимания является изменчивой величиной.

5.       Распределение  внимания определяется способностью  человека одновременно выполнять  несколько действий, рассредоточивая  свое внимание между ними, способность  контролировать несколько независимых  объектов. Распределение внимания  зависит от психического и  физиологического состояния человека. При утомлении область его  распределения обычно сужается. Распределения внимания очень  важно в деятельности, которая  предполагает выполнение одновременно нескольких действий.

6.       Переключение  — это процесс преднамеренного  перемещения внимания с одного объекта на другой.

В зависимости от активности человека в организации внимания различают несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание — это сосредоточенность сознания на объекте в силу особенности  этого объекта как раздражителя. Оно не связано с участием воли и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к  данному объекту. К причинам вызывающим непроизвольное внимание, относят интенсивность  и экстенсивность раздражителя, длительность и прерывистость.

Произвольное внимание подчинено  воле человека. Процесс удержания  внимания на чем-либо (или ком-либо) и переключение его с одного объекта  на другой осуществляется не стихийно, а преднамеренно. При этом человек  ставит перед собой цель, использует специальные приемы, прилагает определенные волевые усилия. Необходимость в  произвольном внимании возникает в  ситуациях, когда субъект должен выполнять деятельность, объект, которой  не вызывает непосредственного интереса и не обладает свойствами, привлекающими  непроизвольное внимание. Произвольное внимание по происхождению и по сущности не природно, а социально. Это внимание является более сложным, чем непроизвольное. Оно формируется у ребенка на протяжении младшего школьного возраста.

Послепроизвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, для выполнения которой было задействовано произвольное внимание, по мере углубления в нее захватывает и увлекает человека. В дальнейшем отпадает необходимость в произвольном удержании внимания.

Память

Память — одна из психических  функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать  и воспроизводить информацию. Способность  длительно хранить информацию о  событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации  последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается  Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Процессы  памяти

Запоминание — это процесс  памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов  ощущений, восприятие, мышления или  переживания в систему ассоциативных  связей.

Хранение — процесс  накопления материала в структуре  памяти, включающий его переработку  и усвоение.

Воспроизведение и узнавание  — процесс актуализации элементов  прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

Если в процессе воспроизведения  возникают затруднения, то идёт процесс  припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено  в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности  воспроизведения, а иногда даже узнавания  ранее запомненного. Наиболее часто  забывается то, что незначимо.

Классификация видов памяти

Существуют различные  типологии памяти:

по сенсорной модальности  — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии"