Шпаргалки по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:52, доклад

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

psikhologia_i_pedagogika (2).docx

— 99.17 Кб (Скачать документ)

Его примитивность заключается  не в том, что реплики просты, а  в том, что за ними нет глубокого  смысла, содержания. Иногда это уровень  обозначают как конвенциональный (конвенция — «соглашение»).

Следующий уровень общения  — информационный. Происходит обмен  интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов  активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень  общения носит обычно стимулирующий  характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при  встрече старых друзей. Личностный уровень общения характеризует  такое взаимодействие, при котором  субъекты способны к самому глубокому  самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое  общение, которое нацелено на активацию  позитивного отношения самих  субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др. Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

1. Психологические функции  обусловливают развитие человека  как индивида и личности.

В условиях общения многие психические процессы протекают  иначе, чем в условиях изолированной  индивидуальной деятельности.

 

Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная  деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции  детерминируют развитие общества  как социальной системы и развитие  групп как составных единиц  этой системы.

Интеграция общества возможна только при условии наличия общения  во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции  определяют многочисленные связи  между человеком и миром в  самом широком смысле слова;

между различными социальными  группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении  о взаимосвязи человека с обществом  и миром в соответствии с простой  моделью отношений: человек —  деятельность — общество.

 

2. Разновидности восприятия  и взаимодействия объектов общения

Понятие «коммуникация» связано  с информационными обменами, которые  происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация — это  акт и процесс установления контактов  между субъектами взаимодействия посредством  выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Действия, целью которых  является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей  коммуникации выступает достижение со-

циальной общности. Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

 

В более широком философском  смысле коммуникация рассматривается  как социальный процесс, связанный  либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо с передачей  содержания от одного сознания к другому  посредством знаковых систем.

Социологический аспект понимания  коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира.

Данное понятие часто  употребляется применительно к  различным средствам массовой передачи информации (средствам массовой коммуникации).

Их широкое распространение  и влияние почти на каждого  человека породили понятие общего информационного  поля, в котором живут современные  люди. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение  информации посредством технических  средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей. Коммуникация выступает как особая функция общения, про-

являющаяся в передаче и принятии информации.

Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.

Человек, передающий информацию, — коммуникатор, человек, воспринимающий ее, — реципиент. В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят  от одного к другому.

Однако существуют такие  ситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени.

Информационный обмен  — глобальное явление, выходящее  за пределы простого человеческого  общения.

Однако специфика именно межличностного информационного обмена значительна.

Она определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных  барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных  уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.

Сущность процесса психологической  обратной связи состоит в необходимости  субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых  вопросов во время общения.

Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует.

Интерпретация зависит не только от самой информации, но и  от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д.

Общение — это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Все средства общения делятся  на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55%.

Между вербальными и невербальными  средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному  — отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение  человека неразрывно связано с его  психическими состояниями и служит средством их выражения. Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

 

Разработаны различные классификации  невербальных средств общения, к  которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения. Наиболее значимы  кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении.

К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке. Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Характеристики голоса относят  к просодическим и экстралинг вистическим явлениям.

Просодика — это общее  название таких ритмико-интонационных  сторон речи, как высота, громкость  голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система  — это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения.

Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Xолл, который ввел сам термин «проксемика», перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация

партнеров в момент общения  и дистанция между ними.

Э. Холл описал нормы приближения  человека к человеку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями: 1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких  людей;

2) персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми;

3) социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

4) публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции  общения воспринимается негативно.

 

8. Деятельность  как психосоциальное явление.

Человек в повседневной жизни  проявляет немалую активность, являясь  созидателем и творцом, независимо от его вида деятельности. Не проявляя активность, невозможно приобрести все  богатство духовной жизни. С помощью  деятельности раскрываются глубины  чувств и ума, силы воли и воображения, черт характера и воображения. Понятие  деятельности в психологии раскрывает социальную категорию, раскрывающую познание и закономерности окружающей природы. Человек, выступая в качестве личности, должен ставить цели и осознавать мотивы для побуждения к активности. Принцип единства деятельности и  сознания объединяет ряд осознанных теоретических положений. Сознание содержит объекты и стороны любой  познаваемой деятельности. Таким  образом, получается, что структура  и содержание самого сознания напрямую взаимосвязаны с деятельностью. Каждый вид деятельности несомненно связан с активными движениями, являющимися физиологической функцией живых организмов. Одними из наиболее ранних проявляются двигательная и моторная функции.

Физиологическая основа позволяет  делить все движения на две группы: врожденные и приобретенные, поскольку  часть движений мы приобретаем с  рождения, а часть – при получении  жизненного опыта. Умственная деятельность начинает развиваться с младенческого  возраста, поскольку человек, перед  желанием что-либо сделать, продумывает  действия, планирует и зачастую оперирует  речевыми символами и образами. Отсюда ясно, что внешняя деятельность зависит  от умственной деятельности и контролируется внутренним планом действий, т.к. все  проявления волевых действий обдумываются относительно целей и последующих  возможных результатах. Понятие деятельности в психологии составляет совокупность всех действий, которые объединены одной общей целью и которые выполняют конкретную общественную функцию.

 

Основные виды деятельности в психологии.

 

На протяжении всего жизненного пути мы сталкиваемся с тремя генетически  заменяющимися и сосуществующими  вместе видами деятельности. К ним  относятся игра, труд и учение. Несомненно, они имеют различные конечные результаты (т.е. продукты данной деятельности), структуру и особенности мотивации. Игра помогает ребенку овладеть и  понять взрослый мир, освоить объективный  мир взрослых. Имитируя деятельность, ребенок сам становится субъектом  деятельности. Главным достоинством является свобода и нерегламентированность, поскольку ребенок сам вправе решать когда и в какие игры ему играть. Учение и труд имеют обязательную организационную форму, поскольку начинаются в строго установленное время, имеют конкретный план действий и производят определенные продукты труда. Различные виды деятельности имеют различную мотивацию. Так, например, мотивом игры признано удовольствие, получаемое от процесса самой игры. В качестве мотива труда и учения признается чувство ответственности и долга, а также интерес занятия данным видом деятельности. Очень важно выработать в себе привычку трудиться.

 

Рассмотрим их более подробно данные виды деятельности:

Труд – является одним  из главнейших видов деятельности. Психологическая структура деятельности данного вида направлена непосредственно  на создание продукта, имеющего огромное значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные  ценности общества. Как правило, трудовая деятельность направлена на производство полезного обществу продукта, способного удовлетворить духовные или материальные потребности для всего человечества. Она позволяет раскрыть сущностные человеческие силы, поскольку человек  принимает непосредственное участие, вступая в производственные отношения. Такое проявление труда позволяет  сформировать собственное отношение  к трудовой деятельности и мотивам  труда, раскрыть собственную личность в труде и т.д. Мотивы труда  находятся в прямой зависимости  от требуемых трудовых задач, реализация которых приводит к благополучию и удовлетворению собственных потребностей. Процесс реализации трудовой деятельности зависит от безграничного ряда факторов, влияющих на проявление желания трудиться  и качественно работать.

Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура  деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности. Как вид деятельности, игра анализируется с целью изучения ее природы. Развитие детских игр  способствует этапам развития всего  человеческого общества. Проведение научного анализа показало, что игра позволяет ребенку получить отражение  взрослого мира и следовать по пути познания окружающего нас мира. С возрастом игры меняются, из функциональных игр дети переходят к конструктивным, постепенно познавая все более сложные ступени своего развития. Сюжетно-ролевая коллективная игра позволяет значительно расширить круг общения каждого ребенка, принимающего непосредственное участие в игре.

Учение – психологическая  структура деятельности данного  вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное  формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности. Процесс  учения позволяет овладевать навыками, знаниями и умениями, которые необходимы для выполнения конкретной трудовой деятельности и воспитания в конечном счете. Он помогает сформировать личность ребенка, его волевые черты характера, направленность, способности и т.д. Особо важным этапом в жизни каждого из нас является поступление в школу, которое меняет взгляды на жизнь, сверстников. У школьников меняется режим дня, появляется множество обязанностей, которые необходимо выполнять вовремя. В последствии учение готовит нас к профессиональной трудовой деятельности для удовлетворения наших духовных и материальных потребностей.

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии"