Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:58, курсовая работа
Целью исследования является изучение влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе их профессиональной деятельности.
Глава 3. Эмпирические исследования.
Исследования проводились на базе поликлиники 2-ой городской больницы. В исследовании принимали участие медицинские сестры в количестве пяти человек, в возрасте от 20 да 21 года, со стажем работы от года до трех лет.
Для проведения исследования мною был выбран метод диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко. Этот метод дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». А так же тест-опросник «принадлежите ли вы к людям типа А» и тест-опросник «шкала психологического стресса».
Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Симптомы «эмоционального выгорания» | Сформировавшееся «эмоциональное выгорание» | Формирующееся «эмоциональное выгорание» | Отсутствие «эмоционального выгорания» | |
наряжение | Переживание психотравмирующих обстоятельств | 3 | 2 | 0 |
Неудовлетворённость собой | 4 | 1 | 0 | |
«Загнанность в клетку» | 0 | 5 | 0 | |
Тревога и депрессия | 1 | 4 | 0 | |
Резистенция | Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование | 0 | 4 | 1 |
Эмоционально-нравственная дезориентация; | 0 | 5 | 0 | |
Расширение сферы экономии эмоций; | 0 | 5 | 0 | |
Редукция профессиональных обязанностей. | 4 | 1 | 0 | |
Истощение |
| 3 | 2 | 0 |
Эмоциональная отстраненность; | 4 | 1 | 0 | |
Личностная отстраненность (деперсонализация); | 0 | 5 | 0 | |
Психосоматические и психовегетативные нарушения. | 4 | 1 | 0 |
Результаты исследования свидетельствуют о том, что в фазе «напряжения» симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» сформировалось эмоциональное выгорание у трех человек, формируется у двух человек. Неудовлетворенность собой формируется у одного человека, уже сформировалась у четырех. Симптом «загнанность в клетку» формируется у пяти медсестер. Симптом «Тревоги и депрессии» сформировался у одного исследуемого, формируется у четырех. Формирующееся «эмоциональное выгорание» в фазе «резистенция» с симптомом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» наблюдается у четверых исследуемых, не наблюдается у одного. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» формируется у всех пятерых исследуемых. «расширение сферы экономии эмоций» формируется у пятерых исследуемых. Симптом «редукция профессиональных обязанностей» сформировался у четверых, формируется у одного человека.
В фазе «истощение» симптом «эмоционального дефицита» сформировался у трех медицинских сестер, в процессе формирования у двух. Симптом «эмоциональной отстраненности» сформировался у четырех, формируется у одной медицинской сестры. Симптом «деперсонализации» находится в процессе формирования у пятерых исследуемых. Психосоматические и психовегетативные нарушения сформировались у четырех медицинских сестер, формируется у одной.
Итак, можно сделать вывод, что в каждой фазе есть симптом доминирующий над другими. Так в фазе «напряжения» доминирует симптом «неудовлетворенности собой»,в фазе «резистенции» доминирует редукция профессиональных обязанностей, в фазе истощения доминирует симптом «эмоциональной отстраненности» и симптом «психосоматических и психовегетативных»нарушений.
Тест- опросник на определение людей склонных к типу «А»
Возрастная группа | Склонные к типу «А» | Не склонные к типу «А» |
20-21 год | 2 человека | 3 человека |
Люди имеющие склонность к типу «А» реагирует на стрессовую ситуацию агрессивно, несдержанно, стремясь противостоять, во что бы то ни стало, идя на соперничество. Они имеют тенденцию недооценивать сложность стоящих задач и фактор времени. Стрессогенный фактор способствует развитию у них чувства уныния, подавленности из-за неудачи в достижении желаемого. Личностям этого типа характерны 2 особенности: высокая степень соревновательности и постоянное пребывание в режиме аврала или цейтнота.
Проведя исследование, были сделаны следующие выводы: из пятерых исследуемых двое имеют склонность к типу «А».
Тест-опросник «шкала психологического стресса»
Данный тест показывает уровень психологического стресса. Для оценки нервно-психического напряжения можно воспользоваться шкалой психологического стресса, целью которой является измерение стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным признакам. Первоначально методика была разработана во Франции, и широко использовалась в практике психологических исследований в Канаде, Англии, США, Японии. Разработанный опросник детально исследует состояние человека, подвергшегося воздействию стрессовой ситуации.
Используя приведенную ниже шкалу, можно дать оценку общему состоянию организма.
Возрастная группа | Высокий уровень стресса | Средний уровень стресса | Низкий уровень стресса |
20-21 год | 2 человека | 2 человека | 1 человек |
По окончанию исследования можно сделать вывод, что две медсестры из пяти имеют высокий уровень стресса, две медсестры имеют средний уровень и одна низкий.
Проведя три вида исследования на выявление эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинской сестры, я сделала выводы, что синдром эмоционального выгорания медицинских работников является серьезной проблемой организации здравоохранения. И это приводит к снижению уровня работоспособности, к снижению качества выполнения функциональных обязанностей, что в последующем приводит к развитию стресса, депрессии и обострению хронических заболеваний.
Заключение
Синдром профессионального выгорания, это процесс, развивающийся во времени. Начало выгорания лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся ресурсов и выгоранию сотрудника.
Причина истощения ресурсов, приводящего к выгоранию – неуправляемый стресс. При отсутствии конструктивных мер по преодолению хронического состояния стресса в профессиональной деятельности, у человека формируется комплекс негативных переживаний, нарушений адаптивных способностей представляющих угрозу как для его личного здоровья, так и для организации в целом.
Развитие синдрома ведет к активизации защитных механизмов (копинговых реакций), психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: апатии, циничности, ригидности поведения, снижению значимости достижений и результатов деятельности.
В последнее время жертвами синдрома профессионального выгорания все чаще становятся не только представители помогающих профессий: учителя, медицинские работники, психологи и психотерапевты, социальные работники, но и представители бизнеса и коммерческих структур. Последствия синдрома негативно сказываются на деятельности всей организации в целом.
Если, как было отмечено выше, стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы, из этого следует, что необходимо либо видоизменить требования, либо увеличить ресурсы. Очень часто изменить требования представляется невозможным в силу объективных причин, особенно, если речь идет о младшем звене управленческой цепочки, рядовых сотрудниках организации.
Поэтому чаще всего меры по профилактике или преодолению стрессовых состояний и синдрома выгорания сотрудников направлены на пополнение, увеличение личных ресурсов субъектов трудовых отношений. Но это предполагает основательный подготовительный процесс. Профилактические мероприятия могут быть разработаны только после того, как проблема распознана и изучена. На это требуется не только время, но и понимание руководством организаций и предприятий необходимости подобных мер.
По итогам практической части работы можно сделать вывод, что большинство мед сестер имеют высокий уровень психологического стресса, двое из пяти принадлежат к людям типа «А». По методике В.В.Бойко в фазе «напряжения» доминирует симптом «неудовлетворенности собой»,в фазе «резистенции» доминирует редукция профессиональных обязанностей, в фазе истощения доминирует симптом «эмоциональной отстраненности» и симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений.
Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.
Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.
Дата окончания работы 28 января 2010 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Шкала психологического стресса.
| Утверждения |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Я напряжен и взволнован (взвинчен) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2 | У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4 | Я проглатываю пищу или забываю поесть | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 | Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6 | Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7 | Я страдаю от физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
8 | Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | Меня внезапно бросает то в жар, то в холод | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
10 | Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
11 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
12 | Я чувствую себя уставшим | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
13 | Я крепко стискиваю зубы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
14 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
15 | Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
16 | Я имею проблемы с пищеварением, кишечником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
17 | Я взволнован, беспокоен, смущен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
18 | Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
19 | Мне необходимо более чем полчаса, чтобы уснуть | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
20 | Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могу сконцентрировать внимание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
21 | У меня усталый вид; мешки или круги под глазами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
22 | Я чувствую тяжесть на своих плечах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
23 | Я встревожен. Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одном месте | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
24 | Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение, жесты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
25 | Я напряжен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |