Синдром профессионального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе их профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать документ)

 

Значение баллов:

        - никогда;

        - крайне редко;

        -очень редко;

        -редко;

        - иногда;

        -часто;

        -очень часто;

        -постоянно.

Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:

Менее 99 баллов – низкий уровень стресса;

100 – 125 баллов – средний уровень;

больше 125 – высокий уровень стресса.

Тест: «Принадлежите ли вы к людям типа А».

(Ответы на вопросы – «да» или «нет»).

        Вы всегда все делаете очень быстро?

        Проявляете ли нетерпение, из-за того, что вам кажется, что все делается слишком медленно?

        Часто ли одновременно думаете о двух или более вещах или стараетесь делать несколько дел одновременно?

        Испытываете ли чувство вины, когда позволяете себе расслабиться на несколько дней, часов или уйти в отпуск, ничего не делать какое-то время?

        Стараетесь ли внести в расписание больше дел, чем можете выполнить надлежащим образом?

        Используете ли экспрессивную жестикуляцию (сжимание кулаков, ударяете ли по столу и др.), чтобы подчеркнуть то, о чем говорите?

        Оцениваете ли себя в зависимости от того, сколько дел успели выполнить?

        Часто ли проходите мимо интересных событий, вещей, явлений, руководствуясь принципом необходимости?

Если ответов «Да» больше чем 4 – есть склонность к поведению типа А.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

ТЕСТ

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

"НАПРЯЖЕНИЕ"

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+ 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), -37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), -73 (5)

2. Неудовлетворенность собой:

-2 (3),+ 14 (2),+ 26 (2), -38 (10), -50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)

3. " Загнанность в клетку":

+ 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), -75 (5)

4. Тревога и депрессия:

+ 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3)

"РЕЗИСТЕНЦИЯ"

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+ 5 (5), -17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+ 6 (10), -18 (3),+ 30 (3), '+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), -78 (5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+ 7 (2),+ 19 (10), -31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), -79 (5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+ 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), -44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10)

"ИСТОЩЕНИЕ"

1. Эмоциональный дефицит:

+ 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), -45 (5),+ 57 (3), -69 (10),+ 81 (2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+ 10 (2),+ 22 (3), -34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+ 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+ 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)

Интерпретация результатов. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".

- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Литература

 

1. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога.Киев.:РГПУ им.А.И. Герцена,2003. 278с.

2. Водопьянова Н.Е. Психология здоровья. СПБ.:СПБГУ,2001. 374с.

3. Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. СПБ.:Питер,2000.231с.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002. 752с.

5. Лешукова Е.Л.Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. М.:Питер,1995. 257с.

6. Реан.А.А.Факторы стрессоустойчивости учителей.М.:Школа-пресс,1997. 247с.

7. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных                             профессиях.М.:Наука,2002. 352с.

8. Адаптационный потенциал человека.Ушаков И.Б.Сорокин О.Г.,М.:Медицина,2004. 215с.

9. Фёдорова Т.Г.,Нехорошева А.С.,Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей Северо-Западного региона России.М.:Медицина,2003. 348с.

10. Ферманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. М.:Школа-пресс,1994. 325с.

 

2. Интернет ресурсы

 

 

1. http://www.alvild.ru/Page/St/ATstress.htm

2. http://edinorog.boom.ru/psimaster/BornoutMetodikaDs.htm



[1].Лешукова Е.Л. Синдром сгорания.Защитные механизмы.Меры профилактики.М.:Наука.С.60

[2] Реан.А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей . М.:Школа-пресс, 1997. с 47

[3] Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога.Киев.:РГПУ им.А.И. Герцена,2003.с78

 

 

[4] . Водопьянова Н.Е. Психология здоровья. СПБ.:СПБГУ,2001.с 374

 

[5] Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. СПБ.:Питер,2000.с.231

 

 

[6] Лешукова Е.Л.Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. М.:Питер,1995.С.57

 

[7] Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002.С.752

 

[8] Фёдорова Т.Г.,Нехорошева А.С.,Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей Северо-Западного региона России.М.:Медицина,2003С.24-27

 

[9] См.Водопьянова Н.Е. Психология здоровья. СПБ.:СПБГУ,2001.С.362-364

 

[10] . Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002.С.354

 

[11] См.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях.М.:Наука,2002.С.85-86

[12] Лешукова Е.Л.Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. М.,Наука,1995.С..60

 

 

[13] Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. СПБ.:Питер,2000.с.250

 

[14] См.Фёдорова Т.Г.,Нехорошева А.С.,Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей Северо-Западного региона России.М.:Медицина,2003С.24-27

 

[15] См.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях.М.:Наука,2002.С.90-92

 

[16] См.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях.М.:Наука,2002.С.85-86

 

[17] См.Адаптационный потенциал человека.Ушаков И.Б.Сорокин О.Г.,М.:Медицина,2004.С.8-13

 

[18] Реан.А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей . М.:Школо-пресс, 1997.С. 47

 

[19] Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. СПБ.:Питер,2000.С.255

 

[20] Лешукова Е.Л.Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. М.,Наука,1995.С.64

 

 

[21] Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002.С.357

[22] См.Ферманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. М.:Школа-пресс,1994.С.57-63

 

[23] Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002.С . 357

 

 

[24] Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002.С. 358

 


Информация о работе Синдром профессионального выгорания