Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:58, курсовая работа
Целью исследования является изучение влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе их профессиональной деятельности.
Значение баллов:
- никогда;
- крайне редко;
-очень редко;
-редко;
- иногда;
-часто;
-очень часто;
-постоянно.
Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:
Менее 99 баллов – низкий уровень стресса;
100 – 125 баллов – средний уровень;
больше 125 – высокий уровень стресса.
Тест: «Принадлежите ли вы к людям типа А».
(Ответы на вопросы – «да» или «нет»).
Вы всегда все делаете очень быстро?
Проявляете ли нетерпение, из-за того, что вам кажется, что все делается слишком медленно?
Часто ли одновременно думаете о двух или более вещах или стараетесь делать несколько дел одновременно?
Испытываете ли чувство вины, когда позволяете себе расслабиться на несколько дней, часов или уйти в отпуск, ничего не делать какое-то время?
Стараетесь ли внести в расписание больше дел, чем можете выполнить надлежащим образом?
Используете ли экспрессивную жестикуляцию (сжимание кулаков, ударяете ли по столу и др.), чтобы подчеркнуть то, о чем говорите?
Оцениваете ли себя в зависимости от того, сколько дел успели выполнить?
Часто ли проходите мимо интересных событий, вещей, явлений, руководствуясь принципом необходимости?
Если ответов «Да» больше чем 4 – есть склонность к поведению типа А.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
ТЕСТ
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
"НАПРЯЖЕНИЕ"
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+ 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), -37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), -73 (5)
2. Неудовлетворенность собой:
-2 (3),+ 14 (2),+ 26 (2), -38 (10), -50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)
3. " Загнанность в клетку":
+ 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), -75 (5)
4. Тревога и депрессия:
+ 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3)
"РЕЗИСТЕНЦИЯ"
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+ 5 (5), -17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
+ 6 (10), -18 (3),+ 30 (3), '+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), -78 (5)
3. Расширение сферы экономии эмоций:
+ 7 (2),+ 19 (10), -31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), -79 (5)
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+ 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), -44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10)
"ИСТОЩЕНИЕ"
1. Эмоциональный дефицит:
+ 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), -45 (5),+ 57 (3), -69 (10),+ 81 (2)
2. Эмоциональная отстраненность:
+ 10 (2),+ 22 (3), -34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
+ 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+ 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)
Интерпретация результатов. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литература
1. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога.Киев.:РГПУ им.А.И. Герцена,2003. 278с.
2. Водопьянова Н.Е. Психология здоровья. СПБ.:СПБГУ,2001. 374с.
3. Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. СПБ.:Питер,2000.231с.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002. 752с.
5. Лешукова Е.Л.Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. М.:Питер,1995. 257с.
6. Реан.А.А.Факторы стрессоустойчивости учителей.М.:Школа-пресс,1997. 247с.
7. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях.М.:Наука,2002. 352с.
8. Адаптационный потенциал человека.Ушаков И.Б.Сорокин О.Г.,М.:Медицина,2004. 215с.
9. Фёдорова Т.Г.,Нехорошева А.С.,Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей Северо-Западного региона России.М.:Медицина,2003. 348с.
10. Ферманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. М.:Школа-пресс,1994. 325с.
2. Интернет ресурсы
1. http://www.alvild.ru/Page/St/A
2. http://edinorog.boom.ru/psimas
[1].Лешукова Е.Л. Синдром сгорания.Защитные механизмы.Меры профилактики.М.:Наука.С.60
[2] Реан.А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей . М.:Школа-пресс, 1997. с 47
[3] Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога.Киев.:РГПУ им.А.И. Герцена,2003.с78
[4] . Водопьянова Н.Е. Психология здоровья. СПБ.:СПБГУ,2001.с 374
[5] Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. СПБ.:Питер,2000.с.231
[6] Лешукова Е.Л.Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. М.:Питер,1995.С.57
[7] Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002.С.752
[8] Фёдорова Т.Г.,Нехорошева А.С.,Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей Северо-Западного региона России.М.:Медицина,2003С.24-27
[9] См.Водопьянова Н.Е. Психология здоровья. СПБ.:СПБГУ,2001.С.362-364
[10] . Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002.С.354
[11] См.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях.М.:Наука,2002.С.85-
[12] Лешукова Е.Л.Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. М.,Наука,1995.С..60
[13] Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. СПБ.:Питер,2000.с.250
[14] См.Фёдорова Т.Г.,Нехорошева А.С.,Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей Северо-Западного региона России.М.:Медицина,2003С.24-27
[15] См.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях.М.:Наука,2002.С.90-
[16] См.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях.М.:Наука,2002.С.85-
[17] См.Адаптационный потенциал человека.Ушаков И.Б.Сорокин О.Г.,М.:Медицина,2004.С.8-13
[18] Реан.А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей . М.:Школо-пресс, 1997.С. 47
[19] Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. СПБ.:Питер,2000.С.255
[20] Лешукова Е.Л.Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. М.,Наука,1995.С.64
[21] Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002.С.357
[22] См.Ферманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. М.:Школа-пресс,1994.С.57-63
[23] Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002.С . 357
[24] Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПБ.:Питер,2002.С. 358