Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:56, контрольная работа
Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные умы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещённых сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примеряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».
1. Задание 1. Система проблемного обучения 3
2. Задание 2. Особенности и проблемы семейного воспитания 13
3. Задание 3. Определения и сравнительная характеристика сходства и различия понятий воспитание и социализация 18
4. Задание 4. Определение понятию «профессиональная деформация», перечислите и опишите профессиональные деформации педагогов 21
5. Задание 5. Исследование компетентности профессиональной деятельности педагога по «Методике оценки работы учителя» 25
Список использованных источников 30
"Нетипичные" семьи в нынешней экономической ситуации фактически "повенчаны" с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные семьи живут лучше неполных, "средние" по размеру - лучше многодетных, здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами. Материальное обеспечение остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к отметке "нищета". С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства.
Задание 3. Определения и сравнительная характеристика сходства и различия понятий воспитание и социализация.
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека.
Воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка.
Социализация – это трудный и долгий процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе
социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в социальную среду.
Воспитание - конкретно-историческое
явление, тесно связанное с социально-
Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.
Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях - в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.
Сделав
это уточнение, можно так определить сущность
социализации: социализация - это двусторонний
процесс, включающий в себя, с одной стороны,
усвоение индивидом социального опыта
путем вхождения в социальную среду, систему
социальных связей; с другой стороны (часто
недостаточно подчеркиваемой в исследованиях),
процесс активного воспроизводства индивидом
системы социальных связей за счет его
активной деятельности, активного включения
в социальную среду. Именно на эти две
стороны процесса социализации обращают
внимание многие авторы, принимающие идею
социализации в русло социальной психологии,
разрабатывающие эту проблему как полноправную
проблему социально - психологического
знания. Вопрос ставится именно так, что
человек не просто усваивает социальный
опыт, но и преобразовывает его в собственные
ценности, установки, ориентации. Этот
момент преобразования социального опыта
фиксирует не просто пассивное его принятие,
но предполагает активность индивида
в применении такого преобразованного
опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом
ее является не просто прибавка к уже существующему
социальному опыту, но его воспроизводство,
т.е. продвижение его на новую ступень.
Понимание взаимодействия человека с
обществом при этом включает в себя понимание
в качестве субъекта развития не только
человека, но и общества, объясняет существующую
преемственность в таком развитии. При
такой интерпретации понятия социализации
достигается понимание человека одновременно
как объекта, так и субъекта общественных
отношений.
Задание 4. Определение понятия «профессиональная деформация», профессиональная деформация педагогов.
Профессиональная деформация (от лат. deformatio) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления
внешних и внутренних факторов профессиональной деят
Основные формы
а) Общепедагогические деформации, которые характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью.
б) Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функций педагогической деятельности в поведенческие комплексы.
в) Специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета.
г) Индивидуальные деформации
определяются изменениями, происходящими
с подструктурами личности и внешне
не связаны с процессом
Краткая характеристика
деформаций педагогов:
1) Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога.
2) Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.
3) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.
4) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.
5) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.
6) Педагогическая индифферентность (равнодушие) характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация).
7) Выученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.
8) Неадекватная самооценка проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.
9) Поведенческий трансфер (идентификация с агрессором) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.
10) Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.
11) Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.
12) Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.
13) Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета;
14) Развитию консерватизма способс
15) Монологизм. Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу - не как к обмену "дежурными репликами", а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир "Другого" и отражению в нем своего внутреннего мира. Вместе с тем, понимая ограниченность монолога, педагог прибегает к имитации диалога, порой, не замечая того, что это именно имитация. Большое количество ситуаций, наблюдаемых на уроках нами, а также зафиксированных студентами в ходе педагогической практики, позволяют говорить не об истинном, а о псевдодиалоге. Главными его показателями являются: а) знание и проговаривание ребенком того, что от него хочет услышать учитель; б) оценивание высказываний ученика на основе их соотнесения с "эталонным ответом" (словосочетание из реальной практики некоторых педагогов); в) изобилие речевых штампов при отсутствии или дефиците неповторимых индивидуальных оттенков.
16) Формализм – формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали».
17) Некомпетенность является следствием вышеуказанных деструкций в работе. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности учителя.
5. Исследование компетентности профессиональной деятельности педагога по «Методике оценки работы учителя».
Педагогические компетентности |
Показатели |
Индикатор по компетентности |
1.Получение информации о запросах ученика и продвижении в обучении |
1. Оценивание продвижения ученика на уроке: а) контролируются отдельные слабые/сильные учащиеся б) требуется ответ от конкретных учащихся для оценивания в) учащиеся побуждаются оценивать
свою собственную работу или г) выявляются причины трудностей и непонимания в работе учащихся |
а,б,в,г
4(100%)
|
II. Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного материала |
2. Использование приемлемого письменного объяснения: а) записи для учащихся аккуратные, четкие б) прочтение записей правильное в) техника языка правильная г) использование языка правильное |
а,б,в,г
|
3. Использование приемлемого вербального объяснения а) дикция способствует пониманию речи учителя б) подача материала/объем, скорость/нормальная в) устная речь правильная г) произношение правильное |
а,б,в,г | |
4. Демонстрация владения учебным предметом: а) демонстрация материала/информация точна, своевременна б) комментарии и реакции на вопросы учащихся точны, адекватны; в) содержание материала предъявляется в логической последовательности г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала |
а,б,в,г
12(100%) | |
III. Организация времени урока, использование пространства класса, учебных пособий, ТСО в целях обучения |
5. Уделение времени рутинным задачам: а) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала б) исходные указания по плану урока ясные, полные в) учебные пособия и средства обучения легко доступны учащимся г) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя |
а,б,в,
|
6. Эффективное использование времени урока: а) обучение начинается с начала урока б) нет ненужных задержек и проволочек на уроке в) нет нежелательных отступлений на уроке г) обучение продолжается до конца урока |
а,г
| |
7. Создание внешних условий, благоприятствующих обучению: а) классная комната приведена в порядок, чистая б) учебная активность совместима с окружающими условиями в) стенды/полки благоприятствуют обстановке / условиям обучения г) учебные пособия расположены упорядоченно/ удобно для учащихся/или учитель ведет урок не в своем кабинете |
а,б,в,г
9 (75%) |