Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:33, курсовая работа
Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. По самым приблизительным подсчетам, сегодня в мире употребляют наркотики свыше 1,5 миллиардов человек, а наркобизнес стал самой выгодной сферой вложения денег.
В последнее десятилетие для нашей страны, употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Результаты упомянутых факторов становятся очевидны, в частности, медицинским комиссиям, отбирающим призывников для прохождения военной службы.
4. Вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены
распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению.
· Содержание занятий программы развивается по спирали. Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются. В программе широко используются методы обучения в группе, так как совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить. Для подростков, обладающих этими качествами и умеющих выбирать друзей, вероятность приобщения к ПАВ невелика.
· Проблема употребления алкоголя сложная и неоднозначная. Большинство считает, что небольшое количество алкоголя не вредит здоровью и не опасно в плане социальных последствий, а употребление большого количества алкоголя вредно и опасно, потому что может стать источником несчастных случаев и аварий. Программа придерживается следующих представлений об алкоголе:
1. Родители должны помнить: независимо от их желания, их поведение является образцом подражания для детей.
2. Дети должны знать, что употребление даже малых доз алкоголя является для них вредным и опасным.
· Программа содержит материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о психоактивных веществах одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей.
Методы обучения в группе.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (то 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
4 элемента кооперативного обучения:
1. Положительная взаимозависимость.
2. Личная
ответственность за
3. Взаимодействие лицом к лицу.
4. Развитие навыков работы в группе.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей и подростков по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством социального педагога с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
· дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
· уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
· ослабить скрытые конфликты;
· выработать общее решение класса;
· повысить эффективность работы участников дискуссии;
· повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
· удовлетворить потребность детей и подростков в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, радиопередач, телевизионных шоу и т. д. В этих видах деятельности учащиеся тренируют социально желательное поведение. За счет включения в активную деятельность они обычно заинтересованы в ролевом моделировании. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, как хотели бы действовать в реальности.
Игры и упражнения активаторы необходимы для психологической разминки учеников. Они помогают быстрее сплотить группу, установить доверительные отношения между ее участниками, задать тон и настроение занятию в его начале, а также мобилизовать учеников, дать им разрядку или перейти от одной темы к другой.
Требования к организации занятий.
Программа
успешно реализуется в
Для проведения занятий используется обычный класс, который закреплен за классным руководителем того или иного класса. Постоянное место проведения занятий не только упрощает создание доверительной рабочей атмосферы, но и дает возможность сохранять на стенах класса от занятия к занятию образцы наглядной агитации, которые ученики будут создавать в процессе работы.
Столы и парты необходимо сдвинуть к стенам, освободив место в центре, так как во время занятий предусмотрены размещение по кругу и подвижные игры.
Профилактическая программа должна начинаться в детстве и должна сопровождать человека на протяжении всей жизни. Долгосрочная профилактика более эффективна, чем кратковременные программы. Следует подчеркнуть, что одноразового вмешательства недостаточно, воздействие должно продолжаться не одну неделю, а может даже несколько лет.
Нужно различать профилактику и пропаганду здорового образа жизни, которая отличается от профилактики своим глобальным пониманием здоровья. Пропаганда здорового образа жизни задействует индивидуальные и коллективные ресурсы физического, психологического и социального благополучия. Она адресуется как здоровым людям, так и больным.
Выполнение профилактической программы должно анализироваться и оцениваться, т.к. необходимо знать, насколько эффективно превентивное вмешательство. Программа должна быть в достаточной степени гибкой, чтобы позволить адаптировать результаты ее оценки. Даже если цель сформулирована достаточно строго, путей ее достижения может быть множество.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
· Групповая работа;
· Тренинг поведения;
· Когнитивная модификация и терапия;
· Личностный тренинг;
· Дискуссии;
· Мозговые штурмы;
· Беседы;
· Лекции;
· Ролевые игры;
· Психодиагностика;
· Круглые столы;
· Семинары.
КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ В МОУ СОШ№2с.Дивное.
Директор школы
Зам.директора по ВР Т.В.Кимсас
Педагог-психолог
Социальный педагог
Танага С.Д.
Пузанова Л.И.
Мазко Н.В.
Рева Ю.
Троицкая Т.
Овчаренко Е.
Пути достижения цели:
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков;
2) формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;
3) развитие
системного подхода к
4) развитие
профессиональной и
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:
Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими ПАВ:
- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
- наличие
навыков противодействия
- развитие
стратегий проблем
Программа
предполагает постоянный психодиагностический
контроль за состоянием наркоситуации
в образовательных учреждениях.
План
работы
по воспитанию здорового
образа жизни
и охране здоровья участников
образовательного процесса.
|
Информация о работе Система профилактики злоупотребления ПАВ