Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:33, курсовая работа
Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. По самым приблизительным подсчетам, сегодня в мире употребляют наркотики свыше 1,5 миллиардов человек, а наркобизнес стал самой выгодной сферой вложения денег.
В последнее десятилетие для нашей страны, употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Результаты упомянутых факторов становятся очевидны, в частности, медицинским комиссиям, отбирающим призывников для прохождения военной службы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная
школа №2» с.Дивное
ПРОГРАММА
ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ПАВ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
В МОУ СОШ №2
Программу разработала :
Педагог-психолог
Самойленко Г.В.
с.Дивное
2010
Пояснительная записка
Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. По самым приблизительным подсчетам, сегодня в мире употребляют наркотики свыше 1,5 миллиардов человек, а наркобизнес стал самой выгодной сферой вложения денег.
В
последнее десятилетие для
Сравнительный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения РФ в целом свидетельствует о том, что в последнее время уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемости токсикоманией – в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, а ненаркотическими ПАВ – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст мальчиков, в котором они начинают употреблять алкоголь, составляет 12,5 лет, а девочек -12,9 лет. Возраст мальчиков, в котором они приобщаются к токсическим веществам, снизился до 14,2 лет.
Уровень распространенности употребления алкогольных напитков среди сельских школьников 15-17 лет в целом по Южному Федеральному округу (ЮФО) составил 77,3%, причем уровень алкоголизации среди девочек выше, чем среди мальчиков.
Данные опроса школьников об употреблении алкоголя свидетельствуют, что возраст детей и подростков, впервые попробовавших спиртное, в том числе пиво и энергетические напитки с каждым годом снижается. Количество детей, которые попробовали спиртное до 7 лет, составляет 3%, учащиеся 8-10 лет – 5%, подростки 10-12 лет – 11%, 13-14 лет – 17%. Зачастую первая рюмка спиртного распивается под присмотром родителей (на семейных праздниках, днях рождения).
ВОЗРАСТ ПЕРВИЧНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ (по данным опроса подростков и молодежи в Апанасенковском районе в 2007году)
Мнение
учащихся об употреблении наркотических
веществ: чтобы развлечься, поднять
настроение, избавиться от скуки - 45%
и чтобы от неприятных переживаний
(обиды, чувства одиночества, давления
со стороны взрослых, одноклассников)
– 39%, говорят о том, что необходимо как
можно больше уделять внимание обучению
детей навыкам противостояния с пагубными
привычками и умению справляться с пагубными
привычками и умению справляться со стрессовыми
состояниями. Большая часть опрошенных
осознают, насколько опасным – 65% и недопустимым
– 11% является использование наркотиков.
Однако, есть часть подростков, которые
считают это обычным – 9% и любопытным
-12% делом. Эти дети, как правило, составляют
«группы риска».
ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ
По
результатам анкетирования
Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Ныне число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально-этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой подростков. Именно дети из этих семей формируют особую молодежную субкультуру, ведущей ценностью которой является свободное времяпровождение в сочетании с наркотизацией как стилем жизни.
В этих условиях наиболее актуальной становится задача создания реально действующей системы активной первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами, основанной на межведомственном и междисциплинарном взаимодействии психологов, педагогов, психиатров-наркологов, работников правоохранительных органов.
Исходными, базовыми принципами системы первичной профилактики должны стать следующие положения:
С 2002 года МОУ СОШ №2 работает по целевой комплексной программе развития воспитания «Школа культуры». В рамках этой программы проходит реализация первичной профилактики ПАВ.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Задачи системы профилактики:
и навыков:
Цель:
Соответственно
этим задачам грамотная
1. Образовательный компонент
Специфический:
- знание
о действии химических веществ,
- знание
о механизмах развития
- принятие концепции болезней;
- понимание
последствий, к которым
Цель: научить подростков понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, и, возможно, с ним самим) при употреблении психоактивных веществ.
Неспецифический:
-знание о себе;
- понимание своих чувств, эмоции, знание о возможных способах работы с ними;
- работа о себе.
Цель: формирование развитой концепции самосознания у подростка.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимостей от употребления химических веществ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и т.д. Работа с чувствами вины, и страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.
Цель:
психологическая поддержка
3. Социальный компонент – помощь социальной адаптации подростков, овладение навыками общения, решение проблемы занятости.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
Важные элементы климата школы:
Выявление потенциальных возможностей учеников.
Установка четких правил и их последовательное соблюдение.
Соблюдение дисциплины.
Сохранение высокого качества образовательного процесса.
Сохранение здания школы в хорошем состоянии.
Составление четкого режима работы.
Поддержка участия учеников и родителей в жизнедеятельности школы.
Проявление поддержки со стороны учителей.
Выражение позитивных ожиданий в отношении учеников.
Предоставление помещений для неформального общения учителей и учеников.
Главные принципы программы:
Предупреждение приобщения к психоактивным веществам предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения.
· Здоровье – это состояние полного физического, умственного, и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.
· Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ – вероятностный процесс, зависящий от стечения большого количества обстоятельств. Программа направлена на снижение вероятности приобщения и основана на следующих научно установленных закономерностях:
2. Вероятность
приобщения снижается, если
3. Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ модели поведения.
Информация о работе Система профилактики злоупотребления ПАВ