Система профилактики злоупотребления ПАВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. По самым приблизительным подсчетам, сегодня в мире употребляют наркотики свыше 1,5 миллиардов человек, а наркобизнес стал самой выгодной сферой вложения денег.

В последнее десятилетие для нашей страны, употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Результаты упомянутых факторов становятся очевидны, в частности, медицинским комиссиям, отбирающим призывников для прохождения военной службы.

Работа состоит из  1 файл

Система работы по первичной профилактике ПАВ.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа №2» с.Дивное 
 
 
 
 
 
 
 

ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ  ПАВ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ  В МОУ СОШ №2 

   Программу разработала  :

                  Педагог-психолог  Самойленко Г.В. 
 
 
 
 
 

с.Дивное

2010

Пояснительная записка

     Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. По самым  приблизительным  подсчетам, сегодня в мире употребляют  наркотики свыше 1,5 миллиардов человек, а наркобизнес стал самой выгодной сферой вложения денег.

      В последнее десятилетие для нашей  страны, употребление несовершеннолетними  алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Результаты упомянутых факторов становятся очевидны, в частности, медицинским комиссиям, отбирающим  призывников для прохождения военной службы.

      Сравнительный анализ показателей наркологической  заболеваемости подростков и населения  РФ в целом свидетельствует о  том, что в последнее время  уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемости токсикоманией – в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, а ненаркотическими ПАВ – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

      Происходит  неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст мальчиков, в котором они начинают употреблять алкоголь, составляет 12,5 лет, а девочек -12,9 лет. Возраст мальчиков, в котором они приобщаются к токсическим веществам, снизился до 14,2 лет.

      Уровень распространенности употребления алкогольных напитков среди сельских школьников 15-17 лет в целом по Южному Федеральному округу (ЮФО) составил 77,3%, причем уровень алкоголизации среди девочек выше, чем среди мальчиков.

Данные  опроса школьников об употреблении алкоголя свидетельствуют, что возраст детей и подростков, впервые попробовавших спиртное, в том числе пиво и энергетические напитки с каждым годом снижается. Количество детей, которые попробовали спиртное до 7 лет, составляет 3%, учащиеся 8-10 лет – 5%, подростки 10-12 лет – 11%, 13-14 лет – 17%. Зачастую первая рюмка спиртного распивается под присмотром родителей (на семейных праздниках, днях рождения).

ВОЗРАСТ ПЕРВИЧНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ (по данным опроса подростков и молодежи в Апанасенковском районе в 2007году)

 

      Мнение  учащихся об употреблении наркотических  веществ: чтобы развлечься, поднять  настроение, избавиться от скуки -  45% и чтобы от неприятных переживаний (обиды, чувства одиночества, давления со стороны взрослых, одноклассников) – 39%, говорят о том, что необходимо как можно больше уделять внимание обучению детей навыкам противостояния с пагубными привычками и умению справляться с пагубными привычками и умению справляться со стрессовыми состояниями. Большая часть опрошенных осознают, насколько опасным – 65% и недопустимым – 11% является использование наркотиков. Однако, есть часть подростков, которые считают это обычным – 9% и любопытным -12% делом. Эти дети, как правило, составляют «группы риска». 
 
 
 
 

ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ

      По  результатам анкетирования учащихся 6-9 классов в 2007 году средне краевой  уровень вовлеченности детей  и подростков в употребление алкогольных  и табачных изделий практически  в два раза превысили районы: Предгорный, Труновский, Нефтекумский, Степновский, города: Новоалександровск, Геогргиевск, Ессентуки, Михайловск, Кисловодск.

  Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Ныне число молодых наркоманов пополняется  в неменьшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально-этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой подростков. Именно дети из этих семей формируют особую молодежную субкультуру, ведущей ценностью которой является свободное времяпровождение в сочетании с наркотизацией как стилем жизни.

      В этих условиях наиболее актуальной становится задача создания реально действующей  системы активной первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами, основанной на межведомственном и междисциплинарном  взаимодействии психологов, педагогов, психиатров-наркологов, работников правоохранительных органов.

      Исходными, базовыми принципами системы первичной  профилактики должны стать следующие  положения:

  1. зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить;
  2. в условиях угрожающей наркологической ситуации целенаправленное внимание следует уделять обучению несовершеннолетних жизненным навыкам противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков;
  3. целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться на личностном, семейном и социальном (школа, общество) уровнях.

   С 2002 года МОУ СОШ №2 работает по целевой  комплексной программе развития воспитания «Школа культуры». В рамках этой программы проходит реализация первичной профилактики ПАВ.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

    Задачи  системы профилактики:

    • Создание условий, снижающих действие факторов риска и усиливающих защитные факторы учащихся.
    • Сформировать у учащихся конструктивные навыки взаимодействия:
        • умение безопасно и эффективно общаться;
        • умение понимать и выражать свои чувства;
        • умение противостоять давлению, побуждающему к приему ПАВ.
  • Способствовать выработке у учащихся защитных личных качеств:
        • уверенности в себе,
        • честности,
        • открытости,
        • чувства юмора,

     и навыков:

      • умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,
      • умения преодолевать кризисные ситуации.
 
    • Сформировать  у учащихся представление об опасности  наркосодержащих веществ для  здоровья, дать основные сведения о  негативных последствиях приема психоактивных  веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной сфере и факторах, влияющих  на этот процесс.
    • Привить навыки здоровьесберегающего поведения (в том числе умений противостоять влиянию неблагоприятной среды).
    • Совершенствование антинаркотической пропаганды, формирование негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков и других психоактивных веществ.

    Цель:

  • воспитание психического здоровья личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ;
  • изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам, здоровому образу жизни;
  • формирование личной ответственности за свое поведение;
  • формирование антинаркотических установок;
  • формирование законопослушного, успешного поведения.

Соответственно  этим задачам грамотная профилактическая работа должна включать в себя три  компонента:

      1.     Образовательный компонент

    Специфический:

    - знание  о действии химических веществ,  изменяющих состояния сознания, на организм;

    - знание  о механизмах развития заболевания,  зависимостей во всех аспектах;

    - принятие  концепции болезней;

    - понимание  последствий, к которым приводит  химическая зависимость.

    Цель: научить подростков понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, и, возможно, с ним самим) при употреблении психоактивных веществ.

    Неспецифический:

    -знание  о себе;

    - понимание  своих чувств, эмоции, знание о  возможных способах работы с  ними;

    - работа  о себе.

    Цель: формирование развитой концепции самосознания у подростка.

      2.     Психологический компоненткоррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимостей от употребления химических веществ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и т.д. Работа с чувствами  вины, и страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.

    Цель: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умение сказать «нет», постоять за себя, определить и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.

      3.     Социальный компонент – помощь социальной адаптации подростков, овладение навыками общения, решение проблемы занятости.

    Цель: формирование социальных навыков, необходимых  для здорового образа жизни.   

   Важные  элементы климата  школы:

Выявление потенциальных возможностей учеников.

Установка четких правил и их последовательное соблюдение.

Соблюдение  дисциплины.

Сохранение  высокого качества образовательного процесса.

Сохранение  здания школы в хорошем состоянии.

Составление четкого режима работы.

Поддержка участия учеников и родителей  в жизнедеятельности школы.

Проявление  поддержки со стороны учителей.

Выражение позитивных ожиданий в отношении  учеников.

Предоставление  помещений для неформального  общения учителей и учеников.

Главные принципы программы:

    Предупреждение  приобщения к психоактивным веществам предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения.

    ·         Здоровье – это состояние полного физического, умственного, и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

    ·        Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ – вероятностный процесс, зависящий от стечения большого количества обстоятельств. Программа направлена на снижение вероятности приобщения и основана на следующих научно установленных закономерностях:

  1. Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к   своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.
 

     2. Вероятность  приобщения снижается, если поощряется  вера в свои силы,  признается  уникальность каждого ученика.    

    3. Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать  опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить      альтернативные употреблению табака, алкоголя и других психоактивных   веществ модели      поведения.    

Информация о работе Система профилактики злоупотребления ПАВ