Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:33, курсовая работа
Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. По самым приблизительным подсчетам, сегодня в мире употребляют наркотики свыше 1,5 миллиардов человек, а наркобизнес стал самой выгодной сферой вложения денег.
В последнее десятилетие для нашей страны, употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Результаты упомянутых факторов становятся очевидны, в частности, медицинским комиссиям, отбирающим призывников для прохождения военной службы.
Диагностика группы повышенного риска наркомании.
«Группа риска» (угрожаемая в плане возможного наркогенного заражения) или «группа риска наркотизации» включает следующие категории учащихся: имеющие вредные привычки; состоящие на учете в наркодиспансере; состоящие на учете в КДН; имеющие приводы в милицию; проживающие в асоциальных семьях; часто пропускающие занятия; неуспевающие по многим предметам.
Социальныому педагогу полезно помнить несколько правил:
Социальный педагог принимает участие в выделении группы риска наркомании.
В таблице представлены признаки риска употребления ПАВ в зависимости от различных подходов.
Подход | Основные признаки риска |
Наркологический | Злоупотребление табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями |
Педагогический | Вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, социально неблагополучная семья |
Правоохранительный | Азартные игры, уход из семьи, уклонение от учебы, участие в асоциальных группировках |
Психиатрический | Психические нарушения: невроз, психопатия, депрессия, органическая мозговая патология |
Психологический | Повышенная тревожность, неадекватная самооценка, низкий самоконтроль, деформированная система ценностей, нарушенные внутрисемейные отношения, коммуникативные проблемы |
Нетрудно заметить, что указанные выше психологические признаки риска носят достаточно общий характер и подходят практически ко всем типам девиантного поведения. Поэтому, проводя диагностику группы риска дезадаптации или отклоняющегося поведения, социальный педагог вряд ли может однозначно выделить группу риска именно наркомании только на основании собственно психологических данных. Для этого необходима комплексная информация, сбор которой входит в компетенцию классного руководителя или завуча по воспитательной работе, психолог говорит только о повышенной вероятности эмоциональных и поведенческих нарушений у определенных детей и подростков.
Профилактическая работа с подростками.
Наиболее
эффективной формой профилактической
работы с подростками является групповая
коррекционно-развивающая
Профилактическая работа с семьей.
Основные направления работы:
Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации и в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.
Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.
Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами...
Основные формы и средства антинаркотической помощи семье.
1. Индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных" дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
2.Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для "проблемных" семей...
наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи.
3. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.
Работа с педагогами.
Наибольший эффект при работе социального педагога с педагогами по профилактике наркозависимости в школе имеют активные формы работы: тренинги, диспуты, деловые игры. Они позволяют сформировать активную личностную позицию по отношению к наркомании, повысить мотивацию и осознать необходимость согласованного взаимодействия специалистов различных профилей и ведомств.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОУ СОШ№2
Список литературы
Информация о работе Система профилактики злоупотребления ПАВ