Система профилактики злоупотребления ПАВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. По самым приблизительным подсчетам, сегодня в мире употребляют наркотики свыше 1,5 миллиардов человек, а наркобизнес стал самой выгодной сферой вложения денег.

В последнее десятилетие для нашей страны, употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Результаты упомянутых факторов становятся очевидны, в частности, медицинским комиссиям, отбирающим призывников для прохождения военной службы.

Работа состоит из  1 файл

Система работы по первичной профилактике ПАВ.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

Диагностика группы повышенного  риска наркомании.

   «Группа риска» (угрожаемая в плане возможного наркогенного заражения) или «группа риска  наркотизации» включает следующие категории учащихся: имеющие вредные привычки; состоящие на учете в наркодиспансере; состоящие на учете в КДН; имеющие приводы  в милицию; проживающие в асоциальных семьях; часто пропускающие занятия; неуспевающие по многим предметам.

   Социальныому педагогу полезно помнить несколько правил:

  • Знайте, в этой работе ваша роль меняется. На таких встречах ваша задача не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы занять значимое место в мире подростка. Одно из необходимых условий для этого состоит в том, что подросток тоже занимает значимое место в вашем мире.
  • Учитель – не Бог и не всезнайка. Он может чего-то не знать, не уметь, ошибаться. Это возможно,  особенно, если в группе, с которой вы работаете, у подростков уже есть опыт употребления наркотиков. Признавайте свои ошибки, прислушивайтесь к мнениям участников.
  • Стремитесь к получению обратной связи от подростков. Спрашивайте, что им понравилось,  что не понравилось, что было интересно, что бы они хотели обсудить в следующий раз.
  • Не бойтесь поддерживать или, наоборот, не поддерживать учащихся. Самое главное – не поддавайтесь соблазну поиграть в их игры. Например, проверяя искренность вашего положительного отношения, подросток может признаться, что пробовал наркотик, но просит вас не сообщать об этом родителям.
  • Соглашаясь с ним, вы сразу становитесь «своим в доску» и теряете все возможности позитивного влияния на подростка. Отказавшись от вступления в коалицию, вы, тем не менее, можете, сохранить доверительные отношения, если объяснение отказа будет аргументированным и основанным на вашей личной позиции.

    Социальный  педагог принимает участие в выделении группы риска наркомании.

    В таблице представлены признаки риска  употребления ПАВ в зависимости  от различных подходов.

     Подход      Основные  признаки риска
Наркологический       Злоупотребление табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями
Педагогический Вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, социально неблагополучная  семья
Правоохранительный Азартные игры, уход из семьи, уклонение  от учебы, участие в асоциальных группировках
Психиатрический Психические нарушения: невроз, психопатия, депрессия, органическая мозговая патология
Психологический Повышенная  тревожность, неадекватная самооценка, низкий самоконтроль, деформированная система ценностей, нарушенные внутрисемейные отношения, коммуникативные проблемы
 

     Нетрудно  заметить, что  указанные выше психологические  признаки риска носят достаточно общий характер и подходят практически  ко всем типам девиантного поведения. Поэтому, проводя диагностику группы риска дезадаптации или отклоняющегося поведения, социальный педагог вряд ли может однозначно выделить группу риска именно наркомании только на основании собственно психологических данных. Для этого необходима комплексная информация, сбор которой входит в компетенцию классного руководителя или завуча по воспитательной работе,  психолог говорит только о повышенной вероятности эмоциональных и поведенческих нарушений у определенных детей и подростков.

Профилактическая работа с подростками.

      Наиболее  эффективной формой профилактической работы с подростками является групповая  коррекционно-развивающая работа (тренинг), которая позволяет подросткам делиться своими мыслями и чувствами, выслушивать  мнения других, проигрывать ситуации, проводить самостоятельные исследования.

Профилактическая  работа с семьей.

    Основные  направления работы:

    Формирование  активного отношения родителей  к риску наркотизации и в той  микросреде, в которой растет и  общается их ребенок.

    Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.

    Оказание  помощи семье, когда ребенок начал  злоупотреблять психоактивными веществами...

    Основные  формы и средства антинаркотической  помощи семье.

    1. Индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных" дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

    2.Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для "проблемных" семей...

      • Выявление родителей  группы "риска"  алкоголизации и

    наркотизации  и обеспечение им поддержки в  оказании социальной и медико-психологической помощи.

    3. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.

    Работа  с педагогами.

    Наибольший  эффект при работе социального педагога с педагогами  по профилактике наркозависимости в школе имеют активные формы работы: тренинги, диспуты, деловые игры. Они позволяют сформировать активную личностную позицию по отношению к наркомании, повысить мотивацию и  осознать необходимость согласованного взаимодействия  специалистов  различных профилей и ведомств.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

    • Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков и молодежи;
    • Формирование здорового жизненного стиля, эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;
    • Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
    • Расширение межведомственного взаимодействия и сотрудничества в совместной работе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
    • Создание у учащихся образа социально-значимой личности;
    • Повышение уровня воспитательной работы по профилактике ПАВ;
    • Обогащение родительского опыта по поддержке семьи в воспитании нравственно устойчивого ребенка.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

    • Краевая целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и  их незаконному обороту в Ставропольском крае  на 2007-2009 годы»;
    • Федеральный закон  от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
    • Семейный кодекс Российской Федерации.
    • Конвенция ООН о правах ребенка.
    • Федеральный закон №124 от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
    • Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (Приказ МО РФ от 28.02.2000 N 619).
    • Положение о службе практической психологии (Приказ МО РФ от 22.10.1999 N 636).
    • Годовой план работы социально-психологической службы   школы.
    • Программа профилактики наркозависимости образовательного учреждения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОУ СОШ№2

 
 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список литературы

  1. Белов Н.В. 10 000 советов. Как избавиться от алкоголизма и наркозависимости. М., АСТ, Мн.: Харвест, 2005. - 400с.
  2. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: всё о наркомании серия “ Библиотека школьника” - Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 352с.
  3. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. М., “Просвещение”, 1987. - 78с.
  4. Кузовлёв В.П., Лапа Н.М. Учебник английского языка для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2003. - 336с.
  5. Материалы Конгресса Всероссийского Форума “ Здоровье нации - основа процветания Росси”. М., 1-5 июня 2005. – 104с.
  6. Родионов А.В. Подростки и наркотики. Ярославль, 2004.-210с.
  7. Энциклопедия наших заблуждений (полная иллюстрированная). М., Издательство “ЭКСМО”, 2004. -676с.
  8. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение, природные и бытовые яды. справочник для родителей и детей. С-Пб.: «Зенит», «Энеогия»,2000.
  9. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. М.: С-Пб.: 1999.
  10. Данилин А. Кокаин, первитин и другие психостимуляторы – «Врачи предупреждают».- М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.
  11. Данилин А. ,Данилина И. Героин – «Врачи предупреждают».- М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.
  12. Дефевере Х., Вандерфее Р. Политика школы в отношении наркотиков. М.: Издательский дом Эко, 2001.
  13. Дунаев А.Г. Методическое пособие по курсу «Основы психологии аномального развития детей и подростков. Ростов н/Д, 1994.
  14. Информационно-методические документы и материалы по профилактике наркомании среди детей и подростков. Ростов н/Д: 2000.
  15. Колесов А.В. Предупреждение вредных привычек у школьников М.: Изд-во УРАО. 1999.
  16. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.
  17. Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики среди младших школьников. С-Пб.: Издательство «Образование - культура», 1999.
  18. Макеева А.Г. Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков. М.: 2000.
  19. Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений / Вестник Образования, №12, 2001. М.: Издательство «Про-Пресс»,2001.

Информация о работе Система профилактики злоупотребления ПАВ