Система упражнений для развития наблюдательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:19, реферат

Описание

Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Она развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования восприятия.
Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.

Содержание

Введение
Понятие наблюдательности
Индивидуальные особенности наблюдательности
Система упражнений для развития наблюдательности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

Если человек систематически упражняется в  наблюдении,  совершенствует культуру наблюдения,  то у него развивается такое свойство личности,  как  наблюдательность.  Наблюдательность - это умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений.  Она приобретается в процессе систематических  занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и  наблюдательности  отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование  наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания  действительности  является  базой  развития наблюдательности  как свойства личности. Наблюдательность , ставшая   свойством личности,  перестраивает структуру и содержание психических процессов человека.

Наблюдательность  нужна  людям самых разных профессий. Она  развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования  восприятия.

Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и  объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит  их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить  до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Прежде всего она опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Понимание наблюдательности как свойства сенсорной организации, включенного в целостную структуру  психической жизни человека, является принципиальным положением в разработке системы упражнений.

Содержание

 

 

Введение

  1. Понятие наблюдательности
  2. Индивидуальные особенности наблюдательности
  3. Система упражнений для развития наблюдательности

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие наблюдательности

 

 

 

Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и  объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит  их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить  до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Прежде всего она опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.[2. c.111]

Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Понимание наблюдательности как свойства сенсорной организации, включенного в целостную структуру  психической жизни человека, является принципиальным положением в разработке системы упражнений. Это положение  предполагает формирование тех сторон наблюдательности, которые связаны  с памятью, мышлением, направленностью, эмпатией и т. п.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях.

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при  осознании и понимании того, что  человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит, прежде всего, от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.[2. c.113]

Профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания  воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку  именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.

Наблюдательность, как и  любое психическое явление, —  элемент сложной системы и  именно поэтому имеет разнообразные  многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни  человека. С одной стороны, она  обусловлена строением и чувствительностью  зрительного анализатора, с другой — особенностями памяти и мышления и в то же время включена в целостную  структуру психики человека через  его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.

Поэтому при формировании наблюдательности важно предусмотреть  систему упражнений, направленных на развитие как сенсорно-перцептивных качеств, так и умений, помогающих понимать, осмысливать наблюдаемое.

Теоретическая предпосылка  для разработки практикума по развитию наблюдательности — предположение  о связи наблюдательности и прогнозирования.

Гипотеза о влиянии  наблюдательности на успешность прогнозирования  в системе «человек—человек»  возникла у нас при изучении прогнозов  в педагогической деятельности. Базируясь  на общих положениях прогностики  о том, что прогноз обусловлен знаниями — основаниями прогноза, а также мыслительными качествами прогнозиста, были проведены несколько  исследований. [5. c.97]

Например, была изучена результативность прогнозирования учителем:

• развития личности ученика;

• взаимоотношений учащихся в классе;

• успешности решения учащимися  задач разной степени сложности;

• затруднений учащихся при усвоении нового материала 

Эти и другие исследования предусматривали тщательное изучение оснований прогноза: поиск закономерности, теоретический анализ объектов прогноза, изучение динамических временных характеристик  объектов прогноза и т. п. Однако было установлено, что эти, казалось бы, надежные основания прогнозирования не срабатывают.

Результаты прогнозирования  в отношении другого человека оказывались, опосредствованы не только перечисленными основаниями, но и обобщенным опытом наблюдения, развитой наблюдательностью.

Основания для прогноза определяются специалистом в ходе наблюдений и  последующего обобщения накопленных  знаний. С одной стороны, есть обобщение, с другой — это обобщение имеет  достаточно конкретный характер (эмпирические обобщения). Общая закономерность или  теория далеко не всегда может объяснить  конкретный случай и стать основанием для прогноза в отношении индивидуальных проявлений. Эмпирическое обобщение  такую функцию может выполнить, поскольку оно включает все многообразие конкретного. Естественно, что полнота и глубина знаний, полученных в практике, опосредствована наблюдательностью.[5. c.102]

Другой особенностью эмпирических прогнозов является метод их получения. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые:

• ограниченность во времени;

• многогранность объекта  прогноза (человек);

• почти всегда — дефицит  информации, необходимой для прогноза;

• невозможность учесть все многообразие причин, которые  воздействуют на объект прогноза.

Поэтому чаще всего для  прогнозирования используется метод  экстраполяции. Он заключается в  том, что закономерности и типичные проявления человека в прошлом и  настоящем переносятся

на будущее. Ошибка экстраполяции  состоит в том, что каждый наблюдаемый  случай прогнозист идентифицирует как  типичный даже тогда, когда последний  таковым не является.[5. c.105]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Индивидуальные особенности наблюдательности

 

 

 

В процессе наблюдения за людьми, явлениями окружающего мира проявляются  индивидуальные особенности наблюдателя, которые придают процессу наблюдения особую окраску и делают наблюдение индивидуально-своеобразным. Индивидуальные характеристики процесса наблюдения проявляются  в его динамике, глубине, особенностях эмоциональной окраски.

Первым фактором, определяющим индивидуальные особенности наблюдательности, могут быть различия в строении и  функционировании зрительного анализатора, влияющие на остроту зрения. Неодинаковая наблюдательность определяется различной  степенью развития остроты восприимчивости  людей по отношению к различным  сторонам окружающей их физической и  социальной среды. Один человек обладает тонкой восприимчивостью по отношению  к цветам, их оттенкам и слабо  дифференцирует звуки, речь, интонацию  голоса, другой лучше воспринимает движения, где бы они ни проявлялись, а третий имеет высокую чувствительность к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо дифференцирует изменения, происходящие с техникой. Более низкие пороги чувствительности в одной модальности и более высокие — в другой, выделение ведущего вида чувствительности характеризуют индивидуальные особенности наблюдающего человека. Они формируются в деятельности и определяют ее успешное выполнение.

Вторым фактором, определяющим индивидуальные особенности наблюдательности, может быть сенсорная организация, характеризующаяся объединением разных модальностей в комплексы и выделением ведущей чувствительности. Одной из характеристик сенсорной организации является тип восприятия: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический, эмоциональный. Выделение этих типов основано на установлении сенсорной организации с мыслительными и эмоциональными процессами. [2. c.114]

Для наблюдателей синтетического типа характерно обобщенное отражение  и определение основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не видят их.

Люди с аналитическим  типом восприятия выделяют при наблюдении, прежде всего детали, частности, такие  люди нередко затрудняются понять общий  смысл явлений. Общее представление  об объекте, событиях они часто подменяют  тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в  состоянии выделить главное.

Люди эмоционального типа восприятия стремятся не выделить сущность явления, а выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, прежде всего замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.

Наблюдение не бывает чисто  пассивным, созерцательным актом. На процесс  наблюдения оказывают влияние и  уровень развития мышления, и чувства, и интерес, и опыт взаимодействия с наблюдаемым объектом.

Индивидуальные особенности  наблюдательности складываются под  влиянием воспитания. Если в процессе взаимодействия с развивающимся  человеком взрослые предоставляли возможность ребенку самому наблюдать за миром и делать открытия, то можно ожидать, что уже к подростковому периоду наблюдательность может сформироваться как свойство сенсорной организации. Если в процессе взросления человек был лишен необходимости или возможности наблюдать, то и соответствующее свойство не развивается. Поэтому есть взрослые, которые настолько ненаблюдательны, что не видят, например, в своей квартире вещей, которые там уже давно находятся, или тех существенных изменений, которые произошли во внешнем облике близких родственников. Для развития наблюдательности значим не столько возраст, сколько тренировка.[2. c.116]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система упражнений для развития наблюдательности

 

 

 

Определение наблюдательности как психического свойства и раскрытие  ее связей с различными сторонами  психики, а также с содержанием  деятельности позволяют ответить на вопрос: что значит тренировать наблюдательность? Самый общий ответ сводится к  тому, что нужно тренироваться  в наблюдении, а поскольку под  наблюдением понимается процесс  целенаправленного восприятия, упражнения в нем составляют основу для тренировки наблюдательности.[2. c.116]

Информация о работе Система упражнений для развития наблюдательности