Система упражнений для развития наблюдательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:19, реферат

Описание

Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Она развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования восприятия.
Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.

Содержание

Введение
Понятие наблюдательности
Индивидуальные особенности наблюдательности
Система упражнений для развития наблюдательности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)
n:justify">Более конкретный ответ на поставленный вопрос заключается в  том, что необходимо упражняться  в технике наблюдения, с одной  стороны, а с другой — развивать  каждый из выделенных компонентов наблюдательности (перцептивный, понятийный, эмпатийный, прогностический). Это и есть два основания для подбора и создания системы упражнений. Эти основания взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Имея в виду эту взаимосвязь, Л.А. Регуш осуществила подбор упражнений и построение  тренинга в целом.

Упражнения первого раздела  направлены на знакомство с человеком  как объектом наблюдения. Это необходимо, чтобы знать, что нужно видеть, во что всматриваться, что различать, наблюдая человека. Здесь предусмотрены  следующие виды упражнений: тело человека как объект наблюдения, голова человека как объект наблюдения, внешние проявления психических процессов, состояний и свойств человека (позы, осанка, жесты, мимика и т. п.).

Второй раздел тренинга посвящен отработке отдельных элементов  наблюдения как основы развития наблюдательности. Начинается наблюдение с постановки цели, затем на основе работы зрительного  анализатора и свойств восприятия идут анализ наблюдаемой информации и ее переработка. Следовательно, нужны упражнения на отработку целенаправленности и развития соответствующих перцептивных свойств. В этом разделе предусмотрены такие виды упражнений: цели наблюдения и их влияние на его результат, дифференцирование наблюдаемых признаков, характеризующих психические состояния человека, отработка избирательности и осмысленности восприятия.

В третьем разделе тренинга содержатся следующие виды упражнений: умозаключения на основе наблюдения, понимание и интерпретация наблюдаемых  поступков людей по их внешним  проявлениям, предвидение развития движений, действий, поведения человека на основе наблюдения.[4. c.67 ]

Тренинг включает два вида упражнений. Одни из них направлены на знакомство с общими и индивидуальными особенностями внешности (телосложение, строение головы, особенности лица и т. п.), другие — на знакомство с теми средствами, через которые в облике выражается психическое состояние или свойство (жест, мимика, пантомимика, поза и т. п.).

На занятиях предлагается материал, который призван познакомить  с теми или иными особенностями  внешности людей. Здесь же предусмотрены  упражнения на запоминание и актуализацию этой информации. На других занятиях информационный материал не имеет самостоятельного значения, поэтому включен в упражнения.

Упражнения построены  в следующей последовательности:

• типы телосложения людей;

• общие и индивидуальные особенности телосложения;

• голова и лицо человека;

• общие и особенные  признаки строения головы и лица человека;

• упражнения на дифференциацию общих и отличительных признаков  телосложения, строения головы, лица человека;

• упражнения на запоминание  общих и отличительных признаков  телосложения, строения головы, лица человека;

• жесты, позы, осанка, мимика, физиогномическая маска;

• упражнения на «чтение» выразительных  движений человека.

Занятие 1

Цель: познакомить с внешним обликом человека как объектом наблюдения.

Необходимый материал: рис. 1-13(см. приложение).

Проведение  занятия

Знакомство с группой, выяснение профессиональных интересов, а возможно, и мотивов прихода  на тренинг ведущий должен достаточно подробно и доступно рассказать о наблюдательности как профессиональном свойстве человека. При этом необходимо показать связь этого свойства как с сенсорными процессами, так и с памятью и мышлением, с интересами и эмоциональными свойствами человека. Здесь уместно привести примеры проявления наблюдательности в обыденной жизни людей и в их профессиональной деятельности (учителя, таможенники, следователи, врачи, продавцы, родители и т. д.). Все эти примеры должны показать, что понимание и перцептивное предвидение поведения других людей в ситуациях недлительного или единичного контакта во многом зависят от развития наблюдательности.

Упражнение 1 направлено на знакомство с типами телосложения, а также с выделением типичных и индивидуальных особенностей телосложения.

Упражнение начинается с  сообщения ведущего о типах телосложения по Э. Кречмеру

 

Тип строения тела

Телесные черты

Пикнический (округлый)

Широкое лицо, высокий выпуклый рот, часто двойной подбородок, склонность к облысению, короткая толстая шея, слабая мускулатура, склонность к ожирению

Лептосомный (астенический, вытянутый)

Лицо в форме вытянутого или укороченного яйца, острый угловатый  профиль, выдающийся вперед нос, покатый  подбородок, длинная шея, узкие покатые  плечи, плоская грудная клетка, узкие  длинные руки

Атлетический(сильный)

Грубые черты лица, высокая  средняя  часть лица, широкие брови, мощный подбородок, массивный грубый облик, широкие плечи, узкие бедра, сильно развитая грудь, грубые руки


 

Используются рис. 1–3(см.приложение), при работе с которыми следует обратить внимание на критерии, отличающие один тип телосложения от другого: длина конечностей, торса, мышечный покров и его тонус, форма отдельных частей тела, жировые отложения и т. п.

После выявления общих  признаков телосложения можно перейти  к анализу индивидуальных, которые, как правило, обусловлены не только генотипом, но и полом, возрастом, национальностью, даже видом профессиональной деятельности.

Упражнение 2 способствует закреплению знаний о типах телосложения и их использованию при наблюдении людей.

Каждому участнику тренинга предлагается дать описание телосложения любого человека, заведомо знакомого  другим членам группы. Важно, чтобы  в описание включались только признаки телосложения. Ведущему следует так  предложить задание, чтобы его выполнил, т. е. сделал описание, каждый. Рекомендуется  дать описание вначале общих, а затем  индивидуальных особенностей телосложения. Через 5–7 минут проводится проверка выполнения задания. Каждый зачитывает составленный им портрет телосложения, остальные члены группы должны определить, кто это.

Упражнение 3 направлено на знакомство с общими и отличительными признаками строения головы и лица.

Начинается упражнение с  сообщения ведущего, который последовательно  раскрывает общие признаки строения головы и лица: форма головы, характер профиля, овал лица, размер ушей, форма  носа и т. п. Для этого нужно  использовать соответствующие рис. 4–13(см. приложение).

Демонстрация рисунков сопровождается перечислением общих признаков  строения головы и лица, к которым  относятся форма головы, овал лица, длина волос, форма и размер глаз, форма носа и т. п. Лучше, если некоторые  из них будут записаны. Затем можно  перейти к демонстрации особенных  признаков строения головы и лица. При этом следует обращать внимание на то, что сообщаемая информация полезна  как исходная для целенаправленного  наблюдения людей. Мастерство наблюдателя  состоит в умении видеть как общие, так и отличительные особенности

лица. Участникам тренинга целесообразно  записать основные типы формы головы, овала лица, линии роста волос, строения ушей, глаз, губ, подбородка, носа, бровей и т. п. Это достаточно большой  по объему и разнообразный материал, его сложно запомнить с одного предъявления, поэтому записи некоторое время могут служить опорой для узнавания наблюдаемых у людей признаков. Полученную информацию нужно сразу включить в упражнение.

Ведущий дает задание: не рассматривая дополнительно своего соседа, описать  строение его лица и головы, используя  те признаки, о которых говорилось выше. После выполнения задания можно  внимательно вглядеться в соседа, проверить свое описание, а главное  — внести уточнения и дополнения. Обязательно нужно зафиксировать  для себя, что нового было увидено  при целенаправленном разглядывании.

Здесь будет уместным обратить внимание на специфику наблюдения. Можно многократно смотреть, воспринимать, но не замечать деталей или не дифференцировать их. Благодаря наблюдению вырабатывается умение различать малозаметное или  видеть разное в сходном.

Занятие 2

Цель: знакомство со средствами выражения психических состояний и свойств человека.

Необходимый материал: рис. 23–33(см.приложение).

Проведение  занятия

Начать занятие можно  с работы по определению общих  и отличительных признаков телосложения, головы, лица, используя материалы, которые подготовили участники  тренинга при выполнении домашнего  задания. Цель этой работы — закрепление  той информации, которая получена на предшествующем занятии.

Содержание второго занятия  посвящено особенностям выразительных  средств, которые характеризуют  психические состояния или свойства человека. Существует множество внешних  проявлений, доступных для наблюдения, по которым можно «читать», видеть особенности внутреннего мира человека.

Походка — характеристика движений человека при ходьбе: напряжение и расслабление движений, ритмичность или неритмичность движений, координация движений рук и ног, амплитуда размаха рук и ног, постановка ступни, наклон туловища и т. п.

Важнейшие признаки походки: скорость, величина шага, степень напряжения, согласованность движений рук, ног  и туловища, постановка носков ступни.

Наблюдения людей за различными походками привели к выделению  некоторых общих типов походки: быстрая, стремительная, семенящая, враскачку, прыгающая, вихляющая, шаркающая, гордая, плавная, медленная (плывущая) и т. п.

Жесты — движения руки, имеющие целью передать знание (сделать сообщение), выразить чувства, отношение, осуществить волеизъявление.

Жесты являются одним из средств общения, и естественно, что они приобретают некоторый  общий, понятный смысл для той  или иной группы людей. Одновременно жесты и весьма индивидуальны, особенно в тех случаях, когда они не используются сознательно как средство общения, а являются неосознанным выражением переживаемых человеком состояний.

Некоторые жесты становятся существенными характеристиками человека, по ним он даже распознается. Как правило, это жесты эмоциональных состояний: потирание рук, подергивание усов, бороды, бровей, почесывание затылка, шевеление носом и т. п.

Жест образуется движением  руки, кисти руки, местоположением  руки, направлением ладони, движением  и положением пальцев. На все эти  движения — образователи жеста — нужно обращать внимание, поскольку через них придается определенный смысл жесту в целом.

Позы — статическое выражение внутреннего состояния человека через положение тела и его частей. При отсутствии всех других средств (вербальных, мимики, жестов) через позу можно передать не только психическое состояние, но и свое отношение и даже сообщить новость.

Составляющими позы выступают  положение тела и его частей по отношению друг к другу и к  собеседнику, мышечное напряжение, расположение тела в пространстве. Значимыми для позы являются направления тела, рук, их развороты, голова, положение которой в некоторых позах берет на себя основную функцию в передаче информации. Направление поворота головы по отношению к телу и партнеру, тонус шейной части включаются в образование смыслового содержания позы.

В отличие от вербальных средств общения, которые используются человеком преимущественно осознанно  и целенаправленно, жесты, а особенно позы, часто являются неосознанным средством выражения психических  состояний. Поэтому понять мотивы поведения, истинно переживаемые чувства в  большей мере, чем слова, помогают невербальные средства, к которым  относятся жесты и позы.

Мимика — динамическое выражение лица, которое складывается через складки на лбу, выражение глаз, движения рта, движения лица в области носа, а также определяется степенью подвижности этих частей лица.

Важнейшие мимические явления  лица (по А. Штанглю).

Складки на лбу: горизонтальные, вертикальные (складки концентрации), одновременно вертикальные и горизонтальные, переходящие друг в друга («складки надежды»).

Глаза: степень открытости — вытаращенные, полностью открытые, занавешенные, прикрытые или прищуренные, закрытые; направление взгляда — прямое, боковое, снизу, сверху, «блуждающий в небе», «уклоняющийся»; движение взгляда — твердо-неопределенное, спокойно-вялое, живое (беспокойное).

Область носа и реакции вкуса: носогубная складка («складка интенсивности»), наморщивание носа («страдальческая складка»), неприятные вкусовые реакции, испытующее выражение лица.

Рот: степень открытости — открытый, закрытый, сжатый, стиснутый, сжимание челюстей, выдвинутая нижняя челюсть, поджатые губы; впечатление — полный, мягкий, острый, твердый; направление уголков рта — приподняты, опущены, растянуты, стремятся к центру рта.

Смех  и улыбка: полностью открытая улыбка, расслабленная улыбка, усмешка, кривая, односторонняя улыбка, сладкая улыбка, язвительная ухмылка, примитивный оскал.

Степень подвижности  мимики: очень подвижная (быстро следующая друг за другом смена форм), малоподвижная (редкая смена форм), связь со степенью напряженности и количеством выражений.

Информация о работе Система упражнений для развития наблюдательности