Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:19, реферат
Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Она развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования восприятия.
Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.
Введение
Понятие наблюдательности
Индивидуальные особенности наблюдательности
Система упражнений для развития наблюдательности
Заключение
Список литературы
Упражнение 4 знакомит с различными позами.
Ставится задача не только «прочитать» значение позы, но и осознать, через какие составляющие ее элементы поза приобретает то или иное значение. При этом элементы, создающие позу, и есть те конкретные признаки, за которыми человек наблюдает: расположение туловища, тонус его мышц, соотношение в расположении туловища и головы, положение рук, положение ног, автоконтакты рук, ног и т. п. Для выполнения упражнения используются рис. 24–27(см.приложение).
Содержащуюся в рисунках информацию можно дополнить. Для этого ведущий организует игру — называет смысловое значение позы, например: передайте в позе усталость или готовность ответить на приветствие, нежелание здороваться, сосредоточенность на своих мыслях и т. п. Участники должны выполнить задание. Преподаватель оценивает, где передача смыслового значения была точнее. Чтобы исключить влияние мимики и жестов на восприятие поз, можно выполнять задание, повернувшись спиной к группе.
Упражнение 5 тренирует целенаправленное восприятие поз.
Ведущий предлагает каждому участнику группы выразить в позе то или иное состояние, названия которых могут быть выписаны на заранее подготовленных карточках. Например: озабоченность, готовность решительно действовать, угроза, блаженство, пренебрежение, высокомерие, любопытство и т. п. Каждый участник готовит позу, а затем демонстрирует ее группе. Задача группы —определить, какое состояние передает в позе ее исполнитель.
При анализе результатов
надо сопоставить содержание карточки
и ответ, который каждый давал
при «чтении» позы, и определить
причину ошибок: неверная передача
состояния в позе или неверное
прочтение. Обязательно следует
подчеркнуть удачные, яркие способы
выражения состояний через
Упражнение можно продолжить. Каждый участник группы сам задумывает то состояние, которое он хотел бы передать в позе. Затем он демонстрирует позу, а группа определяет, что она обозначает. При этом желательно, как и раньше, исключить другие выразительные средства — мимику, жесты, т. е. лучше демонстрировать позы, стоя спиной к группе.
Для развития наблюдательности нужно обязательно выделять те элементы, которые являются
главными носителями смысла, а для этого их стоит варьировать. Тогда становится очевидной их роль в организации позы, жеста, мимики. Например, выделив положение головы как главный признак позы, попробуйте менять ее положение, а затем определить, что произошло с восприятием всей позы под влиянием этого изменения.
Упражнение 6 проводится с целью познакомить с такими статическими выразительными средствами, как осанка и физиогномическая маска.
Оба этих средства формируются под влиянием типичных для человека поз и мимических выражений. Именно типичность приводит к тому, что в морщинах, складках лица, в положении тела, рук, ног как бы застывает наиболее часто повторяющееся выражение. Можно сказать, что физиогномическая маска — застывшая мимика, наиболее типичная для того или иного человека. Физиогномическая маска формируется не только через морщины, но и через направление носовых складок, углов рта, лобовых складок, тонус мышц лица.
В осанке «застывает» типичное для человека положение туловища (наклоны, повороты и т. п.), расположение головы по отношению к туловищу (опущена, откинута назад, наклонена к плечу),
сутулость, напряженность—расслабленность мышц живота, спины, предплечья. Для знакомства с видами осанки и физиогномической маски используются рис. 28–30(см.приложение).
Продолжить это упражнение можно, дав характеристику осанки членов группы: горделивая, застенчивая, напряженно-выжидательная, собранная, независимая и т. д.
Упражнение 7 посвящено мимике — динамическому выражению лица.
Начать нужно с выделения тех признаков мимики, которые ее образуют, а затем перейти к анализу мимических выражений при разных психических состояниях. В качестве иллюстративного материала можно использовать рис. 31–33(см.приложение) и ту информацию, которая дает обзор мимических выражений.
Тренировочная часть упражнения состоит в следующем. Участники группы получают карточки с названием мимического выражения, которое им предстоит изобразить. После подготовки они
показывают это выражение группе, а группа определяет, что оно обозначает. В ходе выполнения упражнения выясняется, почему некоторые мимические выражения неверно поняты, за счет чего
получен верный результат. Выполнение упражнения окажется более успешным, если ведущий сам примет активное участие в демонстрации мимических выражений и в расшифровке мимики участников группы. В карточки с заданиями стоит включить следующие мимические выражения: удивление, упрямство, подозрительность, пренебрежение, недоверие, удовольствие, угроза, доброжелательность, высокомерие, зависть, усталость и т. п. При выполнении упражнения нужно исключить другие выразительные средства (жесты, позы) и стараться использовать только лицо.
Упражнение 8 направлено на дифференциацию элементов мимики и поз. Его цель состоит в том, чтобы выделить и показать, как тот или иной элемент мимики или позы влияет на них в целом, изменяя смысловое содержание.
Упражнение строится следующим
образом. В первой его части ведущий
предлагает задание: смотреть на его
мимику и определять ее значение. Сам
он действует так: вначале спокойное
лицо, затем меняется только мимика
рта, а все остальные элементы
лица остаются без изменения, т. е. находятся
в состоянии покоя. Каждое изменение
мимики рта наблюдается участниками
группы, которые говорят, что появилось
нового в том или ином выражении
рта. Затем меняется только выражение
глаз. Работа проводится аналогично. Наконец
меняется только расположение бровей
и лобных складок, а все другие
элементы мимики снова находятся
в состоянии покоя. Для проведения
этого упражнения преподавателю
нужно соответствующим образом
подготовиться и реально
Вторая часть упражнения состоит в следующем. Ведущий встает в позу, например высокомерия. Затем он последовательно меняет положение различных частей тела — образователей этой позы. Сначала меняет положение головы, затем — рук, тела, ног и т. д. Участники каждый раз фиксируют изменения в смысле позы, определяют, под влиянием каких изменений появляется новый смысл, а какие изменения элементов позы на него не влияют.
Информация о работе Система упражнений для развития наблюдательности