Система упражнений для развития наблюдательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:19, реферат

Описание

Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Она развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования восприятия.
Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.

Содержание

Введение
Понятие наблюдательности
Индивидуальные особенности наблюдательности
Система упражнений для развития наблюдательности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

Упражнение 4 знакомит с различными позами.

Ставится задача не только «прочитать» значение позы, но и  осознать, через какие составляющие ее элементы поза приобретает то или иное значение. При этом элементы, создающие позу, и есть те конкретные признаки, за которыми человек наблюдает: расположение туловища, тонус его мышц, соотношение в расположении туловища и головы, положение рук, положение ног, автоконтакты рук, ног и т. п. Для выполнения упражнения используются рис. 24–27(см.приложение).

Содержащуюся в рисунках информацию можно дополнить. Для  этого ведущий организует игру —  называет смысловое значение позы, например: передайте в позе усталость  или готовность ответить на приветствие, нежелание здороваться, сосредоточенность  на своих мыслях и т. п. Участники  должны выполнить задание. Преподаватель  оценивает, где передача смыслового значения была точнее. Чтобы исключить  влияние мимики и жестов на восприятие поз, можно выполнять задание, повернувшись спиной к группе.

Упражнение 5 тренирует целенаправленное восприятие поз.

Ведущий предлагает каждому  участнику группы выразить в позе то или иное состояние, названия которых могут быть выписаны на заранее подготовленных карточках. Например: озабоченность, готовность решительно действовать, угроза, блаженство, пренебрежение, высокомерие, любопытство и т. п. Каждый участник готовит позу, а затем демонстрирует ее группе. Задача группы —определить, какое состояние передает в позе ее исполнитель.

При анализе результатов  надо сопоставить содержание карточки и ответ, который каждый давал  при «чтении» позы, и определить причину ошибок: неверная передача состояния в позе или неверное прочтение. Обязательно следует  подчеркнуть удачные, яркие способы  выражения состояний через позу.

Упражнение можно продолжить. Каждый участник группы сам задумывает то состояние, которое он хотел бы передать в позе. Затем он демонстрирует  позу, а группа определяет, что она  обозначает. При этом желательно, как  и раньше, исключить другие выразительные  средства — мимику, жесты, т. е. лучше  демонстрировать позы, стоя спиной к группе.

Для развития наблюдательности нужно обязательно выделять те элементы, которые являются

главными носителями смысла, а для этого их стоит варьировать. Тогда становится очевидной их роль в организации позы, жеста, мимики. Например, выделив положение головы как главный признак позы, попробуйте менять ее положение, а затем определить, что произошло с восприятием  всей позы под влиянием этого изменения.

Упражнение 6 проводится с целью познакомить с такими статическими выразительными средствами, как осанка и физиогномическая маска.

Оба этих средства формируются  под влиянием типичных для человека поз и мимических выражений. Именно типичность приводит к тому, что  в морщинах, складках лица, в положении  тела, рук, ног как бы застывает  наиболее часто повторяющееся выражение. Можно сказать, что физиогномическая маска — застывшая мимика, наиболее типичная для того или иного человека. Физиогномическая маска формируется  не только через морщины, но и через  направление носовых складок, углов  рта, лобовых складок, тонус мышц лица.

В осанке «застывает» типичное для человека положение туловища (наклоны, повороты и т. п.), расположение головы по отношению к туловищу (опущена, откинута назад, наклонена к плечу),

сутулость, напряженность—расслабленность  мышц живота, спины, предплечья. Для  знакомства с видами осанки и физиогномической маски используются рис. 28–30(см.приложение).

Продолжить это упражнение можно, дав характеристику осанки членов группы: горделивая, застенчивая, напряженно-выжидательная, собранная, независимая и т. д.

Упражнение 7 посвящено мимике — динамическому выражению лица.

Начать нужно с выделения  тех признаков мимики, которые  ее образуют, а затем перейти к  анализу мимических выражений при  разных психических состояниях. В  качестве иллюстративного материала  можно использовать рис. 31–33(см.приложение) и ту информацию, которая дает обзор мимических выражений.

Тренировочная часть упражнения состоит в следующем. Участники  группы получают карточки с названием  мимического выражения, которое  им предстоит изобразить. После подготовки они

показывают это выражение  группе, а группа определяет, что  оно обозначает. В ходе выполнения упражнения выясняется, почему некоторые  мимические выражения неверно поняты, за счет чего

получен верный результат. Выполнение упражнения окажется более успешным, если ведущий сам примет активное участие в демонстрации мимических выражений и в расшифровке  мимики участников группы. В карточки с заданиями стоит включить следующие мимические выражения: удивление, упрямство, подозрительность, пренебрежение, недоверие, удовольствие, угроза, доброжелательность, высокомерие, зависть, усталость и т. п. При выполнении упражнения нужно исключить другие выразительные средства (жесты, позы) и стараться использовать только лицо.

Упражнение 8 направлено на дифференциацию элементов мимики и поз. Его цель состоит в том, чтобы выделить и показать, как тот или иной элемент мимики или позы влияет на них в целом, изменяя смысловое содержание.

Упражнение строится следующим  образом. В первой его части ведущий  предлагает задание: смотреть на его  мимику и определять ее значение. Сам  он действует так: вначале спокойное  лицо, затем меняется только мимика рта, а все остальные элементы лица остаются без изменения, т. е. находятся  в состоянии покоя. Каждое изменение  мимики рта наблюдается участниками  группы, которые говорят, что появилось  нового в том или ином выражении  рта. Затем меняется только выражение  глаз. Работа проводится аналогично. Наконец  меняется только расположение бровей и лобных складок, а все другие элементы мимики снова находятся  в состоянии покоя. Для проведения этого упражнения преподавателю  нужно соответствующим образом  подготовиться и реально оценивать  свои возможности в выполнении той  или иной мимической маски.

Вторая часть упражнения состоит в следующем. Ведущий  встает в позу, например высокомерия. Затем он последовательно меняет положение различных частей тела — образователей этой позы. Сначала меняет положение головы, затем — рук, тела, ног и т. д. Участники каждый раз фиксируют изменения в смысле позы, определяют, под влиянием каких изменений появляется новый смысл, а какие изменения элементов позы на него не влияют.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система упражнений для развития наблюдательности