Системный подход к человеку в психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:49, реферат

Описание

Системный подход – это применение системных методов для решения задач планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. В настоящее время системный подход все шире применяется в психологии, что позволяет накапливать опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

Содержание

1. Системный подход к человеку в психологии 3
2. Системный поход к человеку в педагогике 12
Заключение 18
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

Системный подход к человеку в психологии и педагогике.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

План:

 

1. Системный  подход к человеку  в психологии

     Системный подход к человеку в психологии применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам или интегральным характеристикам объектов.

     Системный подход – это применение системных методов для решения задач планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. В настоящее время системный подход все шире применяется в психологии, что позволяет накапливать опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

     Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. К системным методам психологии принадлежат: генетический, лонгитюдный, аналитический (расчленение и различение), синтетический (выделение общего и объединение), индуктивный и дедуктивный, композиционный. Они применимы также к процессу исследования и к представлению результатов исследования.

     В психологии системный подход позволяет  интегрировать и систематизировать накопленные знания, преодолевать их излишнюю избыточность, находить инварианты психологических описаний, избегать недостатков локального подхода, повышать эффективность системных исследований и процесса обучения, формулировать новые научные гипотезы, создавать системные описания психических явлений. Системный подход позволяет усмотреть общность психических явлений с другими явлениями объективной действительности. Это дает возможность «переноса» идей и взаимного обогащения и «усиления» наук.

     Постановка  задач в терминах системного подхода предполагает получение ответов на вопросы о составе объекта, функции объекта, его структуре. Необходимыми условиями эффективности использования системного подхода являются правильные сочетания формализованных и неформализованных методов и языков описания, формальной и диалектической логики, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также учет человеческого фактора. В результате применения системного подхода удается получить системные описания сложных явлений объективной реальности.

     Системный подход к человеку в психологии не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системный подход служит средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед психологами. В теоретическом плане эта интеграция и систематизация психологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и сокращение объема описания психологических знаний, преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений. В прикладном плане это задачи психодиагностики, проектирования и управления автоматизированными системами, повышения эффективности процесса обучения, совершенствования психологического образования.

     Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета науки и перейти впервые в изложении психологии от активного пути к индуктивно-дедуктивному.

     Системный подход к человеку в психологии является развитием или вариантом структурного подхода. Прогресс при этом заключается в достижении более высокого уровня органичности в описании личностных образований, а также в преодолении обособленности психологической структуры личности от социального окружения. Эта тенденция проявилась в исследованиях Г.Оллпорта, который стремился к системному подходу, понимая сложность человеческой личности. Согласно Г. Оллпорту, человек всегда включен во внешнюю – социальную систему, представляя собой внутреннюю систему, которая должна справиться с внешней.

     Следовательно, системный подход к человеку в психологии можно определить как признание того, что человек представляет собой динамическую психологическую систему, интегрированное целое, образуемое взаимодействием свойств, являющихся специфическими личностными «органами», реализующими функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой.

     Человек входит во множество систем – физических, биологических, социальных. Когда говорят, что человек – существо физическое (биологическое, разумное, социальное, нравственное и т.д.), то подразумевают соответствующую систему, звеном которой он и является. Попытка дать психологическую характеристику человека без указания системы, к которой он принадлежит, лишена смысла. Свойства, состояния и отдельные функции имеют смысл только внутри системы отношений, как, например, «привлекательный», «милый», «авторитетный», «властный» и т.д.

     Исходя  из вышеизложенного, системный подход несет с собой специфический способ определения свойств человека. Взаимодействуя с элементами разных систем, человек проявляет или приобретает различные качества и свойства. Эти качества и свойства раскрываются как системные. Значит, при их исследовании выходят за пределы индивида и рассматривают его как элемент системы – общества. Личностные свойства конкретизируют  социальность индивида, его социальное поведение.

     Личность  как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, т. е. социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо – личность, субъекта и объекта исторического процесса.

     Деятельность (труд, общение и познание, игра и  учение, спорт и самодеятельность разных видов) осуществляется лишь в  системе этих связей и взаимозависимостей. Поэтому субъект деятельности – личность и характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом

     Человек как система обладает следующими свойствами:

     1) потребностью в информационном  обмене с внешней социальной  и предметной средой, поскольку  человек представляет собой систему переработки информации; эта система имеет свои «входы и выходы» и может оказывать воздействие на другие системы посредством передачи информации; человек является не только потребителем, но и источником информации;

     2) определенной степенью открытости-закрытости, что позволяет ей сохранять  свою стабильность и в то  же время совершенствоваться, изменяться;

     3) наличием механизмов саморегуляции  и адаптации, сохранения работоспособности  при непредвиденных внутренних  и внешних изменениях путем  смены программ функционирования  или поиска оптимальных состояний;

     4) определенным внутренним равновесием  – психологическим гомеостазисом, то есть стремлением к большей внутренней упорядоченности и гармоничности;

     5) тенденцией к увеличению внутреннего  напряжения, необходимого для взаимодействия  с внешней средой или преодоления  внутренних конфликтов;

     6) уникальной способностью к взаимодействию с другими социальными системами – как индивидуальными, так и групповыми; важным механизмом этого взаимодействия служит социальная роль и ролевое поведение;

     7) функционированием по принципу  эквифинальности, согласно которому  нет единственного наилучшего способа достижения определенного конечного состояния при одном и том же исходном состоянии. Благодаря этому существует много путей движения к намеченной цели, что открывает широкие возможности творчества.

     Рассмотрим, как принцип системности реализуется для поиска системных качеств человека. Одной из самых широких систем, к которой принадлежит человек, является биосфера, то есть область жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Биосфера в свою очередь является звеном системы космоса.

     А.Л. Чижевский доказывал, что «поток электронов и протонов, вылетающий из жерла солнечного пятна и пролетающий мимо Земли, вызывает огромные возмущения во всем физическом и органическом мире планеты: резко увеличивается число внезапных смертей, эпидемий, случаев сумасшествия, эпилептических припадков, несчастных случаев вследствие шока в нервной системе и т.д. Следовательно, качества человека как звена биосферы проявляются в большей или меньшей чувствительности к биосферным возмущениям, в динамике работоспособности, в приступах депрессии и т.д.

     Таким образом, в качестве субъекта деятельности человек представляет собой «открытую систему»: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является.

     Во-первых, человек как любое живое существо есть часть природного мира и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых, любой человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И в третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как личности.

     Аналогичным образом могут быть рассмотрены  качества человека в системах разных биологических популяций. В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид» и «индивидуальность», которое в ходе жизни реализует историю своего вида.

     Рассмотрим  значение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» более подробно. Итак, индивид в современной психологической науке рассматривается в двух значениях:

     1) Человек как единичное природное  существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и  онтогенетического развития, единства  врожденного и приобретенного, носитель  индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.).

     2) Отдельный представитель человеческой  общности; выходящее за рамки  своей природной (биологической)  ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и  через них овладевающее собственным  поведением и психическими процессами.

     Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны  и описывают человека в аспекте  его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

     В свою очередь, индивидуальность - это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.

     Термин  «индивидуальность» употребляется  как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

Информация о работе Системный подход к человеку в психологии и педагогике