Системный подход к человеку в психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:49, реферат

Описание

Системный подход – это применение системных методов для решения задач планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. В настоящее время системный подход все шире применяется в психологии, что позволяет накапливать опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

Содержание

1. Системный подход к человеку в психологии 3
2. Системный поход к человеку в педагогике 12
Заключение 18
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

Системный подход к человеку в психологии и педагогике.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, системный подход к человеку в педагогике требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований. 
 

 

Заключение

     В настоящее время системный подход все шире применяется в психологии, что позволяет накапливать опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний. Системный подход служит средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед психологами.

     Системный подход позволяет усмотреть общность психических явлений с другими явлениями объективной действительности. Это дает возможность «переноса» идей и взаимного обогащения и «усиления» наук.

     Системный подход к человеку в психологии является развитием или вариантом структурного подхода. Прогресс при этом заключается в достижении более высокого уровня органичности в описании личностных образований, а также в преодолении обособленности психологической структуры личности от социального окружения.

     В то же время системный подход к человеку в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих.

     Главное преимущество системного подхода к человеку в педагогике заключается в способности функционировать как упорядочивающий принцип и при описании и при моделировании объекта исследования; именно системный подход обеспечивает стабильную последовательность хода исследования. Применение же данного подхода к человеку в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.

     Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта как в психологии, так и в педагогике является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

     Необходимо  отметить, что любая педагогическая система и любая психологическая система являются составной частью социальной системы, вот почему совершенствование этих двух систем рассматривается как важнейшее условие общественного развития. Преобразования педагогических и психологических систем инициируются потребностями общества и определяются тема задачами, которые стоят перед ним на определенных этапах его развития. К сожалению, зачастую эти преобразования касаются отдельных элементов той или иной системы, в то время как изменение этих систем в целом предполагает одновременное совершенствование всех ее компонентов.

 

Список использованной литературы:

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985.
  2. Афанасьев В.Г. Системность и общество - М.: Политиздат, 1980.
  3. Ачильдиев И.У. В рабстве у систем. - М., 1993. - 150 с.
  4. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. - №10. – с. 4-5
  5. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода  в педагогике //Советская педагогика. - 1990. - № 7. - С.59-60.
  6. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Системный подход как современное общенаучное направление //Диалектика и системный анализ. - М.: Наука, 1986. - 300 с.
  7. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
  8. Принцип системности в психологических исследованиях. Учеб. пособие./ Под. ред. Д.Н. Завалишиной. – М.: Наука, 1990. – 234 с.
  9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. М., 2000.
  10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  11. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  12. Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие – М.: Флинта Наука, 2011. – 478 с.

Информация о работе Системный подход к человеку в психологии и педагогике