Системный подход к человеку в психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:49, реферат

Описание

Системный подход – это применение системных методов для решения задач планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. В настоящее время системный подход все шире применяется в психологии, что позволяет накапливать опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

Содержание

1. Системный подход к человеку в психологии 3
2. Системный поход к человеку в педагогике 12
Заключение 18
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

Системный подход к человеку в психологии и педагогике.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

     Индивидуальность, таким образом, есть личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.

     Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

     Следовательно, человек как «элемент» в системе общества, являясь индивидом, индивидуальностью и личностью, становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизни и деятельности в обществе. Системное качество специфично тем, что оно не принадлежит объекту как таковому, а обнаруживается в нем только в той или иной общественной системе.

     Социальные  системные качества отличаются от природных  тем, что вне общества теряют свой смысл. Огромный пласт черт и качеств  человека – альтруизм, нравственность, политическая активность, справедливость, родительский «инстинкт», «чувство национальной гордости» и множество других аналогичных, нужны человеку только для жизни в общественной, межличностной среде. За ее пределами эти качества не могут проявиться, если даже они каким-то образом и сформировались бы. Правда, это утверждение не означает, что социальные системные качества не имеют под собой биологической, нейрофизиологической основы, соответствующих задатков и механизмов функционирования и развития. Без этих задатков процесс социализации индивида был бы невозможен, что подтверждается трагическими «экспериментами» природы и негативными биологическими последствиями экологических и техногенных катастроф современности.

     Но  не только человек, но и все объекты его мира приобретают системные социальные качества просто потому, что служат человеку и никому, кроме него, не нужны. Эти объекты являются носителями функциональных системных качеств. Стоит вырвать любой из этих природных объектов из системы общества, и он теряет свои социальные системные качества.

     К числу главных свойств человека, обеспечивающих его участие в  социальных системах и которые играют роль системообразующего фактора, следует  отнести «триаду» А.Адлера, то есть способность человека решить три главных вопроса: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака.

     Дополнительными системными качествами наделяется человек  в различных подсистемах общества: в больших и малых социальных группах - семье, этнической общности, организации или дружеской компании. Существование человека одновременно в различных социальных подсистемах, обладающих порой взаимоисключающими ценностями и целями, является условием развития самосознания человека. Включенность в разные социальные группы способствует формированию социальной зрелости, неотъемлемой стороной которой является самостоятельность человека.

     Системный подход к человеку в психологии, являясь полезным и многообещающим научным инструментом, несет вместе с тем и опасность схематизации, искусственного подгона фактических данных под заранее построенные системы. В связи с этим, не следует стремиться к исчерпывающей систематизации и недооценивать научные факты, которые не укладываются в существующие представления о человеке как системе.

 

2. Системный поход  к человеку в  педагогике

     Системный подход к человеку в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих. Под системой обычно понимается сложный объект, многоуровневое образование, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих целостность. Сложнейшей многоуровневой системой является сам человек. Естественно, что и процесс его образования, сложный, многоаспектный и многофакторный, должен строиться как система. Являясь общенаучным и междисциплинарным явлением, системный подход позволяет исследовать различные явления в разных сферах знания, абстрагируясь от содержательной, качественной их стороны. В основе его применения лежит наличие определенных аналогий и совпадений, которые существуют между отдельными объектами, относимыми к категории систем, и которые определяют некоторые общие закономерности функционирования системных объектов.

     Системный подход к человеку в педагогике возник как реакция на длительное господство аналитических способов исследования в педагогике, явно недостаточных в том случае, когда необходимо в изучаемом объекте соотнести между собой его части или части и целое, установить взаимосвязь между внешне несопоставимыми фактами, накапливаемыми в рамах даже одной научной области, а также тогда, когда возникает необходимость поиска аналогии и сходства в явлениях разной природы.

     Потребность в таком способе исследования, который открыл бы возможности объяснить взаимоотношения между частью и целым, объединить в общую систему понятий многообразие уже известных и вновь получаемых научных фактов, установить общие закономерности для различных по качеству классов явлений, привели к возникновению нового научного движения, получившего название «системный подход к человеку в педагогике».

     Сущность  системного подхода к человеку в педагогике заключается в поиске научных средств, позволяющих выразить целостность исследуемого объекта. Центральной задачей исследования с позиций системного подхода является выявление и исследование многообразных связей, присущих объекту.

     Применение  системного подхода в педагогических исследованиях позволяет видеть объект как целостное и в отношении к системе более высокого порядка, изучить его с разных сторон. Система является не только реальным объектом, но и познавательным инструментом, поэтому системный подход – это способ нашего видения объекта.

     Главное преимущество системного подхода к человеку в педагогике заключается в способности функционировать как упорядочивающий принцип и при описании и при моделировании объекта исследования; именно системный подход обеспечивает стабильную последовательность хода исследования.

     В целом образование как система обладает рядом характерных особенностей, отличающих его от других социальных систем: во-первых, преобладание информационных процессов над вещественными, во-вторых, преобладание человеческого фактора, в-третьих, высокая инерционность, Данные особенности образования как системы свидетельствуют о том, что оно является весьма сложной, открытой системой.

     Системный подход к человеку в педагогике - это учение о сложноорганизованных объектах, системах, представляющих структуру элементов, частей и выполняющих определенные функции. Педагогическая система, включающая цели и содержание образования, дидактические процессы и их формы, ученика и учителя, и есть такой объект. Согласно системному подходу, научный анализ и практическую деятельность надо осуществлять, опираясь на принцип системности: анализировать, конструировать и совершенствовать педагогические процессы, учитывая связи между всеми элементами системы, а также ее внешние связи с обществом, его институтами. Изменение одного элемента ведет к изменению других, что особенно важно учитывать при инновациях, реформировании образования.

     Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного подхода к человеку в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.

     Понятие «педагогическая система» неоднозначно, его можно отнести к целому ряду систем, выполняющих образовательную функцию. Педагогической системой является система профессионального образования в целом, педагогический процесс конкретного учебного заведения, включающий в себя «систему воспитания» и «систему обучения» как его составные части. Педагогическая деятельность преподавателя, направленная на организацию целостного педагогического процесса, также может быть представлена как система; наконец, отдельное занятие можно рассматривать как элемент и в то же время как подсистему его деятельности. Таким образом, существует иерархия педагогических систем, в которой каждая из них выступает элементом более общей системы.

     Сущность  любой педагогической системы определяется наличием в ней одних и тех  же, независимо от ее уровня, элементов, без которых она функционировать не может.

     В центре любой педагогической системы  находятся личности учащегося и  педагога, выступающие как совокупный субъект данной системы, определяющий ее цели, содержание воспитания и обучения и т.д.

     В некоторых исследованиях наблюдается попытка отнести личность учителя лишь к условиям, средствам обучения. Так, В.П. Беспалько определяет в качестве одного из элементов педагогической системы «преподавателей или опосредующих их педагогическую деятельность средств обучения».

     Даже в современных моделях обучения, где роль педагога внешне незаметна, личность преподавателя остается полноценным субъектом педагогического процесса, создателем и творцом данных моделей и реализуемых ими программ, осуществляющим опосредованное взаимодействие с обучающимися с помощью технических средств. От его мастерства, общей и профессионально-педагогической культуры, уровня развития профессиональных способностей зависит педагогический процесс, эффективность функционирования педагогической системы.

     Необходимо отметить, что любая педагогическая система является составной частью социальной системы, вот почему ее совершенствование рассматривается как важнейшее условие общественного развития. Преобразования педагогических систем инициируются потребностями общества и определяются тема задачами, которые стоят перед ним на определенных этапах его развития. К сожалению, зачастую эти преобразования касаются отдельных элементов педагогической системы, в то время как ее изменение в целом предполагает одновременное совершенствование всех ее компонентов. Как отмечает В.А. Сластенин, любые преобразования, локализирующиеся на отдельных элементах педагогической системы и не затрагивающей другие, приводят к тому, что этот элемент выпадает из системы, либо вступает в противоречие с ними.

     Практика  применения системного подхода к человеку в педагогике зачастую свидетельствует о достаточно распространенной ошибке, суть которой заключается в неразличении системного (сложноорганизованного) педагогического объекта и системного исследования такого объекта. На различных уровнях анализа и при решении различных задач один и тот же объект может быть исследован как системный и несистемный.

     Иными словами, при методологическом анализе  педагогического объекта с самого начала возможны две различающиеся мировоззренческие научные позиции автора: декларация им своего намерения принять этот объект за нечто целое и выделить в нем элементы или признание системности за качественную характеристику этого объекта педагогики. В зависимости от выбора той или иной позиции педагог будет реализовывать различные стратегии познания и преобразования объекта:

  • описывать педагогическую систему, т.е. последовательно рассматривать все элементы объекта в нескольких типичных вариантах их взаимодействия (исследовать состояния или ситуации педагогического объекта) и определять, каким образом и в какой степени элементы (или ситуации - это зависит от выбора структуры) подчинены целям системы;
  • описывать качественные характеристики педагогической системы: ее целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания каждой системы и др.

     Учитывая  достаточно детальную разработку системного подхода к человеку в педагогике в научной литературе, укажем лишь на два следующих обстоятельства. Первое: выбор позиции педагогом-исследователем - начальный шаг реализации им системного подхода. Существуют глубокие различия между системой-предметом и системой-процессом. Второе: системный подход имеет значительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое из которых решает собственные задачи: системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др.

Информация о работе Системный подход к человеку в психологии и педагогике