Сказкотерапевтическое коррекционное занятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель сказкотерапии:

Позволяет человеку более четко осознать свои проблемы, стать самим собой, а также построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Содержание

Введение…………………………….………….……………………………...2
1. 1. Что такое сказкотерапия…...…………….……………………………...7
2. Как действуют сказки..………………….………………………………9
3. Виды сказок…..…………………………….…………………………...11
4. Принципы работы со сказками……...…………….…………………..13
5. Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического
занятия……………………………………………………………...…………….14
6. Рекомендации родителям…...…………………………………………15
2. Сказкотерапевтическое коррекционное занятие………….…………….16
Литература…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Сказкотерапият отчет.docx

— 52.08 Кб (Скачать документ)

Содержание

          

      Введение…………………………….………….……………………………...2

      1. 1. Что такое сказкотерапия…...…………….……………………………...7

          2. Как действуют сказки..………………….………………………………9

          3. Виды сказок…..…………………………….…………………………...11

          4. Принципы работы со сказками……...…………….…………………..13    

          5. Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического

занятия……………………………………………………………...…………….14

          6. Рекомендации родителям…...…………………………………………15

      2. Сказкотерапевтическое коррекционное занятие………….…………….16

     Литература…………………………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

       Сказкотерапия является самым интересным психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философской жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывалось, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Многие считают, что в сказкотерапии адресатом могут быть только дети, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеют границ.

      Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок… Самая что ни на есть правда – именно через сказку дети получают уроки мудрости, постигают законы мира, учатся тому, как действовать в тех или иных ситуациях.

      Сказка, как и игра – настоящий символ детства – тут и герои и анти-герои, тут и сценарии, которые могут стать даже жизненным сценарием ребенка, тут и описание моральных и нравственных законов жизни,  тут и «молодцам урок» в ненавязчивой форме, идущий прямиком в бессознательное, минуя детское сопротивление родительским наставлениям.

      Сказка как вид работы с детской психикой и ее врачевания тем и хороша – обращаясь напрямую к нашим самым глубинным слоям психики, она минует все то, что мешает изменить себя к лучшему -  сознательные запреты, сопротивление урокам, преподанным навязчиво или декларативно, негативной оценке себя, неверию в свой успех и т.д.

       Попадая в сказку, мы попадаем… в сказку. В мир, где надежды сбываются, в мир, где возможно все, в мир, где добро побеждает зло, где самый маленький и испуганный зайчик, в конце концов, спасает целый лес, а замученная Золушка находит-таки своего принца. Где пример героя помогает себе самому – в геройской борьбе со своими детскими страхами, не знанием, проблемами.

      Итак, сказка: 
    - расширяет багаж знаний об 
окружающем мире, о других и о себе; 
    - транслирует моральные и нравственные законы; 
    - помогает осознавать причинно-следственные связи событий; 
    - показывает, сколь  велик  человеческий потенциал  и сколь богат мир своими возможностями;  
    - учат тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем. 
       В общем, самый настоящий кладезь сокровищ для детской души. Впрочем, не только для детской, сказкотерапия как вид психотерапии успешно используется в работе с самыми разными поколениями – от малышей до взрослых. 
      С помощью огромного культурного наследия и багажа уже сочиненных сказок, а также применяя специально сочиненные для ребенка (или взрослого) психокоррекционные, авторские сказки, сказкотерапевт может решить различные проблемы – от трудностей в обучении до травмы после развода родителей, от детской ревности до умения преодолевать страх и так далее.

      Сказки бывают разными и преследуют разные цели. Так, через диагностическую сказку (когда ребенка просят сочинить сказку о некоем герое (протопипе самого малыша) можно узнать много: от базового жизненного сценария и поведенческих стереотипов до реакции малыша на определенную жизненную ситуацию. Собственно терапевтическая, психокоррекционная сказка помогает случиться нужным переменам.

      Словом, сказкотерапия – самый подходящий вид терапии для работы с детишками. Недаром психотерапевты, профессионально использующую эту весьма непростую методику, становятся все более популярными. А некоторые родители, увлеченные этим методом, и сами отправляются на курсы сказкотерапии и читают соответствующие книги.

 

      Цель сказкотерапии:

  

      Позволяет человеку более четко осознать свои проблемы, стать самим собой, а также построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.     

      Задачи сказкотерапии: 

  1. Научиться тому, как учить;
  2. Изобрести методы обучения для тех, кто желает познавать только то,

что интересно, а не то, что необходимо;

  1. Изобрести методы гармонизации для тех, кто привык к внутренней

дисгармонии и  для кого хаос – это способ адаптации;

  1. Пробуждение Веры. Именно Вера способна активизировать ресурсы

личности и  сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя Вера формирования духовной цели. Искренняя Вера в  успех приводит к результату. Испокон  веку Веру пробуждали, постепенно, используя  для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращается в осознанные способности. 

      Методы сказкотерапии: 

      Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

      В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки. Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям, братьям, сестрам и другим значимым людям. В каждом из элементов терапии психолог поощряет ребенка обращаться к самому себе, заново постигать и принимать свои чувства. Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.

       Характерная особенность игры - ее  двуплановость, присущая также драматическому искусству:

       Играющий выполняет реальную  деятельность, осуществление которой  требует действий, связанных с  решением впеолне конкретных, часто нестандартных задач.

      Ряд моментов этой деятельности  носит условный характер, что  позволяет отвлечься от реальной  ситуации с ее ответственностью  и многочисленными привходящими  обстоятельствами.

      Двуполановость игры обуславливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

       Арттерапия - это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

      Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

      В качестве еще одного возможного  коррекционного механизма, может  быть рассмотрен сам процесс  творчества как исследование  реальности, познание новых, прежде  скрытых от исследователя сторон  и создание продукта, воплощающего  эти отношения.

Приемы арттерапии используют при исследовании внутрисемейных проблем.

      Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпритации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятия по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

      Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознании клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи.

      Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Что такое сказкотерапия. 

      Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь,  и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках такой науки как психология постарались осмыслить и структурировать  знания о сказках, и о их влиянии на психику человека. Так появилось направление психологической работы – сказкотерапия. С каждым днём сказкотерапия становится всё более популярной. Но открытым остаётся вопрос – в чем же особенность сказкотерапии? Что отличает сказкотерапию от любых других психологических направлений?

      Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.  Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапия идеально подходит и детям и взрослым, и людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования, ведь мы знакомимся с языком сказок куда раньше, чем научаемся читать и считать.

      Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт со своим клиентом, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить открыто.

      Сказкотерапия помогает максимально безопасно вскрыть и обозначить проблему клиента, начать незамедлительную работу даже в тех случаях, когда речь идёт о сильных стрессовых ситуациях и конфликтах. Сказкотерапия дает возможность тонкого присоединению к клиенту, сказкотерапевт достигает поставленной задачи в наикратчайшие сроки. Уже после первой консультации на лицо улучшение эмоционального состояния, снятие негативного психического напряжения.

Информация о работе Сказкотерапевтическое коррекционное занятие