Сказкотерапевтическое коррекционное занятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель сказкотерапии:

Позволяет человеку более четко осознать свои проблемы, стать самим собой, а также построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Содержание

Введение…………………………….………….……………………………...2
1. 1. Что такое сказкотерапия…...…………….……………………………...7
2. Как действуют сказки..………………….………………………………9
3. Виды сказок…..…………………………….…………………………...11
4. Принципы работы со сказками……...…………….…………………..13
5. Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического
занятия……………………………………………………………...…………….14
6. Рекомендации родителям…...…………………………………………15
2. Сказкотерапевтическое коррекционное занятие………….…………….16
Литература…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Сказкотерапият отчет.docx

— 52.08 Кб (Скачать документ)

      Сказкотерапия создаёт безопасную среду, в которой клиент получает возможность раскрыть и исследовать свою личность, выявить и развить её ресурсы. Атмосфера волшебства и сказочности часто используемая в сказкотерапии позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает клиент, расширить фокус его внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.

      Сказкотерапия позволяет исследовать и расшифровать смыслы легенд, мифов, былин и притч, но не только. Психолог-сказкотерапевт вместе с клиентом выстраивают мостик между сказочной реальностью и жизнью клиента. Это шанс связать сказочные события с событиями и поведением человека, а значит усвоить и применить на практике всю мудрость, скрытую в сказках.

      Сказкотерапия даёт возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность. В сказках всё наполнено гармонией, которая передаётся клиенту.

      Сказкотерапия, являясь эклектическим направлением практической психологии, даёт специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодраммы, гештальт-психологии, арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов  сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет, эффективно решает задачи, как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях.    Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

       Благодаря методу песочной терапии, клиент оказывается способным взглянуть на любую ситуацию со стороны и прямо на месте совершить те перемены, которые ему бы хотелось, а главное – увидеть и прочувствовать результат этих перемен. Эти переживания сложно смоделировать в жизни, потому что сами перемены даются сложнее, но в психологической песочнице возможно всё, даже путешествия в пространстве и времени.    Мы с лёгкостью можем смоделировать будущее, или проиграть своё прошлое, или совершить путешествие в совершенно другую волшебную реальность и взять из этого путешествия какие-то ценные знания и навыки.

      Безусловно, специалист-сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, научиться присоединению к клиенту и следованию за ним в его волшебном путешествии по своему внутреннему миру. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Как действуют сказки.   

    Как  уже отмечалось, являясь одним  из психокоррекционных методов, особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе с детьми, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется в литературе с двух позиций: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, то есть процесс «эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов», а он, наряду с механизмом проекции, является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому.  

    Сказка  служит одним из доступных  путей переноса своих собственных  переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных  чувств через окружающих. Поэтому,  воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным  героем, и это позволяет чувствовать  и понять, что не у них одних  есть проблемы и переживания.  Во-вторых, посредством ненавязчивых  сказочных образов детям предлагаются  выходы из различных сложных  ситуаций, пути решения возникших  конфликтов, позитивная поддержка  их возможностей и веры в  себя.  

    Принято  считать, что детям 3-5 лет более  понятны и близки сказки о  животных и сказки о взаимодействии  людей и животных. В этом возрасте  дети часто идентифицируют себя  с животными, легко перевоплощаются  в них, копируя их манеру  поведения. С 5 лет ребенок может  идентифицировать себя с человеческими  персонажами. Примерно с 5-6 лет  ребенок предпочитает волшебные  сказки. Читая или слушая их, ребенок  «вживается» в повествование.  Он может идентифицировать себя  с главным героем и с другими  одушевленными персонажами. При  этом развивается способность  децентрироваться, вставать на место другого.   

    С  другой стороны, в дошкольном  возрасте восприятие сказки становится  специфической деятельностью, обладающей  невероятно притягательной силой  и позволяющей свободно мечтать  и фантазировать. При этом сказка  для детей – «особая деятельность, которая позволяет раздвигать  рамки обычной жизни, сталкиваться  со сложными явлениями и чувствами  и в доступной для понимания  детей «сказочной» форме постигать  взрослый мир чувств и переживаний».   

    Значение  сказок для сказок для воспитания  и развития личности ребенка  Осипова А.А. сводит к следующим  позициям:

    1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

    2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации ипроблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

    3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

    4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках   

   Таким  образом, как отмечают многие  авторы, сказки обладают большой привлекательностью и ценностью для детей. Ребенку требуется в специфической символической форме показать, как разрешаются проблемы, как сохранять ощущение безопасности до достижения зрелости. Именно сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.  

    Волшебные  сказки описывают глубинный человеческий  опыт прохождения эмоциональных  кризисов и преодоления страха. События сказки вызывают у  человека эмоции, герои и их  отношения между собой проецируются  на обыденную жизнь, ситуация  кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных  социальных и моральных нормах  жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и  что такое плохо. Она дает  возможность отреагировать значимые  эмоции, выявить внутренние конфликты  и затруднения. Во время прослушивания  страшных сказок или сказок  «со страшными» эпизодами ребенок  учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится  гибким и насыщенным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Выделяют пять видов сказок: 

      1. К художественным  сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

      Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

      Авторские художественные  сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

      2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл  и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

      3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

      4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

      5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

      В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.

      Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.

      Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным сказкотерапевтическим материалом.

      Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.

      Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками.

      Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия окружающего мира  и общих закономерностей его устройства.

       Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя. 
 
 
 

Информация о работе Сказкотерапевтическое коррекционное занятие