Сказкотерапевтическое коррекционное занятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель сказкотерапии:

Позволяет человеку более четко осознать свои проблемы, стать самим собой, а также построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Содержание

Введение…………………………….………….……………………………...2
1. 1. Что такое сказкотерапия…...…………….……………………………...7
2. Как действуют сказки..………………….………………………………9
3. Виды сказок…..…………………………….…………………………...11
4. Принципы работы со сказками……...…………….…………………..13
5. Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического
занятия……………………………………………………………...…………….14
6. Рекомендации родителям…...…………………………………………15
2. Сказкотерапевтическое коррекционное занятие………….…………….16
Литература…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Сказкотерапият отчет.docx

— 52.08 Кб (Скачать документ)

1.4 Принципы работы со сказками: 
 

Принцип Основной акцент Комментарий
Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание  роли каждого персонажа в развивающихся  событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие  плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первы1й взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого  персонажа сказки.
Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает  перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные  ситуации с позиции того, как сказочный  урок будет нами использован в  реальной жизни, в каких конкретно  ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия.  

Этап Назначение Содержание
1.Ритуал  «входа» в сказку Создать настрой  на совместную работу, «войти в сказку» Коллективные  упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу  или передают друг другу мячик; или  совершается иное «сплачивающее» действие.
2. Повторение   Вспомнить то, что  делали в прошлый раз и какие  выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопрос о том, что они  помнят, использовали ли они новый  опыт.
3. Расширение Расширить представления  ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.
4. Закрепление Приобретение  нового опыта, проявление новых качеств  личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические  путешествия, превращения.
5. Интеграция Связать новый  опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
6. Резюмирование Обобщить приобретенный  опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итог занятия.  Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
7.Ритуал  «выхода» из сказки Закрепить новый  опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде. Повторение  ритуала «входа» в занятие  с дополнением.
 

1.6 Рекомендации родителям. 

      Итак, мы попробовали разобраться  в основах сказкотерапии и установить значение чтения сказок для ребенка.

      Теперь остановимся на некоторых  рекомендациях по чтению. Персонализированные  сказки, безусловно, являются мощным  стимулом для самостоятельного  чтения. Однако, если малыш слишком  мал, чтобы уметь читать, на  помощь, конечно, приходят родители.   

    В ходе чтения сказок Вы  должны учитывать собственное  состояние. Не стоит читать, если  Вы чем-то сильно встревожены,  торопитесь и т.п. Ребенок сразу  почувствует несоответствие слов  и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся  ему. Лучше попросите кого-нибудь  из близких «подменить» Вас.

      Будьте эмоциональны, читайте с  «выражением» и «душой». Это  позволит ребенку глубже погрузиться  в повествование, сделает сказку  интересней и насыщенней, ведь  дети без труда поддаются эмоциональному  заражению.

      Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя  место для комментариев ребенка  и ваших собственных.

      Вы должны знать, насколько устойчиво внимание Вашего ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.

      Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.

      После прочтения сказки обсудите  её с ребенком. В зависимости  от содержания, вопросы по сказке  могут быть примерно такими: 

      О чем сказка?

      Что запомнилось больше всего?

      Какие герои запомнились? Почему?

      Что случилось с тем или иным персонажем?

      Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?

      Какие чувства, какое настроение после сказки?

      Случается ли такое в жизни, по-настоящему?

      Случались ли у тебя похожие ситуации?

      Чему мы можем научиться у этой сказки?

     Как можно применить полученные знания в жизни? 
 
 
 

2. Сказкотерапевтическое коррекционное занятие. 
 

«Как  справиться со страхом». 

       Методологическая основа: Л. Короткова 

Разминка: «Страшные персонажи телеэкрана».  

     Дети вспоминают известных им страшных персонажей телеэкрана, затем по очереди каждый задумывает и изображает одного из героев так, чтобы остальные как можно скорее отгадали.

      

«Картинная  галерея». 

      Ведущий предлагает детям выбрать самого страшного персонажа и нарисовать его портрет таким, чтобы, взглянув, можно было рассмеяться. Портреты развешиваются на доске, и экскурсовод (ведущий) проводит экскурсию по картинной галерее, рассказывая о портретах так, чтобы вызвать смех. 

Сказка  «Маленькая Луна». 

      Луна, которая каждую  ночь появляется  на небе, тоже когда-то  была маленькой.

      Ее детство было  беззаботным и  счастливым, но лишь  одно ее тяготило: она боялась темноты,  поэтому появляться  одной на черном  ночном небе, как  следует Луне, ей  было очень страшно.

      С наступлением  сумерек ее знакомые  звездочки одна  за другой высыпали  над Землей и  звали маленькую  Луну с собой.  Они рассказывали  ей, как прекрасно  ночное небо и  насколько оно  преобразится с  ее приходом. Звездочки  убеждали Луну, что  нет ничего удивительней  наступавшей темноты  с ее загадочной  красотой.

      Но маленькая Луна  не могла побороть  страха перед ночной  стихией. Ей казалось, что в темноте  бродят ужасные  чудовища. Ночь населяла  поверхность Земли,  которой Луна любовалась  днем, зловещими приведениями.

      Маленькая Луна  грустила о том,  что не веселится  со звездочками  и не радует  собою живущих на Земле. «Что же я за Луна, если не чувствую себя королевой ночи и из-за своего страха не знаю всех ее чудес», - думала она.

      Луна так долго  не появлялась  в ночном небе, что некоторые  уже начали злословить  по этому поводу, сомневаясь в ее  подлинности. Ей  это было очень  обидно и больно.

      Но однажды случилось  кое-что, что заставило  маленькую Луну  появиться на ночном  небе. В ту ночь  небо услышало  крики о помощи  какого-то заблудившегося  человека. В ночной  мгле прохожий  не мог найти  дорогу домой.  Света всех звезд  оказалось недостаточно, чтобы осветить  ему дорогу. Тогда  мудрый ветер прилетел  к Луне и сказал: «Луна, только  твой ослепительный  свет способен  указать человеку  путь к дому».    Ты сама знаешь, как страшно бывает  совсем одной в  ночном мраке.  Только твоя способность  светить может  помочь ему. Покажись  на небе, заставь  свой страх на  время отступить!».

      Маленькая Луна  послушалась мудрого  ветра, пересилила  страх и появилась  на небе. При ее  появлении над  Землей ночная  мгла отступила.  И Луна вдруг  увидела то, что  никак не ожидала  увидеть: зловещие  чудовища и приведения, которые раньше  так пугали ее, под ее мягким  светом оказались  вовсе не страшными,  а милыми, добродушными, удивительными существами. Луна почувствовала,  что совсем не  ощущает страха.

      Она и остальные  небесные обитатели  так заигрались, что  превратили глухую  темноту в сказочную  волшебную ночь. Никогда  еще никем так  не восхищались,  как ею. Маленькая  Луна со всех  сторон слышала  восторженные возгласы  и благодарность. 

      В процессе обсуждения делаются  выводы о том, как можно справиться  со своими страхами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

      1. Бретт, Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. [Текст] - М., 1996.

      2. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. [Текст] - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 176 с.

      3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии. [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко - СПб., 2006.

      4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. [Текст]  - СПб., 1998.

      5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. [Текст]  - СПб., 2002.

      6. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]  - М., 2003.

      7. Короткова, Л.Д. «Сказкотерапия в школе». Методические рекомендации. [Текст] - М.: ЦГЛ, 2006. - 144с.  

     8. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. [Текст]  - М., 2002.

        

Информация о работе Сказкотерапевтическое коррекционное занятие