Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 17:51, курсовая работа
Цель: изучить смысл жизни личности.
Задача:
* Проанализировать теоретические положения, лежащие в основе работы.
* Изучить смысложизненные ориентации.
* Провести исследование смысложизненных ориентаций, определить уровень осмысленности жизни.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Проблема смысла в гуманитарных науках 5
1.1 Понятие смысла в гуманитарных науках 5
1.2 Личностные ценности и потребности в структуре смысловой регуляции. 12
2 Изучение смысла жизни 22
2.1 Подходы к пониманию и изучению смысла жизни 22
2.2 Анализ результатов теста смысложизненных ориентаций. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 48
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 42 страниц, 2 рисунка, 2таблицы, 4 приложения, 20 использованных источника.
Смысл, индивидуальный смысл жизни,
личностный смысл, смысловая установка,
смысловое образование, смысловая сфера
личности, динамическая смысловая система,
смысловые ориентации.
СМЫСЛ
(англ. sense meaning)
выражает отношение субъекта к явлениям
объективной действительности. Понятие
смысл разрабатывалось такими авторами,
как А. Бине, Ван дер Вельт, Э. Титченер,
Ф. Бартлет. Общим в концепциях этих психологов
была попытка понять смысл как явление
сознания, не выходя за пределы самого
сознания.
Принципиально новый подход в понимании
смысл был осуществлен Л. С. Выготским
и А. Н. Леонтьевым. Характерным для этого
подхода является то, что проблема С. как
психологического понятия была раскрыта
в результате анализа явлений, принадлежащих
не сознанию, а жизни и деятельности субъекта,
явлений его реального взаимодействия
с окружающим миром.
Исследуя структуру человеческой деятельности,
устанавливая объективные отношения между
ее компонентами, Леонтьев показал, что
смысл создается в результате отражения
субъектом отношений, существующих между
ним и тем, на что его действия направлены,
как на свой непосредственный результат
(цель). Именно отношение мотива к цели,
по Леонтьеву, порождает личностный смысл,
причем смыслообразующая функция в этом
отношении принадлежит мотиву. Возникая
в деятельности, смысл становятся единицами
человеческого сознания, его «образующими».
В рамках сознания смысл вступает в отношения
с др. его образующими, в частности со значениями,
выражаясь через последние.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
1 Проблема смысла в гуманитарных науках 5
1.1 Понятие смысла в гуманитарных науках
5
1.2 Личностные ценности и потребности
в структуре смысловой регуляции. 12
2 Изучение смысла жизни 22
2.1 Подходы к пониманию и изучению смысла
жизни 22
2.2 Анализ результатов теста смысложизненных
ориентаций. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 48
ВВЕДЕНИЕ
Смысл
жизни, смысл бытия - философская и духовная
проблема, имеющая отношение к определению
конечной цели существования, предназначения
человечества, человека как биологического
вида, одно из основных мировоззренческих
понятий, имеющее огромное значение для
становления духовно-нравственного облика
личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься
как субъективная оценка прожитой жизни
и соответствия достигнутых результатов
первоначальным намерениям, как понимание
человеком содержания и направленности
своей жизни, своего места в мире, как проблема
воздействия человека на окружающую действительность
и постановки человеком целей, выходящих
за рамки его жизни. В этом случае подразумевается
необходимость найти ответ на вопросы:
Вопрос
о смысле жизни - одна из традиционных
проблем философии, теологии и художественной
литературы, где она рассматривается преимущественно
с точки зрения определения, в чём состоит
наиболее достойный человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются
в процессе деятельности людей и зависят
от их социального положения, образа жизни,
миропонимания, конкретной исторической
ситуации. В благоприятных условиях человек
может видеть смысл своей жизни в достижении
счастья и благополучия; во враждебной
среде существования, жизнь может утратить
для него свою ценность и смысл.
Проблема смысла жизни относится к числу
междисциплинарных, так как смысл жизни
является одной из традиционных проблем
философии и теологии, художественной
литературы, в которых он анализируется
преимущественно с содержательной стороны:
в чем состоит смысл жизни, какой смысл
жизни можно считать истинным, добрым,
достойным. В психологической литературе
также подчеркивается огромная значимость
для человека психологического феномена
смысла жизни. Но вопрос, в чем состоит
смысл жизни, не входит в компетенцию психологии.
Тем не менее, Проблемой смысла жизни занимались
многие отечественные и зарубежные психологи.
Среди них К.Г.Юнг, А.Н.Леонтьевым, Л.С.Выготским,
В.Франкл, Ю.Б.Гиппенрейтер, Б.С.Братусь
и другие.
Объект работы: смысл жизни личности.
Предмет работы: смысл жизни.
Цель: изучить смысл жизни личности.
Задача:
1.ПРОБЛЕМА СМЫСЛА В ГУМАНИТАРНЫХ НАКАХ
1.1. Понятие смысла
в гуманитарных науках
В большинстве общих толковых, философских
и лингвистических словарей смысл определяется
как синоним значения. Это относится не
только к русскому слову «смысл», но и
к его немецкому аналогу «Sinn». В английском
языке ситуация сложнее: хотя в языке существует
этимологически близкое понятие «sense»
(смысл), используемое, в частности, в расхожих
словосочетаниях «common sense» (здравый смысл),
«to make sense» (иметь смысл), тем не менее в
абсолютном большинстве случаев в научном
дискурсе, равно как и в обыденном языке,
русские понятия «значение» и «смысл»
переводятся одним и тем же словом «meaning».
Французское «sens», напротив, распространено
гораздо шире, чем сугубо академический
термин «signification» (значение). Этимология
этого понятия также не совпадает в разных
языках. Русское «смысл» означает «с мыслью».
Немецкое «Sinn», как указывает М.Босс, ведет
свое происхождение от древненемецкого
литературного глагола «sinnan», означавшего
«быть на пути к цели. В связи с этим Э.Крэйг
замечает, что связь с интенциональной
направленностью, присутствующая в слове
«Sinn», теряется при переводе его на английский
как «meaning», и перевод его словом «sense»
был бы адекватнее. С другой стороны, Дж.Ричлак
со ссылкой на словари утверждает, что
и слово «meaning» происходит от англосаксонских
корней с семантикой «желать» и «намереваться»
и является, соответственно, понятием
целевой природы, обозначающим соотносительную
связь между несколькими конструктами,
которые он называет полюсами смысла.
Исторически изначальным проблемным контекстом, в котором понятие смысла возникло как научное понятие, не совпадающее с понятием значения, было изучение понимания текстов, а первой теоретической парадигмой - герменевтика. Задача разграничения герменевики с философией, с одной стороны, и языкознанием, с другой, очень сложна и выходит далеко за рамки данной работы; как констатировал В.Г.Кузнецов, герменевтика, гуманитарные науки и философия развиваются в едином историко-культурном контексте, зависят друг от друга, оказывают влияние друг на друга. Герменевтика возникла как учение о толковании скрытых смыслов Священного писания, став постепенно учением о понимании скрытых смыслов в более широком контексте и слившись и начале нашего столетия с философской мыслью в работах таких се представителей как В.Дильтей, Х.-Г.Гадамер и др. Поэтому, относя те или иные воззрения на проблему смысла к герменевтической традиции.
Первое
значимое понимание смысла было у Матиаса
Флациуса Иллирийского (XVI век). Флациус
предлагает разрешение одной из ведущих
герменевтических дилемм, - имеет ли слово
один смысл или много, - введя различение
значения и смысла: слово, выражение, текст
имеют одно значение, но различные контексты
могут задавать различные ею смыслы. Вне
контекста слово смысла не имеет; в каждом
конкретном контексте смысл однозначен.
Таким образом, проблема смысла сводится
к проблеме контекста.
Оригинальным путем подходит к определению
смысла Г.П.Щед-ровицкий, отказывающийся
видеть в смысле предмет или продукт понимания.
Смысл для Г.П.Щедровицкого есть элемент
системы деятельности, который может быть
задан только через организацию соответствующей
системы деятельности, системы акта коммуникаций,
включающей в себя: 1) Действия
первого индивида в конкретной «практической»
ситуации, 2) целевую
установку, делающую необходимой передачу
определенного сообщения второму индивиду,
3) осмысление ситуации с точки зрения
этой целевой установки и построение соответствующего
высказывания-сообщения-текста,
4) передачу текста-сообщения второму
индивиду, 5) понимание
текста-сообщения вторым индивидом и
воссоздание на основе этого некоторой
ситуации возможного
дейст-вования, 6) действия
в воссоздаваемой ситуации, соответствующие
исходным целевым установкам второго
индивида и содержанию полученного им
сообщения. В этой схеме, как считает Г.П.Щедровицкий,
не существует никакого «смысла», отличного
от самих процессов понимания, соотносящих
и связывающих элементы текста-сообщения
друг с другом и с элементами восстанавливаемой
ситуации.
При всем разнообразии конкретных трактовок смысла и его соотношения со значением в контексте проблемы понимания текстов и языковых выражений, можно выделить общее: смысл всегда указывает на замысел, задачу, интенцию автора высказывания, на неязыковый контекст, ситуацию употребления знака.
Вторым (исторически) проблемным контекстом, в котором понятие смысла вошло в гуманитарные науки, стала проблематика феноменологического анализа сознания, представленная работами, в частности, основателя феноменологической парадигмы Э.Гуссерля и его учеников и последователей: Г.Шпета, творчески интерпретировавшего и развивавшего феноменологию, синтезировав ее с герменевтикой, М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра и М.Мер-ло-Понти.
В работах Э.Гуссерля проблема соотношения значения и смысла неоднозначна; четкое эксплицитное их различение отсутствует и употребляются эти два понятия иногда синонимично, иногда не совсем. Так как исходным требованием феноменологического анализа является феноменологическая редукция или «эпохэ» - сосредоточение только на том, что является сознанию и отказ от всякой попытки суждения о возможном мире, находящемся за пределами сознания, трансцендентном ему. Мир как бы заключается в скобки.
Источником, приписывающим смысл вещам, является сознание, актуальный упорядоченный опыт. Именно наше бытие и жизнь нашего сознания придают миру смысл, именно в жизни сознания впервые получает свой смысл и свою бытийную значимость весь мир и я сам как объект, как сущий в мире человек. Каждый смысл, по Гуссерлю, интенционально содержится во внутренней сфере нашей собственной испытывающей, мыслящей, оценивающей жизни и формируется в нашем субъективном генезисе сознания. Таким образом, смысл предстает у Гуссерля как основная образующая ткань сознания; явления, феноменологически данные сознанию.
К пониманию смысла как объективной сущности вещей, объекта специально направленного особого познания, склоняется и другой ученик Гуссерля, М.Хайдеггер, который называет смыслом артикулируемое в языке и речи. О смысле можно каждый раз говорить только тогда, когда мы имеем дело с обдумыванием, соображением, конструированием, определением. Форма, в которой смысл выступает в действительности, - это значимость, т.е. форма процесса суждения. Другой формой воплощения смысла является произведение или текст - это не сам смысл, но место смысла, такое особым образом устроенное место, на котором вновь и вновь возникает - пусть и изменяемый - смысл. Таким образом, у Хайдеггера смысл проявляется или строится также в пространстве сознания, является феноменом сознания, результатом познавательной деятельности, хотя и относится к явлениям мира как к своему предмету. Мир предстает как глобальный смыслообразующий контекст: все осмысленное получает свой смысл именно в мире как живом пространстве человеческой деятельности.
Смысл, по Ясперсу, предмет не объяснения, а понимания. Прежде чем понять самое душу, мы должны понять этот смысл. Понимание объективных порождений психической жизни, однако, возможно лишь на основе более широкого контекста. Для их постижения необходимо широкое понимание духовного мира человека и достаточно богатый опыт. Прийти к широкому пониманию - это значит сделать первый шаг; уже после этого мы приобретаем способность к непосредственному постижению смысла как выражения данной и именно данной, отдельно взятой души, в частности, через ее непроизвольные психические проявления и сновидения.
Сартр обращается к постижению смысла человеческих поступков через понимание, которое объясняет действие через его конечное значение, исходя из отправных условий. Смысл поступка и его значимость могут быть постигнуты только в перспективе через движение, которое реализует возможности, разоблачая данное. Человек является для самого себя и для других существом значащим, так как ни один из его поступков нельзя понять, не превосходя чистое настоящее и не объясняя его через будущее.
Еще одна развернутая философская концепция смысла крупнейшего представителя французского экзистенциализма М.Мерло-Понти, вводится понятие смысла как основного организующего принципа поведения живых систем. Единица физических систем есть связь, единица живых организмов - значимость. Координация на основе законов, привычная для физического мышления, не исчерпывает феномены жизни, оставляя остаток, подчиняющийся иному виду координации - координации на основе смысла». Для Мерло-Понти очевидно, что витальные акты имеют смысл по определению. Стимулы не вызывают автоматически единую стереотипную поведенческую реакцию. Напротив: Реакция зависит не столько от материальных свойств стимулов, сколько от их жизненной значимости. Таким образом, среди переменных, от которых действительно зависит поведение, нам видится смысловая связь, имманентное отношение. Мерло-Понти Т.М.Тузова утверждают что, человек может преодолевать данность именно потому, что его «высшие реакции» зависят не от стимулов, но скорее от «смысла ситуации», они предполагают определенный «взгляд» на эту ситуацию. Источником смыслов вещей выступает действующий субъект. Поскольку именно он, появляясь, заставляет проявиться смысл и ценность в вещах, и поскольку всякая вещь может приобрести их, только сделавшись для него смыслом и ценностью, то нет воздействия вещей на субъекта, а есть лишь сигнификация (в активном смысле), центробежное Sinngebung (наделение смыслом). Нам принадлежит универсальная власть наделения смыслом. Это наделение происходит не преднамеренно, а спонтанно.