Смысложизненные ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

Цель: изучить смысл жизни личности.
Задача:
* Проанализировать теоретические положения, лежащие в основе работы.
* Изучить смысложизненные ориентации.
* Провести исследование смысложизненных ориентаций, определить уровень осмысленности жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Проблема смысла в гуманитарных науках 5
1.1 Понятие смысла в гуманитарных науках 5
1.2 Личностные ценности и потребности в структуре смысловой регуляции. 12
2 Изучение смысла жизни 22
2.1 Подходы к пониманию и изучению смысла жизни 22
2.2 Анализ результатов теста смысложизненных ориентаций. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 48

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 327.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, мы видим, что в рамках единого  подхода на общем методологическом и теоретическом фундаменте были разработаны достаточно дифференцированные представления о смысловой сфере личности.

     2.2. Анализ результатов теста смысложизненных ориентаций.

      В исследовании принимали участие  студенты Амурского Государственного Университета факультета социальных наук. Были протестированы 27 человек второго  курса специальности «психология». В связи со значительно преобладающей феминностью выборки выделить половые различия не представляется возможным.

      Задача  исследования – изучить смысложизненные  ориентации, определить уровень осмысленности  жизни.

      Для изучения осмысленности жизни был использован тест «смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Испытуемому были предложены 20 пар противоположных утверждений. Задача испытуемого – выбрать одно из двух утверждений, которое, по его мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в зависимости от того, насколько он (испытуемый) уверен в выборе.

      Проанализируем  полученные результаты. Средние показатели по субшкалам по всей выборке приведены  в таблице № 1 (прил.Г). Сравнивая эти результаты с данными Д.А. Леонтьева, необходимо заметить, что без учета половой принадлежности они практически не отличаются. Если учитывать, что между этими опросами прошло около десяти лет, можно предположить, что средняя осмысленность жизни, а также показатели по субшкалам, либо являются величинами достаточно постоянными, либо характерны для отечественных выборок. (К сожалению, некоторые исследователи недостаточно внимательно изучают ключ к этому тесту авторы определяют общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) как сумму всех пяти субшкал, а не как сумму двадцати пунктов теста, что значительно повышает общий показатель ОЖ).

      Средняя осмысленность жизни по всей выборке  составила 104,8 баллов при стандартном  отклонении 16,08. следовательно, студенты, набравшие по шкале менее 88,26 баллов, были отнесены к группе с низкой осмысленностью жизни; набравшие от 88,26 до 121,34 баллов - к группе средней осмысленности жизни, а набравшие более 121,34 - к группе с высокой осмысленностью жизни. Таким образом, были определены три группы студентов с различным уровнем осмысленности жизни. Таким образом, были определены три группы студентов с различным уровнем осмысленности жизни. Таким образом, были определены три группы студентов с различным уровнем осмысленности жизни. Сравнительные данные по субшкалам и общей осмысленности жизни в различных группах и по всей выборке приведены на рисунке № 1. Вслед за Д.А.Леонтьевым, мы также соотнесли субшкалы с временами жизни: цели в жизни - с будущим; процесс жизни - с настоящим; результаты жизни - с прошлым.

Рисунок № 1

      Рассмотрим  подробнее особенности каждой из групп. В группу с низкой осмысленностью жизни вошли 5 человек, что составило 26,25% от общего числа испытуемых. Средний общий балл по группе составляет 79,4 при стандартном отклонении 8,86, что свидетельствует о  достаточно большом разбросе показателей внутри группы. 

      В описываемой группе наблюдаются  более низкие показатели по всем субшкалам  по сравнению со  средними результатами по всей выборке.  Для испытуемых характерны  незначительные показатели наличия целей в будущем, что свидетельствует о недостаточной осмысленности и направленности их жизни. Как показывают данные наблюдения, эти студенты живут сегодняшним днем, не имея временной перспективы и не желая планировать будущее.  Своей сегодняшней жизнью они не удовлетворены, считая ее недостаточно интересной, а порой  очень скучной. Также оценивают испытуемые и прожитую часть жизни. Студентов характеризует неверие в свои силы и собственную возможность сознательно контролировать течение своей жизни. 

Рисунок № 2

 
  Сравнительный анализ средних по субшкалам (рисунок № 2) выявил, что в данной группе показан приблизительно одинаковый низкий уровень по субшкалам Цели, Процесс и Результат (около 52-54% от максимально возможного результата). Таким образом. Собственно смысложизненные ориентации, включающие в себя эти три категории, имеют равно низкое значение, т.е в каждой из этих категорий, соотносимых с будущим, настоящим и прошлым, респонденты испытывают трудности при нахождении для себя смысла жизни. Среднее значение по шкале Локус контроля - Жизнь (управляемость жизни) незначительно превышает предыдущие, в целом свидетельствуя о том, что студенты этой группы больше верят в судьбу, чем в сознательный контроль человека над жизнью. Наряду с этим, снижение среднего показателя по субшкале Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)(48% от максимального результата) указывает на неверие в собственную возможность осуществлять такой контроль. Таким образом,  снижение уровня осмысленности жизни в этой группе главным образом происходит за счет уменьшения силы Я, что может быть обусловлено низким уровнем самопринятия  и личностной идентичности.

      В группу средней осмысленности жизни  вошло 19 человек, что составило 61,25% от всей выборки. Среднее значение осмысленности жизни в этой группе - 105,2 балла при стандартном отклонении 11,8, что свидетельствует о высокой степени разброса данных внутри группы.   
 Показатели по всем субшкалам в этой группе имеют среднее значение и близки к средним показателям по всей выборке. Для студентов характерен средний уровень наличия перспективы и целей в будущем. Испытуемые воспринимают процесс своей жизни достаточно интересным и эмоционально насыщенным, в основном считают, что прожитая часть жизни довольно продуктивна и осмысленна. Как правило, опрошенные находят се6бя способными строить свою жизнь в соответствии с задуманным и контролировать жизненный процесс.

  Сравнительный анализ средних по субшкалам (рис № 2) выявил, что в данной группе степень удовлетворенности процессом жизни в настоящий момент выше, чем удовлетворенность прошлым и будущим. Именно реальная жизнь студентов особенно интересна и эмоционально насыщена. Снижение удовлетворенности прожитым отрезком жизни показывает, что для студентов этой группы поступление в университет являет собой начало нового жизненного этапа, причем многие из них сомневаются, будет ли такой же насыщенной их жизнь в будущем. Однако осмысленность будущего оценивается все же выше, чем прошлого. Сравнение средних по субшкалам Локус контроля - Я  и Локус контроля - Жизнь обнаружило, что вера в собственную способность контролировать свою жизнь у этих студентов превышает степень убежденности в том, что такой контроль вообще возможен. Таким образом, средний уровень осмысленности жизни в этой группе может быть обусловлен некоторым снижением осмысленности прожитого отрезка жизни и сохранением невысокого уровня веры в возможность человека осуществлять контроль над собственной жизнью.

  Группа высокой осмысленности жизни достаточна малочисленна и включает в себя 3 человека (12,5% от всей выборки) среднее значение осмысленности жизни в этой группе - 137,3 балла при стандартном отклонении 2,7, что показывает небольшой уровень разброса данных внутри группы. Резуль таты достаточно высоки. Для испытуемых наличие целей в будущем, придающих жизни направленность и осмысленность, четкая временная перспектива. Они осознают свою личную ответственность за реализацию жизненных целей. Процесс жизни эмоционально насыщен, наполнен разнообразными интересными делами. Испытуемым присуща высокая удовлетворенность своей жизнью в настоящем. Высока удовлетворенность и прожитым отрезком жизни. Этим студентам свойственно общее мировоззренческое убеждение в том, что субъективный контроль над жизнью возможен. Кроме того, Нои считают себя достаточно сильными людьми, чтобы самостоятельно «строить» и контролировать свою жизнь.

      Сравнительный анализ средних по субшкалам (рис 2)выявил, что при достаточно высоких показателях  у студентов этой группы осмысленность  жизни от прошлого к будущему неуклонно растет. Наименее удовлетворены респонденты прожитой частью жизни. Значительно выше уровень эмоциональной насыщенности их реальной жизни. Однако для них именно в будущем сосредоточены цели, придающие жизни высокую осмысленность и направленность. Особенности внутреннего Локуса контроля в этой группе состоят в том, что уровень общей мировоззренческой убежденности в возможности человека контролировать свою жизнь здесь, выше, чем вера в собственные способности этот контроль осуществлять, что опять-таки может быть связано с недостаточно  высоким уровнем самопринятия и личностной идентичности. Таким образом, снижение общей осмысленности жизни в этой группе обусловлено некоторой неудовлетворенностью прошлым и небольшим снижением силы Я.

  Сравнивая средние показатели субшкал по всей выборке (табл.1 и табл.2), необходимо заметить, что в целом показан рост осмысленности настоящей жизни студентов по сравнению с прожитым ими отрезком жизни. Приче эмоциональная насыщенность реальной жизни, ее осмысленность оценивается студентами значительно выше, чем прошлого и немного выше, чем осмысленность и направленность будущей жизни. В целом по выборке особенностью внутреннего Локуса контроля является равная степень как мировоззренческого убеждения студентов в возможности контролировать свою жизнь, так и вера в собственные силы и способности такой контроль осуществлять.

  Таким образом, в результате анализа данных теста смысложизненных ориентаций показано, что осмысленность жизни может быть дифференцирована, причем уровни осмысленности прошлого, настоящего и будущего могут существенно различаться и определять уровень общей осмысленности жизни индивида. Выявлены особенности осмысленности временных этапов жизни студентов и их наиболее оптимальное сочетание в зависимости от уровня общей осмысленности жизни.  
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. И главным здесь является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Вместе с тем жизненные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни - значит оценить свою жизнь целиком.   
 Единство и устойчивость рассмотренных представлений, контрастирующие с пестротой подходов к смыслу в западной психологии личности, обусловлены тем, что авторы, участвующие в разработке смысловой проблематики, делают это, исходя из разных теоретических моделей, но опираясь на единые методологические принципы.   
 Смысл (будь то смысл текстов, фрагментов мира, образов сознания, душевных явлений или действий) определяется, во-первых, через более широкий контекст, и, во-вторых, через интенцию или энтелехию (целевую направленность, предназначение или направление движения).   
 Гипотеза подтвердилась. Показатель осмысленности жизни в группе находится в границах нормы, т.е. в группе у большинства студентов средняя осмысленность жизни.
Также было отмечено, что у испытуемых с высоким показателем осмысленности жизни, показатели по остальным шкалам также имеют высокое значение, а в группе испытуемых с низким показателем ОЖ - также низкие. 
 

 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПСОК  
 Источники

      1   Конюхов Н.И. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание Автор-составитель доктор психологических наук, доцент  . 3-е изд., 2002 г. М. – 2002г.   
 2    Леонтьев Д.А.  Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.

      3 Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2066 – 18 с. 

      4 Трубецкой Е. Смысл жизни. Печатается по кн.: М.; тип. т-ва И.Д. Сытина, 1918, 232 с. Первые главы этого труда публиковались в: «Вопросы философии и психологии», кн. 136, 1917, с. 81—113; кн. 141—142, 1918, с. 1—48). http://ihtik.lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_2588.rar /

      Литература

      5  Ананьева Б. Г. Избраные психологические труды: в 2-х т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. - М.: Педагогика, 2001.

     6 Вайзер Г.А. Отношение старшеклассников к проблеме смысла жизни // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III—IV симпозиумов. М., 2001.

      7Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов - М.: ЧеРо,2001.

      8 Епимахин Ю. В. - Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и личностной рефлексии [электронный ресурс], - http://pn.pglu.ruа.

      9 Имянитов Н. С. / Объективные смыслы жизни и существования. // Вопросы философии. 2006. — № 7

      10 Ирвин Я. Экзистенциальная психотерапия. Часть IV. Бессмысленность. М.: Класс, 1999

     10 Общая психология: Учебник / под общ. ред. проф. А. В. Карпова,-М.: Гардарики, 2002.

      12 Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. [текст], - Спб.: Питер, 2006.

      12 Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос 2003.

      13 Панферов В. Н. Психология человека,- СПб.: Смысл, 2000.

     14 Рубинштейн С. Л Проблемы общей психологии - М.: Педагогика, 2001

     15Связь ценностей и смысложизненных ориентаций[электронный  
ресурс]/
http://www.pspu.ru.    
 16 Смирнов А. А. Избранные психологические труды: в 2-х т. - М., 1987.        17 Смысл жизни в русской философии, конец XIX — начало XX в. СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1995

Информация о работе Смысложизненные ориентации