Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:13, реферат
Платон родился в 427 году до н.э. в знатной семье на острове Эгина,
недалеко от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к
последнему царю Аттики - Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье родственников знаменитого законодателя Солона. Родственником матери был так же известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий. Именно Критий ввел Платона в круг учеников Сократа.
1.2. Сочинения Платона.
2.1. Учение Платона об «идеях» («видах»).
2.2. «Идеи»
2.3. «Идея» как понятие.
3.1. Теория познания Платона.
3.2. Анализ знания.
3.3. Диалектика знания.
3.4. Виды знания.
4.1. Диалектика Платона.
4.2. Взаимопереход «идей»
4.3. Закон непротиворечия.
4.4. Диалектика и чувственный мир.
5.1. Учение Платона об обществе и государстве.
5.2. Формы государства.
5.3. Идеальное государство.
5.4. Добродетели в государстве.
5.5. Социальный смысл утопии Платона.
5.6 .Литература
План.
1.2. Сочинения Платона.
2.1. Учение Платона об «идеях»
(«видах»).
2.2. «Идеи»
2.3. «Идея» как понятие.
3.1. Теория познания Платона.
3.2. Анализ знания.
3.3. Диалектика знания.
3.4. Виды знания.
4.1. Диалектика Платона.
4.2. Взаимопереход «идей»
4.3. Закон непротиворечия.
4.4. Диалектика и чувственный мир.
5.1. Учение Платона об обществе
и государстве.
5.2. Формы государства.
5.3. Идеальное государство.
5.4. Добродетели в государстве.
5.5. Социальный смысл утопии
5.6
.Литература
1.1.
Жизнь Платона.
Платон родился в 427 году до
н.э. в знатной семье на
недалеко от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к
последнему царю Аттики - Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье родственников знаменитого законодателя Солона. Родственником матери был так же известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий. Именно Критий ввел Платона в круг учеников Сократа. Литературная философская деятельность Платона началась не очень рано.
В 399 г. закончилось первое пребывание философа в Афинах. Платон покидает родину на целых 12 лет. За это время странствий Платон посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. До этого он был в Мегаре.
Впечатления,
вынесенные из пребывания в
Египте, оказались важным этапом
в формировании научных,
Остаток
жизни Платон провел в Афинах.
Попытка вмешаться в ход
Умер Платон в возрасте 80-ти
лет в 347 г. до н.э.
1.2. Сочинения Платона.
Литературная деятельность
Удалось выделить четыре
К
первой, «сократической», группе
были отнесены «Апология
Во вторую, более позднюю, вошли «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга «Государства».Третью составили остальные книги «Государства», «Федр», «Теэтет» и «Парменид».
Наконец
в четвертую, последнюю по
«Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы».
По
форме и достоинствам
Другую
часть философских сочинений
Платона составляют диалоги, в
которых диалогическая форма - лишь видимость.
Эти диалоги - трактаты. В них исследуются
труднейшие и отвлеченные проблемы диалектики.
Значение их не в художественном воплощении
философских воззрений, а в их диалектическом
развитии и обосновании. Образцы таких
диалогов - «Софист», «Филеб»,Парменид».
Наконец есть и такие диалоги, в которых
перемежаются образ, миф и отвлеченный
анализ философских проблем. Возможно,
что некоторые диалоги первоначальной
редакции были написаны в повествовательной
форме и лишь впоследствии были переписаны
в форме драматической.
2.1. Учение Платона
об «идеях» («видах»)
От Парменида и Зенона Платон
усвоил установленное этими
различие между тем, что
истинного бытия.Это различие между становлением и бытием, между явлением и сущностью Платон распространяет на все предметы исследования. Среди них большое внимание он уделяет исследованию прекрасного. Во всех диалогах, посвященных проблеме прекрасного, Платон разъясняет, что предметом прекрасного является не то, что лишь кажется прекрасным, и не то, что лишь бывает прекрасным, а то, что по истине есть прекрасное, т.е. прекрасное само по себе, сущность прекрасного, не зависящая от случайных, временных, изменчивых и относительных его проявлений.
Но
Платон не только ставит
хотя и трудна, но все же разрешима. Она разрешима преж де всчто предмет исследования - «идея», «вид» - существует объективно, в самой реальности
2.2 . «Идеи»
По Платону, кто
В этом значении «идея» резко противопоставляется у Платона всем ее чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей.Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного. Эта непрерывная текучесть, изменчивость чувственных вещей подчеркнута Платоном в «Федоне». Напротив «идея» прекрасного, т.е. прекрасное само по себе, истинно сущее прекрасное не подлежит никакому изменению или превращению, совершенно тождественна и есть вечная сущность, всегда равная сомой себе.
Учение этого - идеализм, т.к. по Платону реально существует не чувственны предмет, а лишь его умопостижимая, бестелесная, не воспринимаемая
чувствами сущность. Учение Платона - объективный идеализм, т.к. «идея» существует сама по себе, независимо от многочисленных одноименных предметов, существует как общее для всех их.
Учение Платон об «идее» блага как о высшей «идее» чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Это учение сообщает философии Платона характер не просто объективного идеализма, но так же идеализма телеологического. (Телеология - учение о целесообразности.) Т.к. по Платону над всем главенствует «идея» блага,это значит, что порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. Т.к. критерий всякого относительного блага - благо безусловное, то наивысшее из всех учений философии - учение об «идее» блага. Лишь при руководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и полезным.
Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы
совершенно бесполезно. Телеология Платона,
учение об объективной целесообразности,
тесно связана с его теологией, или богословием.
Платон не только не скрывает, но и сам
выдвигает и подчеркивает связь своего
идеализма с религией, с мистикой.
Платон в ряде мест подчеркнул
объективный характер своей
известном смысле он
указаны:
1. участие к вечной природе «идеи»;
2. воплощение «идеи» в действительности;
3. наличие разума и обладание знанием; 4. владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание правильными мнениями;
5. некоторые виды чувственных удовольствий, например, от чистых тонов в
музыке или цветов в живописи.
Постижение
«идеи» прекрасного
2.3. «Идея» как
понятие
В понятии об «идеи» у Платона то, что делает «идею»:
1. причиной,
или источником бытия, их
2. образцом, взирая на который творят мир вещей;
3. целью,
к которой, как к верховному
благу стремится все
«Идея» Платона сближается со смыслом, который это слово, под влиянием
Платона, получило в обычном
обиходе у цивилизованных
В плане познания бытия и сущностей бытия Платон называет понятия, или
идеи,
относящиеся ко многим вещам,
«родам» и «видам». «Виды»
Понятая в этом смысле «диалектика» Платона есть двойной метод. Это, во-первых, метод восхождения через гипотезы до идей или до начал.
Во-вторых, «диалектика» Платона
- метод нисхождения сущего от начал, т.е.
метод деления родов на виды.
3.1. Теория познания
Платона.
По Платону знание возможно не для всякого. «Философия» (буквально «любовь к мудрости») невозможна ни для того кто уже обладает истинным знанием, ни для того кто совсем ничего не знает.
При разработке
вопроса о знании и его видах
Платон исходит из мысли о том,
что виды знания должны соответствовать
видам или сферам бытия. Для
истинного понимания бытия