Сочинения Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:13, реферат

Описание

Платон родился в 427 году до н.э. в знатной семье на острове Эгина,
недалеко от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к
последнему царю Аттики - Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье родственников знаменитого законодателя Солона. Родственником матери был так же известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий. Именно Критий ввел Платона в круг учеников Сократа.

Содержание

1.2. Сочинения Платона.
2.1. Учение Платона об «идеях» («видах»).
2.2. «Идеи»
2.3. «Идея» как понятие.
3.1. Теория познания Платона.
3.2. Анализ знания.
3.3. Диалектика знания.
3.4. Виды знания.
4.1. Диалектика Платона.
4.2. Взаимопереход «идей»
4.3. Закон непротиворечия.
4.4. Диалектика и чувственный мир.
5.1. Учение Платона об обществе и государстве.
5.2. Формы государства.
5.3. Идеальное государство.
5.4. Добродетели в государстве.
5.5. Социальный смысл утопии Платона.
5.6 .Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

   Но противоположности могут сосуществовать  и совмещаться - таково убеждение   Платона - только для мнения, только  для низшей части души, направленной  на   познание истинно сущих  «видов», или «идей», верховным  законом будет закон   запрещающий  мыслить совмещение противоположных утверждений об одном и том же предмете.

«Диалектический метод» Платона есть в сущности метод  последовательного  сведения понятий  в высшие роды и разделения родов  на входящие в них низшие видовые  понятия.

  Все  эти разъяснения Платона ясно обнаруживают насколько далека  платоновская «диалектика» от современной. «Диалектика» Платона - важный   этап в развитии логики, в развитии учения о категориях, о родах и видах   понятий, о методах определения, индукции и деления понятий, но она ни в малейшей степени не есть учение о развитии через противоположности.

   Система Платона не знает вовсе  никакой истории, никакого развития, кроме  цикличности и противоречия  уже бывшего. 

                 5.1.Учение Платона  об обществе и  государстве. 

   В мировоззрении Платона важное  место принадлежит его взглядам  на общество  и государство.  Платон менее всего похож на  аналитического мыслителя,   равнодушного  к явления общественной жизни  и политическим убеждениям.Общественно-политическим  вопросам Платон посвятил два наиболее  обстоятельных своих произведения: «Государство» и «Законы». В «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с центральным  учением платоновского идеализма - с теорией «идей», и несет на себе печать ригоризма и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как образец и как норма должного эмпирической действительности.

 Идеальному  типу Платон противопоставляет  отрицательный тип общественного устройства. В нем главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. По мнению Платона все существующее  государства принадлежат к этому отрицательному типу. 

                             5.2. Формы государства   Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия,

   олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальным государством,

   каждая из этих форм есть  последовательное ухудшение или  извращение формы идеальной. Первой  во времени из этих форм  вступила тимократия, т.е. власть  основанная на господстве честолюбцев. С первыми признаками упадка возникает страсть к  обогащению и стремление к стяжательству. В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя.

   Переход от тимократии к олигархии  - господству немногих над большинством.  Это правление основывается на  переписи и на оценке имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. В

   олигархическом государстве не  выполняется основной закон жизни  общества. Чтобы каждый член общества  «делал свое» и притом «только  свое» дело. В олигархии, во-первых, часть членов общества занимается самыми различными  делами - и земледелием, и ремеслом, и войной. Во-вторых, в олигархии право  человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к   тому, что такой человек превращается в бесполезного члена общества.

 Дальнейшее  развитие олигархии приводит  к еще более худшей форме   государственного устройства - к  демократии. Это власть и правление   большинства, но правление в  обществе, в котором противоположность  между богатыми и бедными обостряется еще сильнее. 

  Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон признал

  тиранию.  Это власть одного над всеми  в обществе. Возникает эта власть,

   подобно и всем остальным, как  вырождение предшествующей ей  формы. 

                           5.3. Идеальное государство 

   Всем формам государства Платон  противопоставляет утопию, проект  наилучшего государственного правления. Этим государством руководят как в олигархии немногие, но этими немногими могут стать только лица, действительно  способные хорошо управлять государством: во-первых в силу природных  задатков и одаренности, во-вторых, в следствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципом идеального государства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение.

 Основная  мысль Платона в утверждении,  что потребности граждан,   составляющих общество, разнообразны, способность каждого отдельного  человека к удовлетворению этих  потребностей ограничена. 

                         5.4. Добродетели в  государстве 

   Наисовершеннейшее по своему  строю, благое государство обладает  четырьмя главными добродетелями:  мудрость, мужеством, сдерживающей  мерой,  справедливостью.

  «Мудрость» - доблесть, принадлежащая не множеству ремесленников, а немногим - философам. Только философы должны быть правителями, и только  при правителях-философах государство будет благоденствовать.

«Мужество» - свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми  этих лиц больше.

  «Доблесть»  в совершенном государстве есть  качество уже не особого или

   отдельного класса, а принадлежит  уже всем членам общества.  Наличие «справедливости» подготавливается  и обуславливается «сдерживающей

   мерой». Благодаря справедливости  каждый разряд в государстве и всякий

   отдельный человек получает для  исполнения свое особое дело. 

   В государстве три разряда  граждан: правители, воины, работники;  они

   составляют одно гармоничное  целое.

        5.5. Социальный смысл  утопии Платона

               

   В утопии Платона отражаются  важные черты действительно, реального

   античного полиса, далекие от  намеченного философом идеала.

 Из  исследования отрицательных типов  государства Платон извлек вывод,  будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем - в  господстве материальных интересов, в их влиянии на поведение людей.   Поэтому устроители наилучшего государства должны позаботиться о правильном  воспитании воинов-стражев. 

   Основные черты этого порядка  - лишение воинов права на собственное

   имущество. Воины могут пользоваться  только тем, что минимально  необходимо  для жизни, для  здороовья, для выполнения своих  функций в государстве.

  В  утопии Платона есть ряд черт, которые, на первый взгляд кажутся   чрезвычайно современными. Это отрицание личной собственности воинов и  снабжение их государством, резкая критика к стяжанию и накоплению, критики   торговли и спекуляций, мысль о необходимости нерушимого единства общества, полного единения всех его членов, воспитание в гражданах нравственных   качеств, способных привести к этому единству. 

                                   
 

                                     

                             

                            

Информация о работе Сочинения Платона