Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:13, реферат
Платон родился в 427 году до н.э. в знатной семье на острове Эгина,
недалеко от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к
последнему царю Аттики - Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье родственников знаменитого законодателя Солона. Родственником матери был так же известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий. Именно Критий ввел Платона в круг учеников Сократа.
1.2. Сочинения Платона.
2.1. Учение Платона об «идеях» («видах»).
2.2. «Идеи»
2.3. «Идея» как понятие.
3.1. Теория познания Платона.
3.2. Анализ знания.
3.3. Диалектика знания.
3.4. Виды знания.
4.1. Диалектика Платона.
4.2. Взаимопереход «идей»
4.3. Закон непротиворечия.
4.4. Диалектика и чувственный мир.
5.1. Учение Платона об обществе и государстве.
5.2. Формы государства.
5.3. Идеальное государство.
5.4. Добродетели в государстве.
5.5. Социальный смысл утопии Платона.
5.6 .Литература
При рассмотрении учения Платона о знании необходимо прежде всего иметь в виду, что вопрос о знании отнюдь не ставится у Платона как отдельная,
изолированная, ни как
Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытие, от его
диалектики.
3.2. Анализ знания
Введением в гносеологическое учение Платона может быть диалог «Теэтет».
Предмет диалога - именно вопрос о существе знания. Речь идет не о том,
какие существуют частные виды знания, а о том, что такое знание само по
себе.
Диалог не дает положительного ответа на вопрос, но опровергает три
несостоятельных, с точки
1. взгляд, по которому знание есть
чувственное восприятие;
2. взгляд, по которому знание - «правильное
мнение»;
3. взгляд, по которому знание - «правильное
мнение со смыслом».
Необходимое для познания
чувственного восприятия, т.к. в этой области все течет и все лишено
твердой определенности. Таким образом,
чувственному, как текучему, должно
предшествовать нечто, не
Утверждение это предполагает, будто возможно не только «правильное
мнение», но также и мнение ложное. Но Платон доказывает, что тот, кто
имеет ложное мнение, не может пребывать безусловно во лжи: для него по
крайней мере нечто истинно
или даже все истинно. С
предмета ложного мнения также нельзя
вынести никакой лжи. Итак, ложное мнение
невозможно. Но тем самым мы лишаемся возможности
говорить о соотносительном с ним истинном
мнении, и, стало быть, получается, что
знание нельзя определить как «правильное
мнение».
Третья теория утверждает, будто знание - не просто «истинное мнение», а
«истинное мнение со смыслом». Платон демонстрирует примеры, из которых видно, что одно «истинное мнение» еще не дает знания и что для
возникновения знания к истинному мнению должно присоединиться еще нечто -«смысл». Как бы ни понимать «смысл» - то ли как выражение в слове, то ли как перечисление элементов, то ли как указана отличительной признак - во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не создает и не может создать знания. Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должно быто отграничено от чувственности и должно рассматриваться не как результат чувственных восприятий, а как предшествующее им условие.
Однако
знание ценится значительно
Платон
отграничил знание от
Анализ
знания Платон проводит в
Сделанный
анализ знания у Платона не
ограничивается. Связь и единство
знания и чувственности,
3.3. Диалектика знания
Диалектические исследования
Достовляющее истинность
Рассматривая «идеи», философ может или рассматривать их реализацию в мире вещей, или, напротив, подниматься в мысли до их начала, пребывающего выше всякого знания. В первом случае душа использует «идеи» в качестве«гипотез» или «предложений», разделяя род на виды. Это как бы путь вниз - от «идей» к вещам.
Род
познаваемого, постигаемый только
мыслью, Платон называет «мыслимым».
В«мыслимом» имеются две «
Платон развивает детальную
Под «мышлением» понимается
Под «рассудком» понимается вид интеллектуально знания, при котором познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума и не ради его созерцания, а для того, что бы с помощью ума понимать или чувственные вещи или образы. Этот «рассудок» - не интуитивный, а деструктивный вид знания. Чувственное знание Платон также делит на две области: на «веру» и «подобие». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. «Подобие» - вид уже не восприятия, а представления вещей, или, иначе, интеллектуальное действие с чувственными образами вещей. «Подобие» отличается от «веры» удостоверяющей существование. «Подобие» - некое мыслительное построение, основывающееся на «вере». С этими различиями у Платона тесно связывается различие знания и мнения.
В отличие от идей, математические
предметы и математические
постигаются посредством
Чувственные
вещи постигаются посредством
мнения. О них невозможно знание,
их нельзя постигнуть посредством рассуждения,
их можно постигнуть лишь гипотетически.
4.1. Диалектика Платона.
Для Платона диалектика - это не только логика, хотя в ней есть и
логический аспект, это не только учение о познании, хотя в ней есть и
гносеологический аспект; это не только учение о методе, хотя в ней есть
аспект метода. Диалектика Платона - прежде всего учение о бытии или об
идеях. Идеализм Платона,
имеет явно выраженный
4.2. Взаимопереход идей.
Движение несовместимо с
Платон доказывает: тождественное и иное должны быть отличимы от покоя и движения. И о покое, и о движении, так же как и о всяком другом роде, одинаково говорится, что они и тождественны по отношению к себе и суть
иное по отношению к другому. Но т.к. покой и движение - противоположности, и т.к. все то, что высказывается о противоположностях не может быть ни каждой из этих противоположностей в отдельности, ни той и другой вместе, то покой и движение должны отличаться от тождественного и иного.Тождественное отличается от покоя, не говоря уже об очевидном отличии его от движения. Но оно отличается и от бытия. Если бы тождественное не отличалось от бытия, то, утверждая, что покой существует, так же как существует и движение мы должны были бы признать, что покой тождествен с движением. Но если тождественное отличается не только от покоя и движения но также и от бытия, то это значит, что в тождественном мы должны видеть четвертый и самостоятельный род сущего наряду с родами покоя, движения, бытия.
То
же самое доказывается и
В учении Платона об ином
чрезвычайно важно отметить, что
все первые черты рода сущего
- бытие, покой, движение, тождественное
- принадлежат или причастны, к роду
иного. Так движение есть иное не как движение,
а лишь поскольку движение не есть
покой, не есть бытие, не есть тождественное
и т.д.
Учение это представляло
4.3. Закон непротиворечия
Важную особенность диалектики Платона составляет то, что противоположные определения сущего, развиваемые им, отнюдь не означают отказа от принципа непротиворечия. Хотя Платон доказывает, что одно и тоже бытие едино и множественно в одно и тоже время, он поясняет при этом, что «единым» и «множественным» оно оказывается в различных отношениях: бытие «едино», поскольку оно рассматривается в отношении к самому себе, к своей тождественной основе. И тоже самое бытие «множественно», поскольку оно рассматривается в другом отношении - в отношении к своему «иному». И все другие определения бытия у Платона, все они мыслятся как противоположные друг другу, но не как противоречащие в одном и том же отношении.
Закон
противоречия или закон
4.4. Диалектика и чувственный
мир.
Совмещение противоположностей, по Платону,
недопустимо в определениях мысли,
которые должны рассматриваться в качестве
тождественных себе и относительно
которых нельзя мыслить совместимость
противоречащих утверждений. Напротив,
чувственные вещи могут переходить в противоположные
себе. По Платону, в предметах чувственного
мира не только противоположное
переходит в противоположное, но и в одной
и той же вещи в одно и то же время
совмещаются противоположные качества,
притом не случайно, а необходимым
образом.