Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:34, реферат

Описание

Всякая способность является способностью к чему нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Способности и их развитие……………………………………
1.1. Понятие о способностях………………….
1.2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей…
1.3. Природа человеческих способностей………………
1.4. Развитие способностей…………………………………….
2. Социализация личности
2.1. Понятие социализации…………………….
2.2. Содержание процесса социализации……………
2.3. Стадии процесса социализации…
2.4. Институты социализации
Заключение……………………
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Способности и их развитие.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Особый интерес в связи с определением влияния генетиче­ских факторов на развитие индивидуальности ребенка представ­ляют результаты исследований гомозиготных (имеющих иден­тичную наследственность) и гетерозиготных (обладающих раз­ной наследственностью) близнецов. Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, ко­торые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что вопреки ожиданию их индивидуальные психологические и по­веденческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной семье, при­чем в некоторых случаях даже уменьшаются.

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожи­ми друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утвер­ждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психиче­ское и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно про­водится одним из следующих способов:

1. Систематическое варьирование условий обучения и вос­питания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.

2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомози­готных и гетерозиготных близнецовых пар.

Много внимания проблеме изучения индивидуальных пси­хологических различий детей в нашей стране было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств. (3, 384).

Под свойствами нервной системы понимаются такие устой­чивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредель­ного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к воз­буждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбужде­ния или торможения.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложи­лась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (В.Д.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (си­ла, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (урав­новешенность по этим основным свойствам). Показано, что дан­ные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства). (3, 385)

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова—Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нер­вной системы. Она включает:

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2.  Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных под­корковых структур и т.п.).

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач (мышле­нием), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формаль­но-динамические характеристики психической активности че­ловека детерминируются преимущественно (но тоже не исклю­чительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопреде­ляют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способ­ностей. Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие».

Поскольку основные свойства нервной системы человека до­вольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в по­иске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода обучения детей с данным типом нервной системы.

Развивая в этом плане идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын вы­сказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нер­вной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и не­достатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие ре­зультаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой. (3, 385).

         Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологи­ческих свойств его нервной системы в первую очередь опреде­ляет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных спо­собностей с наследственностью обнаруживается, в других — нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тес­там интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказыва­ются внутрипарно более похожими, чем дизиготные». Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов так­же очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воз­действие генотипических факторов, напротив, уменьшается.

Таких психологических свойств, которые с уверенностью мож­но было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп работы чело­века, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особен­но большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электро­энцефалограммы.

Приведенные данные позволяют сделать вполне определен­ный вывод об отсутствии выраженной биологической и о нали­чии отчетливой социальной обусловленности задатков, в дан­ном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специаль­ное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленно­сти межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека.

Анализ данных, полученных во многих экспериментальных сравнительно-психологических исследованиях, показывает, что общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем маль­чики», «Мальчики более склонны к математике, чем девочки», «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики пре­восходят их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассив­ны и более чувствительны к одобрению их поведения со сторо­ны, чем мальчики», «Мальчики более агрессивны и более неза­висимы в своем поведении, чем девочки» не вполне соответст­вуют действительности (5, 272). Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.

Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей между ними все же имеют­ся. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показы­вают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действи­тельно имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совер­шеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превос­ходят их в других отношениях, например в способностях к про­странственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возра­ста математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усредненные межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую за­висят от обучения и воспитания, которые в условиях большин­ства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различ­ными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении муж­чин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые разли­чия могут возрастать. Данные проведенных исследований пока­зывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физически­ми видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механиче­ских технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отноше­нии ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, бегло­сти речи и других способностей, включающих владение речью. Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, т.е. ведут к маскулиниза­ции женщин и феминизации мужчин. Такое предположение под­тверждается фактами лишь частично. Действительно, виды де­ятельности, традиционно свойственные людям противополож­ного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые мож­но было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контро­лируемых экспериментальных условиях, дают основание для вы­вода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более силь­ное влияние, чем биологические. Средние различия между груп­пами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего на­много больше тех, которые имеются между людьми разного пола.

 

1.3. Природа человеческих способностей

Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следу­ющие обстоятельства его жизни:

1.  Наличие общества, социально-культурной среды, создан­ной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов материальной и духовной куль­туры, обеспечивающих существование человека и удовлетворе­ние его собственно человеческих потребностей.

2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответству­ющими предметами и необходимость обучения этому с детства.

3. Необходимость участия в различных сложных и высоко­организованных видах человеческой деятельности.

4.  Наличие с рождения вокруг человека образованных и ци­вилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, уме­ния и навыки, располагая при этом соответствующими средст­вами обучения и воспитания.

5.  Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, не зрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания. (3, 386).

Каждое из названных обстоятельств является необходимым для превращения человека как биологического существа, с рож­дения располагающего некоторыми элементарными способно­стями, свойственными и многим высшим животным, в соци­альное существо, приобретающее и развивающее в себе собст­венно человеческие способности. Социально-культурная среда позволяет развивать способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной и духовной культуры и развитие необходимых для этого способностей (они формиру­ются и совершенствуются в процессе научения пользованию соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего дет­ства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нуж­ных для них способностей, а впоследствии, когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности в самостоя­тельном приобретении соответствующих способностей. Окру­жающие ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже об­ладая необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают непре­рывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пла­стичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу. Те задатки, которые необходимы для развития человеческих спо­собностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальней­шем уже не природное, а социальное его развитие, включая становление множества таких способностей, аналога которым нет даже у весьма высокоразвитых животных.

Информация о работе Социализация личности