Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:34, реферат

Описание

Всякая способность является способностью к чему нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Способности и их развитие……………………………………
1.1. Понятие о способностях………………….
1.2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей…
1.3. Природа человеческих способностей………………
1.4. Развитие способностей…………………………………….
2. Социализация личности
2.1. Понятие социализации…………………….
2.2. Содержание процесса социализации……………
2.3. Стадии процесса социализации…
2.4. Институты социализации
Заключение……………………
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Способности и их развитие.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

           Введение…………………………………………………………3

1.                  Способности и их развитие……………………………………

1.1.            Понятие о способностях………………….

1.2.            Способности, задатки и индивидуальные различия людей…

1.3.            Природа человеческих способностей………………

1.4.            Развитие способностей…………………………………….

2.                  Социализация личности

2.1.            Понятие социализации…………………….

2.2.            Содержание процесса социализации……………

2.3.            Стадии процесса социализации…

2.4.            Институты социализации

          Заключение……………………

          Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная контрольная работа посвящена двум темам: «Способности и их развитие» и «Социализация личности».

В первом вопросе говорится о такой  подструктуре личночти, как способности. Важной предпосылкой становления личночти являются способности, т.е. психологические особенности индивида, заключающие в себе потенциал успешного выполнения определенных видов деятельности.   Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая теипы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Термин «способности» употребляют в житейском обиходе очень широко; в психологичесой литературе им немало злоупотребляли.

Всякая способность является способностью к чему нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. В тексте дается определение понятию, говорится о двух видах задатков: врожденных и приобретен­ных, и об индивидуальных различиях людей.

Во второй теме задачей является дать определение социализации личности, о содержании процесса социализации. Также рассматриваются стадии процесса и институты социализации. В основном уделялось внимание учебнику Андреевой Г.М «Социальная психология» и Сущенко С.А..

 

 

 

1. Способности и их развитие

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.

1.1. Понятие о способностях

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные лю­ди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в ус­пехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают зна­ния, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его оп­ределений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состоя­ний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся оп­ределений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень разви­тия общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспе­чивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это опре­деление принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех. (3, 374).

       Значительный вклад в разработку общей теории способно­стей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то и пред­ложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разуме­ются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями назы­вают не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-треть­их, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать родные, или естественные, способности (в основе своей биоло­гически обусловленные) и специфические человеческие способ­ности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у че­ловека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуника­циям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жиз­ненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набо­ру и механизмам формирования человек и животные принци­пиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологи­чески обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользо­вании речью и логикой, теоретические и практические, учеб­ные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точ­ность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи чело­века в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математи­ческие, лингвистические, технические, литературные, художе­ственно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у чело­века общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-тео­ретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практи­ческим действиям. Такие способности в отличие от общих и спе­циальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспита­ния, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание пред­метов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное твор­чество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, спо­собности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в кон­такт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические за­датки. Одним из них, вероятно, является врожденная способ­ность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обуслов­ливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавля­ется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к на­строению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.

С психологической точки зрения социальная норма поведе­ния не что иное, как идеально воплощенная в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социаль­ные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаи­модействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми.

С неменьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказы­вать влияние на людей. Что касается умения воспринимать лю­дей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на про­тяжении уже многих лет в специальной литературе активно об­суждается вопрос о врожденности или приобретенности этой спо­собности, а также о возможности ее развития у разных людей.

И межличностные, и предметные способности взаимно до­полняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Не отдельные способности непосредственно определяют ус­пешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удач­ное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в ко­торой определялся бы лишь одной способностью. С другой сто­роны, относительная слабость какой-нибудь одной способно­сти не исключает возможности успешного выполнения той де­ятельности, с которой она связана, так как недостающая спо­собность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуко-высотного слуха — развитием тембрального слуха.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние ока­зывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависи­мых способностях, совместно определяющих успешность дея­тельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

1.2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретен­ные. Первые иногда называют природными, а вторые социальны­ми. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, что­бы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. (5, 780). Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обя­зательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирова­ния способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеоб­разное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различий. Откуда берутся индивидуальные пси­хологические различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает А.Анастази: «Индивиду­альные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его сре­дой... Наследственность допускает очень широкие границы по­ведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды».

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начи­нает проявляться уже при рождении ребенка. Например, ново­рожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рожде­ния обладает многими такими свойствами, которые впоследст­вии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств.

Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом эмоциональном состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

Информация о работе Социализация личности