Социальная работа в психиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших задач развития психиатрических служб в настоящее время является переход от чисто медицинской к биопсихосоциальной модели оказания помощи. В связи с этим все большее внимание необходимо уделять не только клиническим, но также психологическим и социальным факторам, личностным и социальным особенностям индивидуума в их взаимодействии, и, таким образом, оказывать более разностороннюю и эффективную помощь.

Содержание

Введение………………………………………………………………...стр.3-5
Глава 1 «Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Социальная психиатрия»………………...стр.6-16
Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы……………………………………………………..стр.6-10
Социальная психиатрия….………………………………стр.10-16
Глава 2 «Душевнобольные как клиенты социальной работы»…………………………….…………………………………...стр.17-27
2.1 Пациенты психиатрической больницы………………..стр.17-21
2.2Социальная работа с пациентами психиатрической больницы………….…………………………………………………...стр.21-27
Заключение…………………………………………………………….стр.28
Библиография………………………………………………………….стр.29-30

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа!!!.docx

— 65.88 Кб (Скачать документ)

        Вторая группа включает больных психопатиями и неврозами, а также больных с неврозоподобными психопатоподобными расстройствами и с некоторыми редуцированными проявлениями психозов. Способность к восприятию и познанию окружающего у них, как правило, не нарушается; психические отклонения проявляются преимущественно изменением поведения и межличностных отношений. Определение этой группы как пограничной указывает на то, что больные, входящие в нее, занимают как бы промежуточное положение между больными психозами и психически здоровыми. Однако следует иметь в виду, что такое подразделение в некоторых случаях (например, при депрессии, снижении уровня личности) условно.

Анализ показателей заболеваемости и распространенности психических  болезней в разные временные периоды  и в различных группах населения, в том числе и за рубежом, свидетельствует  об известной условности этих показателей, т.к. их величина зависит от особенностей организации психиатрической помощи, от терпимости общества к психически больным, надежности критериев диагностики  психических болезней и отграничения их психического здоровья.

     Усилилось внимание к изучению психических расстройств у лиц предстарческого и старческого возраста. Их частота составляет 30% от числа всех расстройств у лиц старше 65 лет. Однако в связи со сложностью клинической оценки состояния лиц пожилого возраста данные показатели нуждаются в уточнении.

Далее мы перейдём к рассмотрению и характеристике психических расстройств  личности, чтобы сформировать представление  о группе людей, с которой нам  предстоит работать (прямо или  косвенно) в дальнейшем.


[6] Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург; М., 1995.

Нарушения восприятия.

Галлюцинации-ощущения или чувства, которые возникают без внешнего раздражителя. Бывают зрительными(видит одиночные предметы, картинки), слуховыми (слышит голоса); вкусовыми (у еды неприятный вкус, или несьедобное вкусно, еда кажется отравленной); обонятельными (чувствует неприятный запах,часто моется); осязательными (чувствует на теле какой-то лишний прирост, или рядом с собой)

Нарушения внимания. Проявляются в рассеяности.

Нарушения памяти . Проявляются:

амнезия(пробелы в памяти); гипомнезия (общее ослабление памяти)

Нарушения мышления

Увеличение скорости мышления; замедление мышления; словестная каша; резонирующее мышление (больной перевирает какую либо вещь); безразличие мышления-больной не выделяет важности в окружающем(на почве эпилепсии); «мысли галлюцинации» навязчивая идея, человек представляет себя кем-то другим; идея самообвинения (вызывает депрессию); нигилистическая идея (кажется что нет какой-либо части тела); параноя (мания преследования); мания величия; навязчивые идеи (страхи, фобии)

Нарушения эмоций

Апатия (безразличие); эйфория (повышенное настроение, в неподходящей ситуации); депрессия (упадок настроения).

Нарушения сознания

1.      Квантитативные - кома,  soopor-реагирует, вербально не реагирует, somnolentsus-«сонный» немного реагирует, отвечает

2.      Квалитативные- нарушение ориентации во времени, месте, в себе.

3.      По длительности: короткосрочные-„отсутствие“ на почве эпилепсии; долгосрочные-транс, несколько часов, несколько дней, больной не реагирует на реальные раздражители, действует под воздействие своих галлюцинаций и идей.

4. Лунатизм

Биполярное  нарушение настроения (маниакально-депрессивное. Психоз)

Смена маниакальных и депрессивных эпизодов. Один эпизод может сразу  перейти в другой, иногда может  быть четкий период, в течении которого психика полностью восстанавливается.

Лечение возможно, но не всегда. Болезни подвержены и мужчины  и женщины.

Существует 2 фазы. Маниакальная фаза (физически активен. Холерик. Может быть агрессивен,  опасен.); депрессивная фаза(депрессия, мрачные мысли, попытки самоубийства)

Фобии.

Заболевания, которые не представляют угрозы для жизни. Требуют обязательного лечения. Группа растройств, при которых тревога, страх или ужас вызываются определенными ситуациями или объектами, которые не представляют реальную угрозу. Фобия часто сочетается с депрессией. Большинство фобических расстройст (кроме соц.фобий) встречается у женщин.

Депрессия.

Признаками являются: падение настроения, падение интереса, падение энергии. Дополнительные признаки: падение самооценки, чувство ненужности, пессимизм по отношению к будущему, суицидальный риск, нарушения сна

Шизофрения.

Раскол души. Душевное заболевание, на основе которого нарушено восприятие настоящего, нарушение восприятия, мышления. Соц. Факторы: не был никогда женат, замужем; нет сексуального партера; плохой опыт работы; социальная изоляция (соц.фобия) 

Нарушения личности.

Проблема структуры личности. Проявляется в раннем возрасте. Признаком является дисгармония личности,  возникают конфликты в незначительных случаях. Формы нарушения личности: непостоянный психопат (нуждается в разнообразии, новых впечатлениях, условиях); неконтролируемый психопат (неспособность себя контролировать, затормаживать); активный (хорошее настроение, очень предпреимчивый, начинает и не заканчивает, судебные наказания, алкоголизм); истерический (нуждается во всеобщем внимании, заботе); параноидальный(недоверие и сомнения, любит писать жалобы); астенический(отсутствие психических и физических возможностей, работоспособности, быстро устает, эмоциональный, тихий); психоастеничный (сомневающийся, не может решить что ему делать,встречаются фобии); депрессивный (во все видит негатив, нет эмоций, попытки и мысли о самоубийстве); ипохондрик (черезмерно беспокоится о своем здоровье,может быть параноиком); шизоидный(закрывается в своем внутреннем мире, отделяется от других,черты аутизма); цикличный (напоминает маниакально-депрессивный психоз, меняющиеся настроение, активность, психический тонус). [7]

2.2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПАЦИЕНТАМИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

          В современном обществе актуальными являются проблемы реабилитации и интеграции психически больных людей в общество, в связи с

  [7] Лекция «Социальная психиатрия»


чем повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической  помощи. Говоря об общем подходе  к охране психического здоровья, оказанию психиатрической помощи, нужно отметить, что использование только одной  медицинской модели психических  расстройств означает лишь одностороннюю  оценку явления. Постепенно эта модель уступила место более свободному подходу к проблеме, который включает психосоциальную ориентацию. Объединение  медицинской, психологической и  социальной моделей в системной  биопсихосоциальной модели является особой методологической установкой, дающей возможность избежать альтернативности в подходе к человеку (биологическое и социальное), страдающему тем или иным недугом, и открывающей большую возможность правильного понимания целей и задач профилактики и лечения. [8, с. 57]

        Социальная работа в психиатрии имеет следующие специфические черты. Во-первых, социальная работа тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на различных стадиях заболевания. При этом учитывают обусловленные нозологией (учение о болезнях) и возрастом психологические аспекты, личностные характеристики, реакции личности на болезнь. Эта особенность определяет участие специалистов по социальной работе в полипрофессиональных бригадах. Во-вторых, социальная работа всегда несет в себе определенный социотерапевтический эффект. Лечебно-реабилитационные цели преследуются всеми видами психосоциального вмешательства. Социотерапевтическое вмешательство, направленное непосредственно на самого больного, является существенной частью терапии. Социальные и семейно-терапевтические методы лечения являются равноправными с лекарственными и должны использоваться наряду с ними, причем в некоторых случаях могут их полностью заменить. И наконец, социальная работа в тех случаях, когда это возможно, должна способствовать активации


[8] Лукьянова И.Е. Инновационная реабилитация – приоритетное направление медико-социальной работы // Социальные технологии и исследования. 2006. № 2.

автономии больного, улучшению  его социального функционирования и, в  конечном итоге, повышению его социальной компетентности.

       В соответствии с поставленными целями выявления основных направлений социальной работы в психиатрии, можно выделить следующие.    

        Первое направление –социотерапевтическое вмешательство, ориентированное на пациента, целями которого являются организация медицинской помощи и наблюдения, ограничение и смягчение последствий заболевания, повышение качества его жизни, укрепление связей больного с окружающим миром, повышение адаптации и социализации, повышение социальной компетентности пациента, обеспечение максимально высокого уровня личностного и социального функционирования, преодоление социального дефицита. Диапазон этих форм вмешательства варьирует от восстановления навыков независимого проживания (элементарные навыки гигиены и самообслуживания, более сложные навыки повседневной жизни – ведение домашнего хозяйства, пользование транспортом, распределение бюджета, структурирование деятельности в течение дня и т.п.) до преодоления дефицита социальных навыков, важных для успешного социального функционирования (улучшение социального взаимодействия, общения, социально приемлемого поведения; обучение навыкам уверенного поведения и самопредъявления). Формы вмешательства, направленные на восстановление трудовой занятости (трудовая терапия), по существу, также относятся к этой группе социотерапевтического воздействия.

         К наиболее распространенным формам психосоциальной реабилитации относят психообразование пациентов и тренинг социальных навыков. Психообразование пациентов – это процесс обучения, направленный на обеспечение больных необходимыми знаниями в отношении собственного здоровья, влияющими на их установки и поведение [9, с. 63]. Образование пациентов осуществляется междисциплинарной бригадой профессионалов, в


[9] Гурович И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных // Российский психиатрический журнал. 2006. № 2.

задачи которой входит повышение  комплаентности пациентов, возможности своевременного распознавания начинающегося обострения; обучение стратегии совладания с остаточной психопатологической симптоматикой и обеспечение психосоциальной поддержки. Тренинг социальных навыков представляет собой структурированный образовательный подход к психосоциальной терапии психических расстройств и направлен на повышение устойчивости уязвимых в психобиологическом отношении хронически психически больных к стрессовым воздействиям(требованиям общества, семейным конфликтам и т.д.), способствует формированию различных навыков.

Второе направление – психосоциальное вмешательство.

Оно может проводиться на микросоциальном уровне и быть направлено на работу с ближайшим окружением больного, включая как семейные формы вмешательства, в том числе и с применением психообразовательного подхода, так и воздействие на другие компоненты естественной сети социальной поддержки, а также ее замещение, осуществляемое путем создания искусственной социотерапевтической среды (различные формы защищенного жилья и вовлечение пациентов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи и в психосоциальные клубы). Здесь решаются такие задачи, как создание благоприятной атмосферы проживания и труда больного вне стен психиатрического окружения, укрепление социальных связей; научение родных правилам общения и навыкам ухода за больным; решение проблем семей, имеющих психически больных и т.д.

Третье направление – социальное вмешательство на макросоциальном уровне.

Этот уровень относится к  сфере влияния общественно-ориентированной  психиатрии как концепции, способствующей повышению толерантности населения  к психически больным, преодолению  проблемы стигматизации, совершенствованию  законодательства в области охраны психического здоровья и в социальной сфере, профилактике психических и психосоциальных расстройств, привлечению внимания как государственных, так и частных, благотворительных, общественных организаций, средств массовой информации к проблемам психического здоровья и психосоциальной реабилитации лиц с психическими проблемами и хронически психических больных.

       Совершенствование структуры психиатрических служб, переход к биопсихосоциальной модели и введение полипрофессионального бригадного метода создают предпосылки формирования системы обоснованной дифференцированной социальной работы как важной составной части помощи психически больным.

      Социальные работники  вполне могут выполнять задачи, определенные, например «Рабочим  комитетом социальных работников  психиатрических больниц» (ФРГ):

  1. Сотрудники в диагностико-терапевтических группах (врач, психолог, персонал по уходу) со специализацией на социальной амнезии, психосоциальной помощи (помощь в реабилитации и адаптации в психиатрической больнице, помощь в преодолении конфликтных ситуаций в личной сфере), социальная помощь в отдельном случае, групповая социальная работа.
  2. Координация и предоставление различных видов материально-социальной помощи пациентам: обеспечение личной собственности, разработка налоговых и пенсионных возможностей, консультация в семейно-правовых вопросах.
  3. Сохранение или восстановление контактов с семьей и на прежнем рабочем месте
  4. Семейная терапия: создание благоприятной обстановки понимания обусловленных болезнью особенностей поведения пациента, возможного уменьшения его работоспособности, необходимости дальнейшего амбулаторного лечения, опосредованная работа с семьей по средством просвещения и сотрудничества с государственными органами и благотворительными учреждениями.
  5. Сотрудничество во всех формах групповых активаций.
  6. Виды реабилитации: предложения для трудотерапевтического подхода в плане будущего рабочего места, содействие в предоставлении подходящего рабочего места и, в случае необходимости, возможности переобучения, приобретения жилища или места в приюте и социально-психиатрическое просвещение будущего окружения. Оказание финансовой помощи в переходный период на основе действующего законодательства.
  7. Общественная работа: обеспечение контактов между больницей и средой проживания с устранением общественного предубеждения против психических больных, подготовка пациента к жизни вне стен больницы.

Информация о работе Социальная работа в психиатрии