Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:35, контрольная работа
Социальное воспитание - важнейшая часть воспитания. Его содержание, цели, средства и результаты органически переплетаются с другими направлениями и компонентами целостного процесса воспитания человека. Интегрированным результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций.
Введение()
1.Теоретическая часть
11.Сущность понятий «социальное развитие», «нравственное развитие». Содержание понятия «социально-нравственное воспитание».(3)
1.2. Требования индивидуального подхода к детям с ТНР в процессе воспитания гуманных отношений. Его влияние на социальное развитие дошкольника.(8)
1.3. Сравнение содержания и задач нравственного и социального развития дошкольников. Специфика и взаимосвязь этих важных сторон воспитания и развития ребенка с ТНР.(9)
2.Практическая часть
2.1. Методы воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка с ТНР.(11)
2.2. Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок включают:(12)
2.3. Методы коррекции поведения.(12)
Заключение()
Список использованной литературы(13)
Содержание:
Введение()
1.Теоретическая часть
11.Сущность понятий «социальное развитие», «нравственное развитие». Содержание понятия «социально-нравственное воспитание».(3)
1.2. Требования индивидуального подхода к детям с ТНР в процессе воспитания гуманных отношений. Его влияние на социальное развитие дошкольника.(8)
1.3. Сравнение содержания и задач нравственного и социального развития дошкольников. Специфика и взаимосвязь этих важных сторон воспитания и развития ребенка с ТНР.(9)
2.Практическая часть
2.1. Методы воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка с ТНР.(11)
2.2. Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок включают:(12)
2.3. Методы коррекции поведения.(12)
Заключение()
Список использованной литературы(13)
Введение
Социальное воспитание - важнейшая часть воспитания. Его содержание, цели, средства и результаты органически переплетаются с другими направлениями и компонентами целостного процесса воспитания человека. Интегрированным результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций. Мы придерживаемся, точки зрения Сластенина В.А., Шептенко П.А., Ворониной Г.А., которые под социальным воспитанием понимают создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий. Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).
Нравственное воспитание-это целенаправленный процесс формирования у людей моральных качеств, норм.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка с ТНР находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка с ТНР.
Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".
Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.
Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.
Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.
1.Теоретическая часть
1.1. Сущность понятий «социальное развитие», «нравственное развитие». Содержание понятия «социально-нравственное воспитание».
Социальное развитие-это процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народы и окружающего общества. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка ТНР с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Привязанности к родному дому и развитие любви в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей с ТНР дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой.
Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней. [Дошкольная педагогика. Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой.c 45]
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей с ТНР. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок с ТНР освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок с ТНР пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок с ТНР учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети с ТНР овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок с ТНР способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка с ТНР складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка с ТНР формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок с ТНР объясняет, почему норму необходимо соблюдать.
В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок с ТНР, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо Делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5-7 лет ребенок с ТНР понимает общественный смысл нравственной нормы. Осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. [Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика для студ.сред.пед.учеб.заведений. c 187]
Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей с ТНР, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок с ТНР постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми с ТНР определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей с ТНР нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипуляторного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка с ТНР выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка с ТНР есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка с ТНР на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка с ТНР, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей с ТНР на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности".
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка с ТНР находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка с ТНР.[ Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. C 98]