Социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание

В связи с этим в курсовой работе поставлена цель: исследование молодёжной сексуальности, в подростковом возрасте.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:

Раскрыть содержание основных понятий: молодёжь, подростковый возраст и секс.
Проанализировать процесс формирования подростковой сексуальности, её проявления в этом возрасте.
Выявить и систематизировать причины ранних сексуальных отношений.
Сформулировать возможные принципы полового воспитания молодёжи.

Работа состоит из  1 файл

kursk.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

  Введение 

  Темой данной курсовой работы являются социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.

  С конца ХХ века в среде молодежи появилась тенденция вступления в раннюю половую связь юношей и девушек. Это «движение» берет свое начало из страны свободы и демократии - США. Именно там впервые подростки осмысленно начали встречаться друг с другом ради удовлетворения половых потребностей, полового влечения. Затем это распространилось на Европу и всю Америку, а потом, в начале 90-х, оно бурно распространилось и в России[11]. За последние годы в сексуальном поведении и установках российской молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность[5].

  Сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом,       физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична.

  Первая  трудность - многомерность происходящих изменений. Психосексуальное  развитие - один из аспектов онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, особенно с половым созреванием и дальнейшим изменением половой функции. Понять эти явления можно только в системе жизненного цикла организма. Вместе с тем психосексуальное развитие - результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения. Решающее значение здесь имеют социальные факторы: структура деятельности индивида, его взаимоотношения со значимыми другими, нормы половой морали, возраст и типичные формы раннего сексуального экспериментирования, нормативное определение супружеских  ролей и т.д.

  Вторая  трудность - широкая вариативность, множественность типов психосексуального развития. Мужская модель развития существенно отличается от женской; сроки и последовательность фаз, характерные для одного поколения, могут оказаться непригодными для другого поколения и т.д.

  Третья  трудность - крайняя неравномерность распределения научных данных о психосексуальных особенностях разных этапов жизненного пути.

  В связи с этим в курсовой работе поставлена цель: исследование молодёжной сексуальности, в подростковом возрасте.

  В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:

  • Раскрыть содержание основных понятий: молодёжь, подростковый возраст и секс.
  • Проанализировать процесс формирования подростковой сексуальности, её проявления в этом возрасте.
  • Выявить и систематизировать причины ранних сексуальных отношений.
  • Сформулировать возможные принципы полового воспитания молодёжи.

  В курсовой работе использованы труды  психологов: Абрамовой, Кулагиной и  Колюцкого; сексопатологов: Кона и Балабанова. В соответствии с темой исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Операционализация понятий. 

  Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. В настоящее время возрастные границы определены от 14 до 30 лет[3].

  Подростковый возраст – переходный возраст от детства к юношеству, обычно определяемый возрастными границами от 12 до 16 лет.

  Секс (лат. sexus - пол; синоним - половые отношения) - совокупность телесных, психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение (либидо)[10].

  Общей биологической основой сексуального поведения является инстинкт продолжения рода, его конкретные формы (разделение функций между полами, особенности репродуктивного цикла, ритуал ухаживания, техника полового акта и др.). Наряду с инстинктивной, генетически заданной организму программой нормальное половое поведение обеспечивается посредством обучения, через общение со сверстниками, родителями и др.

  Биологический пол человека включает несколько  относительно автономных компонентов, последовательно формирующихся  в процессе развития организма: хромосомный (генетический) пол, который определяется в момент зачатия; гонадный пол, определяемый формированием мужских или женских половых желез; гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация половых органов; морфологический пол, обусловленный строением внутри -репродуктивных органов и наружных гениталий; пубертатный, то есть связанный с половым созреванием, гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков[10].

  Нарушение любого из звеньев этой системы, так  или иначе, сказывается на половой функции.

  Однако  сам по себе биологический пол  ещё не превращает индивида в мужчину  или женщину и не гарантирует  адекватного полового поведения. Для  этого необходима также соответствующая  психосексуальная идентификация, человек  должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую, мужскую или женскую, роль (гендерный пол). Позже, по мере полового созревания, у подростка появляются соответствующие сексуальные интересы, влечение к противоположному или своему полу. Огромное влияние оказывают при этом среда и сверстники. В норме биологические и социально-психологические характеристики пола совпадают, идут в одном направлении. Однако бывают случаи, когда они расходятся (ошибочное определение пола младенца в связи с недоразвитием его гениталий или сомнения относительно половой принадлежности подростка в связи с задержкой полового созревания).

  Одна  из особенностей человеческой сексуальности  в том и состоит, что переживания, связанные с удовлетворением  половой потребности, отделены от её первоначальной биологической цели - продолжения рода. Это создало принципиальную возможность гуманизации полового чувства, превращения элементарного полового влечения в человеческую любовь, когда взаимоотношения между людьми служат не только средством продолжения рода и источником чувственного наслаждения, но и дают высочайшее счастье глубокой психологической, душевной близости. Отсюда также вытекает громадное многообразие форм человеческой сексуальности (гетеро-, гомо-, би-). Кроме замещающих (викарирующих) форм секса, когда оргазм вызывается путём самоудовлетворения (мастурбации) или вспомогательных средств, человеческое воображение способно эротизировать, делать сексуально значимым практически любой реальный или идеальный объект. Секс - неотъемлемая составная часть культуры, которая, с одной стороны, выражает, обобщает и символизирует, а с другой - направляет и координирует многообразные фактические проявления сексуальности[10].

  Всякое  развитое человеческое общество имеет  систему норм половой морали, которая регулирует взаимоотношения полов, соотнося их с деятельностью общественных институтов, в рамках которых осуществляется продолжение рода и воспитание потомства.

  Уже древнейшие цивилизации знали различные  формы сексуальной жизни, одни из которых нормативно одобрялись и даже возводились в ранг культурных символов, а другие осуждались и запрещались. В целом сексуальная жизнь усложнялась и индивидуализировалась по мере развития культуры и личности.

  Потребительское отношение к сексу, в современном мире, оборачивается «свободой» от ответственности и серьёзности в любви, ведёт в конечном итоге к деиндивидуализации половых отношений и эмоциональной неудовлетворённости. В этой области, как и в других, самоконтроль – необходимый момент свободного самовыражения личности. Возрастная динамика сексуальной жизни неразрывно связана с полом вследствие различий жизненного цикла мужчин и женщин и специфических особенностей женской сексуальности. Интерес к вопросам пола и соответствующие психосексуальные ориентации формируются обычно ещё до полового созревания под влиянием среды и воспитания. В период полового созревания пробуждается активное половое влечение. Воздействие гормонов и механического переполнения семенных пузырьков стимулирует повышенную половую возбудимость у мальчиков-подростков (юношеская гиперсексуальность), у которых начинаются первые семяизвержения, появляются эротические фантазии и игры. Однако эротические стремления и потребность в эмоциональном тепле и контакте у подростков часто не совпадают и могут быть даже направлены на людей своего пола. Юношеская любовь психологически очень близка к дружбе, которая предшествует как первая форма свободно выбранной человеческой интимности. Хотя девочки созревают на 1,5-2 года раньше мальчиков, осознанные эротические влечения появляются у них позже, поэтому и интерес к мальчикам, вначале символизируется именно как потребность в дружбе.

  В смягчении психологических кризисов, характерных для периода полового созревания и других поворотных моментов жизненного цикла, важную роль играют половое воспитание, просвещение и сексологическая служба. 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. 

  Подростковый  возраст — важный, ответственный  и нелегкий этап жизни каждого  человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным[9].

  Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако ориентация на взрослые ценности и  сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать  себя «маленьким» и «несамостоятельным». При этом в отличие от ребенка, он не считает такое положение нормальным и стремится его изменить. В то же время, пытаясь вести себя как взрослый, он не готов к «взрослой» ответственности и избегает ее. Психике подростка присущи внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

  Главная особенность подросткового периода  — открытие внутреннего «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств.

  Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменения внешности действительно стимулируют у подростка повышенный интерес к себе самому. У подростков это происходит в силу того, что физическое созревание является одним из признаков взросления. На это обращают внимание не только он сам, но и окружающие его взрослые и сверстники.

  Половое созревание, то есть комплекс психических  и физических изменений, происходящих у подростков, в том числе появление  первой менструации у девочки  и первой поллюции у мальчика, является очень важным моментом в жизни каждого человека и должно восприниматься как позитивное событие. Оно означает следующий шаг в развитии подростка[9].

  Долгое  время беседы о половом воспитании были запретными. Считалось, что они  способны вызвать у молодых людей чрезмерное любопытство и привести к преждевременному половому опыту. Исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения, доказали безосновательность такого мнения. Наоборот, было выявлено, что молодежь, получившая информацию в этой области, обычно осознанно начинает половую жизнь в более поздние сроки, она лучше подготовлена к ситуациям риска.

  Сексуальность - это живая сила личности, средство выражения привязанностей, способность каждого человека открывать себя и узнавать других, вытекающая из его принадлежности к определенному полу[9]. Сексуальность является естественной и неотъемлемой частью человеческой натуры. Она проявляется многогранно и индивидуально, формируется с момента рождения человека и сопровождает его всю жизнь. Проявления сексуальности разнообразны, обусловлены физиологическими и анатомическими различиями мужчины и женщины, их гормональными особенностями, половыми ролями, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни (дружба, любовь, зачатие и рождение детей, взаимоотношения в семье и др.).

  Для того чтобы сформировать объективное  и наиболее полное представление  о человеческой сексуальности, необходимо рассмотреть различные ее аспекты: как биологические, так и социально-психологические.

  Биологический аспект выражен, прежде всего, в раздельнополости человека. Само по себе понятие «пол» (мужской или женский) слагается из многих взаимосвязанных биологических и социально-психологических компонентов.

Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи